+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Как обжаловать требование налоговой об уплате налога, сбора, пени

1. Начинает действовать обязательный досудебный порядок

обжалования решений налоговых органов

Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности подается в течение 10 дней с даты вручения такого решения налогоплательщику или его представителю (, НК РФ). Жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения ( НК РФ).

Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня получения. Срок рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение может быть увеличен на 15 дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов. Срок рассмотрения жалобы на не вступившее в силу решение не увеличивается, поскольку согласно НК РФ апелляционная жалоба подается через принявшую решение инспекцию, которая передает ее вместе со всеми материалами в вышестоящий орган. О принятом по жалобе решении налогоплательщику сообщается в течение трех дней со дня его принятия. Вышестоящий налоговый орган может утвердить или отменить обжалуемое решение, а также изменить его или принять новое (, НК РФ).

По досудебному порядку рассмотрения жалобы вышестоящим органом в Налоговом кодексе РФ больше никаких разъяснений нет. Так, например, не содержится требования к инспекции по извещению лица, направившего жалобу, о дате ее рассмотрения и по обеспечению участия данного лица в ее рассмотрении. Не установлены требования к содержанию решения по результатам рассмотрения жалобы. Действующий Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке (утв. Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290) устарел, так как вообще не содержит такого понятия, как апелляционная жалоба.

Таким образом, введение обязательного досудебного порядка обжалования решений налоговых органов, принятых по результатам налоговой проверки, ограничивает налогоплательщика в праве выбора органа, в который он может обратиться за защитой своих прав.

Право налогоплательщика на участие в рассмотрении его апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом

Финансовое ведомство разъяснило, что согласно и НК РФ налогоплательщик имеет право на участие в процессе исследования материалов налоговой проверки, а его присутствие при рассмотрении его жалобы вышестоящим налоговым органом не предусмотрено (Письма Минфина России от 03.06.2009 , от 24.06.2009 ).

Здесь следует обратить внимание на следующие моменты.

Компания получила требование об уплате налога или сбора (Матулевич В.)

Следовательно, подавая апелляционную жалобу на решение инспекции, налогоплательщик не застрахован от того, что решение может быть изменено даже в той части, которая его устраивает и которая не обжаловалась. Если налогоплательщик не будет присутствовать при рассмотрении его жалобы, то очевидно, что он не будет знать о вменяемых ему нарушениях и не сможет представить свои возражения по данным обвинениям.

Однако возможность давать объяснения вышестоящему налоговому органу относительно вменяемых налогоплательщику нарушений представляет собой конституционно гарантированное право на защиту его интересов. Конституция РФ гласит: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). В соответствии с и НК РФ налогоплательщик вправе представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично или через представителя, а также давать налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов. Согласно разъяснениям Минфина налогоплательщик лишен права на представление возражений в вышестоящий орган, поскольку его участие в рассмотрении апелляционной жалобы ни , ни иными документами не предусмотрено. Однако закон разрешает налогоплательщику защищать свои интересы путем представления налоговому органу объяснений и не запрещает присутствовать при рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим органом.

Таким образом, возможность присутствия налогоплательщика при рассмотрении его апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом может быть предметом обращения в Конституционный Суд РФ, поскольку не совсем понятно, как в данной ситуации налогоплательщик может реализовать право на защиту своих интересов.

Налогоплательщик заинтересован в том, чтобы участвовать в рассмотрении его апелляционной жалобы. Только тогда он сможет узнать о вменяемых ему нарушениях и представить вышестоящему органу соответствующие пояснения по исчислению и уплате налогов. Кроме того, присутствие при рассмотрении жалобы поможет налогоплательщику подготовиться к защите в арбитражном суде, если возникнет такая необходимость. Поэтому целесообразно непосредственно в текст апелляционной жалобы включить просьбу о предоставлении возможности присутствовать на заседании и давать пояснения в ходе рассмотрения жалобы. Если подобная просьба останется без внимания либо в ее удовлетворении будет отказано, налогоплательщик вправе обратиться в суд.

Основания для признания требования налогового органа об уплате недоимки, пеней, штрафа недействительным

Исходя из анализа арбитражной практики, требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным при наличии следующих оснований:

-оно не соответствует фактической обязанности по уплате налога, пеней, штрафа;

— нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы плательщика.

Данные основания были сформулированы Президиумом ВАС РФ (п.

Суды признают требование не соответствующим фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, в частности, в следующих случаях:

— требование выставлено ошибочно (постановление Девятого ААС от 16.06.2014 N 09АП-17436/14);

— размер недоимки, указанный в требовании, отличается от размера недоимки, указанного в резолютивной части решения налогового органа (постановление Девятого ААС от 07.10.2014 N N 09АП-37318/14);

— требование выставлено повторно (постановление Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 2599/09);

Что касается признания требования недействительным в случае существенных нарушений в части содержания требования, то необходимо иметь в виду следующее.

Сведения, которые должны быть отражены в требовании, указаны в п. 4 ст. 69 НК РФ.

Если вам неправомерно начислили налог. Порядок обжалования для физических лиц

Также нельзя признать требование недействительным из-за отсутствия в нем некоторых обязательных данных (предусмотренных п. 4 ст. 69 НК РФ), при условии, что необходимые сведения содержатся в решении налогового органа, декларации, налоговом уведомлении. При этом в требовании есть ссылка на эти документы (п. 52 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Главная / Налоги и налогообложение / Налоги и налогообложение. ч.1

Выставление требования об уплате налога

В случае не уплаты или не полной уплаты налога уполномоченные органы вправе направить налогоплательщику требование об уплате налога, а налогоплательщик обязан выполнить данное требование.

Требование об уплате налога представляет собой адресованное на логоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пени).

По сроку составления требование об уплате налога может быть со ставлено:

— после наступления очередного срока уплаты;

— после налоговой проверки (камеральной, выездной);

— после изменения обязанности по уплате налога, сбора.

Основание для составления требования является наличие не

исполненной обязанности по уплате налога (недоимки).

Единственным исключением по основанию составления требования является положение НК РФ, согласно которого до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В данном случае требование составляется на сумму санкций вне зависимо сти от наличия недоимки по налогу.

Требование об уплате налога должно содержать сведения:

• о сумме задолженности по налогу;

• о размере пеней, начисленных на момент направления требо вания;

• о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

• о сроке исполнения требования;

Уроки Форекс — это отличная для вас подготовиться к успешной работе на рынке Forex!

Это интересно:  Налог на коммерческую недвижимость физических лиц в 2019 году спб

• о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обя занности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

Требование также может быть передано руководителю (законному или полномочному представителю) организации или физическому лицу (его законному или полномочному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого тре бования.

Датой направления требования считается дата передачи требования налогоплательщику или иному обязанному лицу. Дата направле ния при передаче лично под расписку определяется по фактической дате передачи. При передаче иным способом, подтверждающим дату получе ния, – это дата получения.

В случае, когда налогоплательщик уклоняется от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. По шести дней с даты направления заказного письма требование считается полученным.

Срок исполнения требования – это срок, указанный в требовании об уплате налога, в течение которого налоговый орган предлагает заплатить налог на добровольной основе. Срок исполнения обязанности по уплате налога исчисляется с момента направления налогоплательщику требования об уплате налога.

Установление срока исполнения требования необходимо для свое временного вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке.

Требование об уплате недоимки: как его оспорить с учетом нового разъяснения Пленума ВАС РФ

Указанное решение о взыскании может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока уплаты налога.

НК РФ устанавливает два срока направления требования об уплате налога. По общему правилу требование должно быть направлено не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. По ре зультатам налоговой проверки требование об уплате налога и соответст вующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа, направляется ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В случае изменения обязанности по уплате налога или сбора (изменение суммы задолженности, изменение срока платежа) после направления требования об уплате налога должно быть направлено уточненное требование об уплате налога. Например, НК РФ предусмотрена возможность изменения срока уплаты налога при получении отсрочки, рассрочки по уплате налога или сбора. В этом случае, если требование об уплате ранее было направлено налогоплательщику, налоговый орган должен выписать требование об уплате налога и изменить срок его исполнения.

При невыполнении налогоплательщиком требования об уплате на лога в установленный срок налоговые органы принимают решение о взыскании задолженности по налогу (сбору) и пени.

Налоговые инспекции ведут учет направляемых требований об уп лате налога (сбора) и регистрируют их в специальном журнале.

Читать далее: Мероприятия по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов (сборов)

Компания получила требование об уплате налога или сбора (Матулевич В.)

Дата размещения статьи: 11.09.2017

Многим знаком такой документ, как требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа, процентов). Он направляется компаниям, которые не заплатили налог вовремя. Выясним, в каких случаях налоговая инспекция выставляет требование и что делать компании, которая получила этот документ.

Примечание. См. статью «Что смягчает ответственность налогоплательщика» на с. 42.

Сразу скажем, что с 2017 г. все правила, касающиеся требования об уплате налога, распространяются на страховые взносы (п. 8 ст. 69 НК РФ). Это связано с тем, что администрированием страховых взносов теперь занимаются налоговые органы (см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Как оформляется требование

Данные, которые должны быть указаны в требовании, перечислены в п. 4 ст. 69 НК РФ. Вот они:
— сведения о сумме задолженности;
— срок, в который нужно погасить задолженность;
— меры, которые инспекция может применить, если компания не погасит задолженность;
— подробные данные об основаниях взимания налога;
— ссылка на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность уплатить налог;
— предупреждение о том, что в случае неуплаты задолженности материалы будут направлены в следственные органы (если размер недоимки позволяет сделать вывод о совершении преступления).
Форма требования утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@.
Практика показывает, что компании часто получают требования, в которых указана не вся информация, перечисленная в п. 4 ст. 69 НК РФ. Бывает и так, что один или несколько реквизитов формы остаются незаполненными. Возникает вопрос: что делать в такой ситуации? Можно ли считать требование недействительным?
Все зависит от того, какая именно информация отсутствует. Рассмотрим наиболее распространенные спорные ситуации.

Ситуация 1. Отсутствует подпись руководителя инспекции

В форме требования такой реквизит, как подпись руководителя, не предусмотрен. Тем не менее некоторые налогоплательщики считают, что она должна быть. По их мнению, отсутствие подписи лишает требование признаков ненормативного правового акта. А значит, компания не может оспорить этот документ в суде. Но при этом она обязана заплатить сумму, указанную в требовании.
Суды с этим аргументом не соглашаются. Они считают, что отсутствие подписи не меняет природу требования как ненормативного правового акта. Следовательно, суд не может отказать в проверке законности требования. Таким образом, право на судебную защиту не ограничивается (решение ВАС РФ от 06.06.2013 N ВАС-3797/13). Налоговики с этим подходом согласны (п. 11 письма ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Ситуация 2. В требовании не указаны (неверно указаны) какие-либо данные

В какой срок нужно исполнить требование?

По общему правилу требование нужно исполнить в течение восьми рабочих дней с даты получения (п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 69 НК РФ). Дата получения зависит от того, каким способом выставлено требование. Таких способов всего четыре:
— лично под расписку. В этом случае требование считается полученным в день вручения;
— заказным письмом по почте. Требование будет считаться полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 69 НК РФ);
— по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления требования этим способом утвержден Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@. В соответствии с ним компания, получившая требование, не позднее следующего рабочего дня направляет в инспекцию квитанцию о приеме (за ненаправление квитанции предусмотрена отдельная ответственность). Дата, указанная в квитанции, как раз и будет днем получения требования;
— через личный кабинет налогоплательщика. Требование будет считаться полученным на следующий день после его размещения в личном кабинете (п. 4 ст. 31 НК РФ).
Требованием может быть предусмотрен не восьмидневный, а более продолжительный срок. Так, на исполнение требований, которые направляются через Интернет, ФНС России рекомендует отводить не менее 20 календарных дней (п. 4 письма от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@). Впрочем, это не относится к тем налогоплательщикам, которые являются крупнейшими (письмо ФНС России от 12.05.2011 N ЯК-4-8/7612@).
В любом случае в требовании определяется конкретная дата, до которой его нужно исполнить. Она устанавливается в зависимости от того, каким способом выставляется требование. Например, если оно посылается заказным письмом, инспекция должна к стандартному восьмидневному сроку прибавить шесть рабочих дней на доставку.

Что будет, если не исполнить требование?

Если компания проигнорирует требование, налоговая инспекция взыщет задолженность в принудительном порядке (п. 2 ст. 45 НК РФ). Она просто направит в банк решение о принудительном взыскании, и тот, в свою очередь, спишет долг со счета компании. Аналогично могут быть принудительно взысканы электронные денежные средства организации.
Не исключено, что перед принудительным взысканием инспекция заморозит средства компании на счете и переводы электронных денег. Это делается для того, чтобы обеспечить исполнение решения о принудительном взыскании (п. 1 ст. 76 НК РФ). Разумеется, замораживается только та часть денег, которая необходима для погашения задолженности.
Решение о принудительном взыскании может быть принято только после того, как истечет срок, указанный в требовании. На принудительное взыскание у налоговиков есть два месяца. Если они не уложатся в этот срок, взыскивать задолженность им придется через суд. На то, чтобы подать соответствующее заявление, инспекции отводится еще четыре месяца (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Это интересно:  Проверить задолженность по инн по налогам физических лиц по инн без

Нельзя забывать еще и о том, что до принудительного списания средств на сумму задолженности продолжают «капать» пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Таким образом, сумма долга с каждым днем становится все больше.
Еще одно крайне неприятное последствие неисполнения требования — возможность привлечения руководителя и (или) главбуха к уголовной ответственности. Если недоимка (без учета пеней и штрафов) является крупной, налоговая наверняка направит имеющиеся у нее материалы в следственные органы. Причем сделает это очень быстро: в течение десяти рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 32 НК РФ).

Если налоговики нарушили срок направления требования

Пример. Налоговая инспекция провела выездную проверку и вынесла решение о привлечении компании к ответственности. Срок, в течение которого налоговики могут взыскать задолженность, определим расчетным путем. К дате вступления решения в силу прибавляем:
— 20 раб. дн. — на направление требования (п. 1 ст. 70 НК РФ);
— 6 раб. дн. — на доставку требования, если оно отправлено почтой (п. 6 ст. 69 НК РФ);
— 8 раб. дн. (по общему правилу) — на добровольное исполнение требования (п. 4 ст. 69 НК РФ);
— 2 мес. — на принудительное взыскание задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).
После этого налоговики могут взыскать задолженность только через суд.
Предположим, что налоговая инспекция направила требование с опозданием. Открываем его и смотрим на дату, до которой налоговая инспекция требует погасить задолженность. На следующий после нее день налоговая инспекция теоретически вправе вынести решение о принудительном взыскании задолженности. Но если срок, определенный расчетным путем, уже истек, то вынести такое решение налоговики не вправе. Им придется обращаться в суд.
Если же расчетный срок наступает раньше фактического более чем на четыре месяца (время на обращение в суд после того, как истек двухмесячный срок, отведенный для принудительного взыскания), то налоговая инспекция утрачивает возможность взыскания задолженности.

Когда инспекция может уточнить свое же требование?

Что делать, если компания не согласна с требованием?

Примечание. См. статью «Добро пожаловать: где и как отстаивать свои права налогоплательщику» на с. 28 журнала N 12, 2016.

Требование об уплате налога — это ненормативный акт. Следовательно, обжаловать его надо так же, как и другие ненормативные акты налоговиков (например, решение о проведении выездной проверки, постановление о производстве выемки, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, требование о представлении документов). Порядок такого обжалования установлен в ст. 138 и 139 НК РФ.
Компания должна сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Теоретически сделать это можно в течение года (п. 2 ст. 139 НК РФ). И только если результат ее рассмотрения организацию не устроит, она сможет обратиться в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Жалоба подается через налоговый орган, выставивший требование. Он в течение трех рабочих дней обязан направить жалобу в вышестоящий орган (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 139 НК РФ). У того, в свою очередь, есть 15 рабочих дней для того, чтобы принять решение по жалобе (п. 6 ст. 140 НК РФ). При наличии особых обстоятельств этот срок может быть продлен еще на 15 рабочих дней.
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящие налоговики могут оставить жалобу без удовлетворения или отменить требование (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Когда требование обжаловать бессмысленно?

Если требование выставлено на основании решения, принятого по итогам проверки, то оспаривать его не нужно. В такой ситуации следует подавать жалобу на само решение, которым организации начислены налоги (штрафы, пени).
Решение по итогам проверки вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ). Пока этот срок не прошел, налогоплательщик может подать апелляционную жалобу (абз. 3 п. 1 ст. 138 НК РФ).
С одной стороны, подача такой жалобы позволит существенно отсрочить вступление в силу решения по проверке. Дело в том, что оно вступает в силу только после того, как вышестоящий орган рассмотрит апелляционную жалобу (ст. 101.2 НК РФ). Не исключено также, что вышестоящие налоговики согласятся с доводами организации и отменят решение по итогам проверки полностью или частично.
С другой стороны, в случае отрицательного решения вышестоящего органа компании придется заплатить пени за весь период просрочки, включая время рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Если решение по итогам проверки уже вступило в силу, то организация не теряет права на подачу жалобы. Жалоба на вступившее в силу решение может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК РФ).
Здесь надо сказать, что вышестоящий налоговый орган оставит жалобу без рассмотрения (полностью или в части), если установит, что ранее по тем же основаниям жалоба уже подавалась (подп. 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ). Таким образом, если организация уже подавала апелляционную жалобу, то подавать жалобу на вступившее в силу решение по тем же эпизодам будет бессмысленно. Налоговики просто не станут ее рассматривать.
Другое дело, если жалоба подается по не оспоренной ранее части решения. В этом случае проверяющие обязаны рассмотреть жалобу.

СПОРЫ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЙ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА, СБОРА, ПЕНИ, ШТРАФА

Суд также указал, что в нарушение требований п. 4 ст. 69 НК РФ оспариваемое требование не содержит срока уплаты налога, а только срок его исполнения. Даты, указанные в графе «срок исполнения» (12 ноября 2003 г.; 24 февраля 2003 г.), не могут считаться сроками уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДС, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, прочих местных налогов и сборов, поскольку такие сроки не установлены законодательством о налогах и сборах. Полагаем, что помимо вышеуказанных сведений к основаниям взимания налога можно причислить нормы права, предоставляющие налоговым органам и их должностным лицам соответствующие полномочия на взимание налога, а также нормы права, предусматривающие обязанность налогоплательщика уплатить налог. В то же время в п. 4 ст. 69 НК РФ законодатель отделил такой элемент требования, как ссылка на положения закона о налогах, устанавливающего обязанность по уплате налога, от оснований взимания налога и сбора.

Таким образом, из содержания требования налогоплательщику должно быть ясно, на основании чего налоговый орган выявил неправильное исчисление налоговой базы и неправильную уплату налогов за прошедшие налоговые периоды. Иными словами, из требования должна вытекать обоснованность начисления налоговым органом налогов, сборов и пеней как по праву, так и по размеру, а следовательно, и правомерность требования об их уплате. Такое толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме должен внести обязательные платежи.

Между тем в последнее время в практике все реже встречаются судебные акты, признающие требование об уплате налога (сбора) законным в случае его несоответствия п. 4 ст. 69 НК РФ.
Доля таких судебных актов в общей массе судебных актов, принятых по результатам рассмотрения заявлений об оспаривании требований об уплате налога, сбора и пеней, невелика.
Следует сказать, что судебная практика по делам, возникающим в связи с обжалованием требований налоговых органов об уплате налогов (сборов), достаточно обширна.
Это связано с существующим пробелом в НК РФ, а именно с отсутствием норм, устанавливающих четкие правовые последствия несоблюдения налоговыми органами требований, предъявляемых к форме и содержанию требования об уплате налога и сбора.

Это интересно:  Налоги на коммерческую недвижимость в 2019 году для физических лиц

Представляется, что выработка единообразной практики толкования и применения норм законодательства о налогах и сборах в части правовых последствий несоблюдения налоговыми органами п. 4 ст. 69 НК РФ сможет устранить существующий пробел в НК РФ.
Основания недействительности требования об уплате налога и сбора в случае доказывания наличия у налогоплательщика недоимки. Пункт 2 ст. 69 НК РФ предусматривает направление требования налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Следовательно, в случае несогласия налогоплательщика с требованием и, соответственно, обжалования его в арбитражном суде в предмет доказывания налогового органа будет входить наличие недоимки и подтверждение размера недоимки и пеней соответствующими расчетами. В этом случае налоговый орган обязан будет представить документальные доказательства наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогам и сборам в размерах, указанных в требовании. В большинстве случаев в качестве доказательства неуплаты налога и сбора налоговыми органами предоставляются в суд данные лицевых счетов, а также расчет пеней. Следует иметь в виду, что в случае проведения сверки уплаты налогов и несогласия налогоплательщика с расчетами налоговой инспекции налогоплательщик должен представить свои расчеты и привести конкретные доводы относительно расчета сумм недоимки и пеней, составленного налоговым органом.
Само по себе указание налогоплательщиком в акте сверки о его несогласии с расчетами налогового органа без приведения конкретных доводов, подтвержденных соответствующими документами (налоговыми декларациями за проверяемый период, платежными документами об уплате налога (сбора)), не будет свидетельствовать об устранении разногласий по факту и сумме недоимки между налоговым органом и налогоплательщиком. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что надлежащим доказательством наличия недоимки и ее суммы будет двусторонний акт сверки, в котором отражено наличие недоимки, период и основания ее возникновения со ссылкой на первичные документы, обосновывающие размер недоимки и период ее возникновения, бухгалтерской и налоговой отчетности, подтверждающие наличие недоимки и расчет пеней. При этом в качестве первичных документов можно назвать такие документы бухгалтерской и налоговой отчетности, как налоговые декларации за проверяемый период, платежные документы об уплате налога (сбора), акт налоговой проверки.

Обжалование требования об уплате налога

Обжалование требования об уплате налога

Похожие публикации

По результатам налоговой проверки декларации, если контролеры обнаружили в ней неточности, приведшие к занижению размера налоговой базы, налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Аналогичный документ компания или индивидуальный предприниматель может получить и при наличии недоимок за прошедшие периоды, в том числе, если речь идет о задолженности по штрафам и пеням.

Требование об уплате налога

Образец требования об уплате налога утвержден приказом ФНС России от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179@. В приложении №2 к этому документу приведен бланк, которым обязаны пользоваться все инспекции при выставлении требований о погашении недоимок по налогам, сборам, штрафам и пеням. В документе обязательно должны содержаться данные о сумме задолженности, размеру пеней на дату составления требования. Отдельно прописывается и сам срок исполнения требования об уплате налога или иных сумм. Статья 69 Налогового кодекса обязует контролеров также указывать в требовании основания для взимания налога и ссылки на соответствующие статьи Налогового кодекса, которые устанавливают обязанность перечислить ту или иную сумму в бюджет.

Срок исполнения требования об уплате налога – 8 дней с даты его получения. Впрочем, в самом документе может быть установлен иной срок, который в случае его указания является приоритетным.

Законодательно установлены и сроки, в течение которого контролеры могут выставлять требование налогоплательщику. Они в данном случае будут зависеть от ситуаций, по которой возникла недоимка (ст. 70 НК РФ).

Все выше перечисленные моменты оформления требования об уплате налогов должны неукоснительно соблюдаться инспекторами при составлении документа. Любая погрешность в этом процессе сама по себе может быть основанием для обжалования требования.

Право на обжалование требования

Надо сказать, что требования об уплате налогов по сути своей в основном бывают справедливы, то есть контролеры не предъявляют к уплате несуществующих долгов. Довольно часто при получении требования проблема кроется в несвоевременном перечислении каких-то налогов и сборов, просрочках подачи отчетов или других нарушениях, привозящих к штрафам. Иногда случаются и такие ситуации, когда в отчете налогоплательщик указывает по ошибке завышенный налог, но перечисляет в бюджет правильную сумму – в таком случае при получении требования необходимо скорректировать ранее поданную декларацию. Либо же перечисление в бюджет было совершено с ошибкой в платежных реквизитах, таким образом плательщик уверен, что свои обязательства перед бюджетом он выполнил, но в ИФНС за ним числиться недоимка. В этом случае логичным решением будет пройти дополнительно сверку с бюджетом с целью проверки перечня совершенных платежей.

Однако, если видимых причин для доначисления налогов или санкций нет, и налогоплательщик не согласен с выдвинутыми требованиями, то ему предоставляется возможность отстоять свою точку зрения о корректности перечисленных сумм налогов или отсутствии задолженностей.

Порядок обжалования требования об уплате налога

Возможность обжалования актов налоговых органов закреплено в статье 137 Налогового кодекса. В принципе, оспорить можно любой ненормативный акт, действие или бездействие должностных лиц, нарушающие права налогоплательщика. Требование об уплате налога, считающееся ненормативным актом, также можно обжаловать. Сделать это можно путем обращения в две инстанции: с жалобой в вышестоящий налоговый орган и с апелляционной жалобой в суд.

Компания или ИП, получившие несправедливую, по их мнению, претензию, могут выбрать наиболее подходящий для них вариант, либо подать одновременно оба варианта возражения на требование об уплате налога. Образец, установленный законом, для такого случая не предусмотрен. Налогоплательщик просто излагает в жалобе свое несогласие с содержанием требования, ссылаясь при этом на действующие положения законодательства, а также при необходимости на имеющиеся у него документы, подтверждающие корректность его расчетов с бюджетом – например, он может представить копии платежек на перечисление сумм налога, которые якобы не были уплачены.

При составлении апелляционной жалобы изложить ситуацию стоит несколько более подробно и, что называется, с самого начала. При рассмотрении дела судьям должно быть ясно, в виду чего было выставлено требование налогового органа, с чем именно не согласен налогоплательщик, какие у него имеются доказательства несправедливости претензий со стороны налоговиков.

Выбор способа обжалования требования остается на усмотрения самого бизнесмена. Но тут нужно понимать, что у каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. При обжаловании требования в выше стоящий налоговый орган нужно понимать, что на период рассмотрения жалобы действие первоначального требования не будет приостановлено. Если при этом контролеры хотят взыскать с налогоплательщика значительную сумму долга, то это может серьезным образом отразиться на его бизнесе: сумму или заблокируют на расчетном счете или же просто спишут, направив инкассовое требование в банк.

В суд же можно обратиться с ходатайством о приостановлении исполнения обжалуемого требования. В этом случае до окончания рассмотрения дела ИФНС не сможет принудительно взыскать сумму оспариваемой задолженности. С другой стороны, при обращении в суд нужно понимать, что подобный способ обжалования требования об уплате налога предполагает дополнительные траты, как минимум, в виде первоначальной оплаты госпошлины, а кроме того может затянуться на более длительный период времени.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, www.logosinfo.ru, spmag.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector