+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Расходы на воду, лифт и сануборку госнедвижимости: возмещение с 10.09.2019

Дата размещения статьи: 17.11.2015

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Дело в том, что нормы бухгалтерского и налогового законодательства не дают четкого ответа на вопрос, как правильно учитывать эти объекты — отдельно от здания или вместе с ним как единый инвентарный объект. А ведь от этого зависят ежемесячные суммы амортизации, порядок учета расходов на ремонт и модернизацию. Поэтому наша задача — опираясь на разъяснения контролирующих органов и примеры из арбитражной практики, осветить некоторые спорные вопросы, связанные с учетом этих механизмов.

Вместе или врозь?

Для начала обратимся к нормам бухгалтерского законодательства. Согласно п. 6 ПБУ 6/01 Учет основных средств» единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Таковым признается в том числе обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общих приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

В то же время данной нормой предусмотрено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (абз. 2 п. 6).

В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования (далее — СПИ) объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 258 НК РФ: СПИ амортизируемого имущества устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта с учетом Классификации ОС .

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Каковы же последствия того или иного вида учета рассматриваемых объектов ОС? С одной стороны, если лифт признается самостоятельным объектом, то расходы на его приобретение можно списать через амортизацию быстрее, чем если бы он учитывался в составе здания. Но, с другой стороны, при замене «самостоятельного» лифта возникает новый объект ОС с необходимостью начисления амортизации, тогда как, заменяя лифт, не являющийся самостоятельной инвентарной единицей, затраты можно учесть единовременно в качестве расходов на капитальный ремонт.

Предположим, организация по договору купли-продажи приобрела объект недвижимости, в котором имеется лифт, при этом здание ранее эксплуатировалось и по нему начислялась амортизация. Полагаем, что в подобном случае лифт следует учитывать в том же порядке, который применял предыдущий собственник, — либо как самостоятельный объект, либо в составе здания.

Если же организация приобретает новый объект недвижимости или строит его сама, то ей придется выбрать, как учитывать лифт — отдельно от здания или в его составе. Еще раз подчеркнем, что в любом случае не исключены споры с налоговыми органами.

Замена лифта, учитываемого.

. в составе здания

Рассмотрим, как отразить в учете замену лифтов в здании на новые, если старые лифты не являлись самостоятельными объектами ОС.

В бухгалтерском учете восстановление объекта основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции (п. 26 ПБУ 6/01).

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта ОС после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (п. 27 ПБУ 6/01).

Таким образом, полагаем: если замена лифта не приводит к улучшению нормативных показателей функционирования здания, то в бухгалтерском учете затраты, связанные с такой заменой, следует рассматривать как затраты на капитальный ремонт, отражать в расходах по обычным видам деятельности и включать в состав общехозяйственных расходов на основании п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» .

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Пример 1. Организации на праве собственности принадлежит офисное здание, в котором имеется пассажирский лифт. Его стоимость была учтена в стоимости здания, то есть лифт не был выделен в самостоятельный инвентарный объект.

В бухгалтерском учете в сентябре будут сделаны следующие проводки:

Экономика отрасли / Для заочников / Носенко И.Ю. — Том 2. Сметное дело в строительстве — 2005

Глава 13 _________________________________________________ 505

Ответ. Управление ценообразования и сметного нормирования Госстроя России письмом от 10.12.98 г. №10-24(118) разъяснило, что в соответствии с письмом Госстроя России от 10.03.98 г. №ВБ-20-82/12 «Об оплате расходов по добровольному страхованию строительных рисков» при строительстве объектов за счет средств федерального бюджета, подрядчик вправе включать в состав договорной цены страховые платежи по добровольному страхованию строительных рисков в размере до 1% от себестоимости выполненных работ.

Учитывая изложенное, а также актуальность поднятого вопроса, Управление считает возможным разрешить, по согласованию с заказчиком, предусматривать в 9-ой главе сводного сметного расчета, в пределах утвержденного сметного лимита на страхование строительных рисков, компенсацию затрат проектных и изыскательских организаций на страхование их профессиональной ответственности.

Вопрос. Просим разъяснить порядок распределения общей суммы премии, причитающейся за ввод в действие объекта в срок между заказчиком, подрядчиком и проектной организацией, по сложившейся системе расчетов.

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.05.2005 г. №6-347(119), порядок распределения общей суммы премии, причитающейся за ввод в действие объекта в срок, между заказчиком, подрядчиком и проектной организацией устанавливается в договорах подряда между сторонами.

— оформление тех. паспорта

— съемка выполненных инженерных сетей

— испытание электроустановок лабораторией Энергонадзора

— бак. анализ, хим. анализ воды, обследование на родон

— окончательная приемка сетей газопровода

— технадзор за ведением строительства сетей газопровода

— техническое освидетельствование энергетического хозяйства

— постановка на кадастровый учет

506 ________________________________________________ Глава13

— сторожевая охрана объекта после сдачи его в эксплуатацию до заселения жильцами и т.д.

Просим дать разъяснение по данному вопросу: на какую главу относятся

Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально- му от 25.02.2005 г. №6-104(120), разъяснило, что в приложении №8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации — МДС 81-35.2004 приведены основные виды прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 сводных сметных расчетов.

В соответствии с п. 4.85. (второй абзац), упомянутой Методики, для специфических условий строительства в главе 9 могут учитываться другие виды прочих затрат.

В соответствии с п. 4.86. указанной Методики, в случае необходимости возможно подразделение отдельных затрат по главе 9 на «затраты подрядчика» и «затраты заказчика».

Вопрос. Во время строительства и сдачи в эксплуатацию объектов (особенно жилых домов), возводимых за счет средств госбюджета, по требованиям различных организаций на местах, возникает необходимость в оплате различных согласований, сертификации и других услуг, без выполнения которых невозможно строительство и сдача объектов в эксплуатацию. Так, например, при строительстве жилого дома в Санкт-Петербурге необходимо оплатить различным организациям указанных затрат только по одному объекту порядка 300 тыс. руб. (до 1% от стоимости объекта), а именно:

— выдача технических условий и согласование проекта 10,3 тыс. руб.;

— исследование почвы 11,1 тыс. руб.;

— проведение Государственной экологической экспертизы проекта 19,4 тыс. руб.;

— проведение первичной инвентаризации и составление технического пас порта 50,8 тыс. руб.;

— предварительное рассмотрение проектно-сметной документации и выдача заключения Энергонадзора 10,2 тыс. руб.;

— сертификационные испытания электроустановок 15,6 тыс. руб.;

— проведение тепловизионного обследования 46,6 тыс. руб.;

— исполнительная съемка объекта 20,4 тыс. руб.;

— экспертиза Госэнергонадзора 69,5 тыс. руб.;

— согласование проекта пожарной службой 11,1 тыс. руб.;

— выдача технических условий и согласование проекта на защиту от коррозии 8,0 тыс. руб.; и другие затраты.

Компенсация вышеуказанных затрат сметной документацией на строительство объектов не предусмотрена.

Прошу разъяснить, за счет каких средств возможно произвести оплату указанных затрат, в противном случае объекты не принимаются в эксплуатацию на обслуживание городскими коммунальными и другими службами.

Глава 13 __________________________________________________ 507

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 02.06.2005 г. №6-442(121), в приложении №8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации — МДС 81-35.2004 приведены основные виды прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 сводных сметных расчетов.

В соответствии с п.4.85. (второй абзац), упомянутой Методики, для специфических условий строительства в главе 9 могут учитываться другие виды прочих затрат.

В соответствии с п.4.86. указанной Методики, в случае необходимости возможно подразделение отдельных затрат по главе 9 на «затраты подрядчика» и «затраты заказчика».

Вопрос. Какие еще затраты, включаемые в главу 9 сводных сметных расчетов, можно относить к специфическим?

Ответ. Затраты на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (борьба с радиоактивностью, силикозом, малярией, энцефалитным клещом, гнусом и др.) определяются расчетами на основании ПОС (графы 7 и 8).

Это интересно:  Особенности контрактной службы по ФЗ 44

Затраты по содержанию и эксплуатации фондов природоохранного значения: очистных сооружений, золоуловителей, очистки сточных вод и др. определяются расчетами на основании ПОС (графы 7 и 8).

Затраты по аренде флота при строительстве мостов, искусственных морских сооружений и др. определяются расчетами на основании ПОС (графы 7 и 8).

Затраты по аренде специальной авиационной техники для производства строительно-монтажных работ и доставка материалов в отдаленные труднодоступные районы определяются расчетами на основании ПОС (графы 7 и 8).

Затраты по наблюдению в ходе строительства за осадкой зданий и сооружений, возводимых на просадочных, вечномерзлых, насыпных грунтах, а также уникальных объектов определяются расчетом на основании проектных решений и программы наблюдений ^графы 7 и 8).

Затраты по выполнению художественных произведений на объектах строительства силами творческих организаций определяются расчетами на основании договоров, заключаемых с творческими организациями (графы 7 и 8).

Затраты по первоначальному пробегу к месту первой погрузки от места последней разгрузки автотранспорта определяются по расчету на основе данных ПОС.

Затраты на развитие инфраструктуры производственной базы подрядных организаций (гр. 4, 5, 6, 7, 8) определяются на основании данных ПОС расчетом (МДС 81-25.2001).

Погрузочно-разгрузочные и транспортные затраты, связанные с поставкой строительных материалов и конструкций через площадки промежуточного хранения (перевалочныебазы) (гр.4,8)определяютсяна основанииданных ПОСрасчетом.

Затраты, связанные со строительством и обустройством площадок проме-

жуточного хранения строительных материалов и конструкций (перевалочных баз) (гр. 4, 5, 6, 7, 8) определяются на основании данных ПОС расчетом.

Затраты на первоначальную очистку от снега территории участка, отведенного под строительство, определяются на основании расчета с учетом данных о толщине снежного покрова в месяц начала работ за предыдущий период (графы 4, 8).

Затраты по периодической очистке снега в течение всего зимнего периода подъездных безрельсовых дорог от магистралей к строительным площадкам определяются на основании расчета аналогичного предыдущегопункту (графы 4,8).

Затраты по снегоборьбе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также в сельской местности, расположенной в пределах IV, V, и VI температурных зон включаются в размерах, приведенных в сборниках норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных и ремонтных работ в зимнее время (графы 4, 8).

Затраты на оплату труда подрядными организациями пропусков и разрешений на проезд и провоз грузов автотранспортом в период распутицы и перекрытия автодорог на просушку определяются на основании данных за предшествующий период в графы 7, 8 (письмо Госстроя РФ от 28.10.98 г. №10-385).

Затраты на радиационный контроль зданий и прилегающей территории после завершения строительства определяются на основании данных за предшествующий период (графы 7, 8).

Затраты на вывоз представителей Госгортехнадзора на приемку лифтов определяются на основании данных за предшествующий период (графы 7, 8).

Затраты на услуги лаборатории СЭС в том числе:

Анализ холодной и горячей воды определяется на основании данных за предшествующий период (графы 7, 8).

Измерение шума от вентустановок (внутри здания) определяется на основании данных за предшествующий период (графы 7, 8).

Измерение шума от оборудования (графы 7,8) определяется на основании данных за предшествующий период.

Перечисленные затраты определяются на основании данных за предшествующий период (графы 7,8).

Затраты на заказ КИС определяются на основании данных за предшествующий период (графы 7, 8).

Затраты на инвентаризацию ПИБ определяются на основании данных за предшествующий период (графы 7, 8).

Затраты на кадастровую съемку ТП определяются на основании данных за предшествующий период (графы 7, 8).

Затраты на присвоение кадастрового номера определяются на основании данных за предшествующий период (графы 7, 8).

Затраты на получение заключений и согласование рабочей документации службами пожарного, санитарного надзора, Энергонадзора и т.п. определяются на основании данных за предшествующий период (графы 7, 8).

Затраты на санитарно-экологическое сопровождение определяются расчетом на основании письма Госстроя России от 03.11.99 г. №10-397.

Глава 13 __________________________________________________ 509

Затраты на обследование и испытание законченных строительство мостов определяются расчетом на основании СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы» (письмо Минстроя РФ от 25.09.96 г. №12-317).

Вопрос. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 главы 25 части II Налогового кодекса Российской Федерации платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы включаются в состав материальных расходов.

В аналогичном порядке эти платежи в пределах нормативов, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. №552 («Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли») относились на себестоимость продукции, работ, услуг.

Однако некоторые региональные центры по ценообразованию в строительстве при формировании сводных сметных расчетов и согласовании калькуляций себестоимости продукции, выпускаемой на производственных базах подрядных организаций, а также при проверке смет по объектам, финансируемым из бюджетов субъектов федерации исключают эти затраты из сметной документации. При этом они считают, что все указанные платежи, как за предельно допустимые нормы, так и за превышение этих норм, следует относить за счет прибыли.

ОАО Корпорация «Трансстрой» считает, что в соответствии с действующими нормативными документами указанные затраты должны дополнительно включаться в состав сводного сметного расчета. Прошу дать разъяснение.

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 27.02.2002 г. №10116(122), платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду согласно действующему законодательству включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ средства на покрытие указанных налоговых платежей учитываются в главе «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.

В расчете этих средств в соответствии со ст. 270 гл. 25 Налогового кодекса Российской федерации не учитываются платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Приформировании отпускных цен на продукцию, выпускаемую на производственных базах подрядных организаций,платежизапредельнодопустимыевыбросызагрязняющих веществвключаютсяв калькуляциисебестоимостиуказаннойпродукции.

Вопрос. В настоящее время при определении сметной стоимости и при расчетах за выполненные работы на объектах транспортного строительства, между подрядными организациями и заказчиками имеют место следующие разногласия по порядку учета затрат, связанных с вахтовым методом производства работ.

Некоторые заказчики отказываются учитывать в составе сметной стоимости и компенсироватьпри оплатевыполненных работ затраты на организацию работы

вахтовым методом работников аппарата управления подрядной организации, в том числе: оплата дней отдыха в связи с работой сверх нормативной продолжительности, доплата за время нахождения в пути, транспортные затраты на доставку от места жительства до вахтового поселка, затраты на проживание в вахтовом поселке, надбавки за вахтовый метод производства работ и т.д.

Корпорация «Трансстрой» считает, что при необходимости организации работы вахтовым методом работников аппарата управления подрядной организации и оформлении соответствующих документов указанные затраты должны учитываться в составе сметной стоимости наряду с затратами на организацию работы вахтовым методом рабочих и инженерно-технических работников подрядной организации.

Прошу дать разъяснение.

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 13.12.2001 г. №10767(123), затраты на оплату труда работников аппарата управления, включенные в накладные расходы, учитывают сложившиеся затраты подрядных организаций в местах ее постоянной дислокации и не компенсируют дополнительных затрат, связанных с организацией работ вахтовым методом.

Учитывая изложенное, затраты по организации работы вахтовым методом работников аппарата управления подрядной организации при соответствующем обосновании подлежат дополнительному учету в составе сметной стоимости строительства.

Оплата труда и компенсации при мобильных методах производства работ регулируются постановлением Минтруда России от 29.06.94 г. №51.

Вопрос. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов, особенно линейных, подрядные организации несут дополнительные затраты, связанные с ограничением проезда и провоза грузов по дорогам в период весенней распутицы, которые включают оплату пропусков, разрешающих проезд по дорогам в этот период.

В связи с тем, что указанные затраты не учитываются нормами накладных расходов, прошу дать разъяснение по порядку их учета в сметной документации.

Вопрос. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте технически сложных и уникальных объектов подрядные организации несут затраты на оплату услуг специализированных организаций, привлекаемых для выполнения научноисследовательских, экспериментальных или опытных работ по стройке, связанных с обеспечением реализациипринятых в проекте технических решений.

Глава 13________________________________________ 511

В связи с вышеизложенным и в целях правильного определения сметной стоимости, прошу дать разъяснение по порядку учета указанных затрат.

Ответ. Госстрой России письмом от 30.09.99 г. №10-351(125), разъяснил, что в соответствии с п.9.9 приложения 9 к «Методическим указаниям по определению стоимости продукции на территории Российской Федерации МДС 81 -1.99», принятым постановлением Госстроя России от 26.04.99 №31, затраты, связанные с отчислением на оплату услуг научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР), принимаются в размере 1,5% себестоимости строительной продукции и включаются в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного расчета стоимости строительства.

Вопрос. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.95 №962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы по сети автомобильных дорог Российской Федерации, взимается плата за ущерб, наносимыйдорогам идорожнымсооружениям транспортнымисредствами.

Это интересно:  ДОВЕРИЕ ОРЕНБУРГСКИЙ НПФ - Пенсиолог

Кроме указанной платы, подрядчик несет расходы по перевозке крупногабаритных грузов, по оплате услуг по сопровождению транспортных средств, выдаче разрешений, пропусков и т.д.

В связи с этим, прошу дать разъяснение по порядку учета и компенсации затрат перевозчика (подрядчика), связанных с перевозкой крупногабаритных грузов и оплатой услуг по сопровождению транспортных средств, выдаче разрешений, пропусков и т.д.

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 12.08.99 г. №10307(126), затраты подрядной организации, связанные с перевозкой негабаритных и тяжеловесных грузов, а также с оплатой услуг по их сопровождению спецавтомобилями ГИБДД, выдачей разрешений, пропусков и т.д., подлежат возмещению заказчиком по фактическим затратам при наличии подтверждающих документов и включаются в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета. К негабаритным и тяжеловесным грузам относятся:

— негабаритные и тяжеловесные строительные и дорожные машины и механизмы;

— то же материалы, изделия и конструкции;

— то же передвижные, мобильные и инвентарные здания и сооружения.

Вопрос. Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), затраты включаемые в главу 9 сводных смет, приведенные в Приложении 9, не учитывают специфику работ на Крайнем Севере, в них отсутствуют до-

полнительные затраты, включаемые в главу 9 сводных смет, специфические только для районов Крайнего Севера. Перечень таких затрат приводится в Пособии по проверке правильности определения стоимости строительства, изданным ОАО Газпром в 1999 году (стр. 54-55).

Просим разъяснить, можно ли пользоваться упомянутыми выше материалами ОАО Газпром при составлении сметной документации на строительство объектов, связанных с обустройством нефтяных месторождений в районах Крайнего Севера.

Ответ. В соответствии с письмом Госстроя России от 07.06.2000 г. №10225(127), Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-1.99 (утверждены постановлением Госстроя России от 17.12.99 №76) учитывают, как правило, производство строительных работ в нормальных условиях. Особые условия строительства, в частности, связанные со спецификой производства строительных работ при обустройстве нефтяных и газовых месторождений в районах Крайнего Севера, необходимо учитывать дополнительно.

Перечень дополнительных затрат, приведенный в «Пособии по проверке правильности определения стоимости строительства» и изданный ОАО Газпром в 1999 г. (стр. 54-55), наиболее полно учитывает особенности строительства в условиях Крайнего Севера.

Включениеуказанных затрат в 9 главу целесообразно производить при наличии обоснования в ПОС в размерах, согласованных с заказчиком, а оплату за выполненные объемы работ осуществлять по фактически произведенным затратам.

Ниже приводятся данные из упомянутого выше пособия.

Примечание. Процентные показатели дополнительных затрат (пп. 1-12 перечня «Прочих работ и затрат» ОАО «Газпром»), представленные в графе 3, носят информационный характер, выражают среднеотраслевые условия строительства объектов газовой промышленности и служат, в первую очередь,

в качестве лимита для отслеживания уровня расчетных показателей вышеперечисленных нелимитированных затрат, предусматриваемых в сметной документации на строительство.

Процентные показатели могут быть использованы при анализе сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, а также при расчете средств на возмещение тех или иных прочих работ и затрат, принимая

в качестве ориентира указанные расчетные лимиты, которые не следует превышать. Случаи превышения должны быть подтверждены соответствующими расчетами с обоснованием причин такого превышения.

При применении процентных показателей в расчетах по определению сметной стоимости строительства объектов других отраслей промышленности требуется обязательная привязка к условиям строительства.

Вопрос. В приведенном выше перечне дополнительных затрат, включаемых в главу 9 сводных сметных расчетов «Прочие работы и затраты» для специфических условий строительства, приведены затраты на содержание и ремонт зимников. Некоторые заказчики утверждают, что указанный норматив учитывает в своем составе не только затраты на содержание и ремонт зимников, но и затраты на их строительство. Так ли это?

и т.д.), не отражаются ни в норме накладных расходов, ни в норме удорожания работ в зимнее время. Поэтому при строительстве объектов в районах Крайнего Севера в главу 9 сводного сметного расчета отдельно включаются затраты на содержание и ремонт зимников, которые также учитывают эксплуатацию машин

и дежурной техники, занятых на расчистке и восстановлении трассы.

Норма отчислений указана в Пособии по проверке правильности определения стоимости строительства (издание ОАО «Газпром», 1999 г.) и составляет от 3,9 до 6 процентов от общей стоимости строительно-монтажных работ.

Возмещение госрасходов арендодателя на сануборку мест общего пользования

Расходы на услуги по санобработке и уборке мест общего пользования (далее — МОП), включая дезинфекцию, дезинсекцию (уничтожение насекомых), дератизацию (уничтожение грызунов), подлежат возмещению арендатором .

При этом расчет возмещения расходов на вышеуказанные услуги, оказанные сторонними организациями, производится по формуле :

Например, организация сдает в аренду часть здания двум арендаторам. Количество работников, работающих в арендованных помещениях, составляет:

— у арендатора «А» — 7 человек;

— у арендатора «Б» — 10 человек.

У самого арендодателя в здании работает 200 человек. Иных лиц, пользующихся зданием, не имеется. Фактические расходы организации на услуги сторонней организации по обработке подвала и чердака здания от грызунов и насекомых составили 250 руб. (в том числе НДС 41,67 руб.).

В данной ситуации всего в здании работает 217 человек (7 + 10 + 200). Сумма расходов, выставляемая арендодателем к возмещению, составит:

— для арендатора «А» — 8,06 руб. (250 руб. x 7 человек / 217 человек), в том числе НДС 1,34 руб. (8,06 руб. x 20 / 120);

— для арендатора «Б» — 11,52 руб. (250 руб. x 10 человек / 217 человек), в том числе НДС 1,92 руб. (11,52 руб. x 20 / 120).

На заметку
В общем случае количество физлиц, работающих в здании либо пользующихся им, рекомендуется определять на момент заключения договора аренды исходя из штатного расписания арендодателя, а также штатных расписаний арендаторов и статистических данных за предшествующий период по количеству физлиц, пользующимся таким имуществом .

Работы по санобработке (уборке) помещений могут осуществляться штатными работниками арендодателя. При этом полагаем, что возмещению арендатором подлежит не только часть фактических затрат арендодателя на оплату труда персонала, занимающегося санобработкой, и страховые взносы на фонд оплаты их труда, а также расходные материалы, инструменты и приспособления, необходимые для санитарного содержания помещений .

Как правило, зарплата обслуживающего персонала насчитывается на весь объем выполняемых работ в текущем месяце. В этом случае из расходов на санобработку (уборку) всего здания следует вычленить расходы, приходящиеся на МОП. При этом указаний о том, как это сделать, законодательство не содержит. Решение этого вопроса отдается на откуп арендодателю.

Со своей стороны, рекомендуем долю расходов по санобработке (уборке) МОП рассчитывать пропорционально площади МОП по формуле:

Полученную часть расходов на санобработку (уборку) МОП следует распределить между арендаторами пропорционально численности физлиц, работающих в сданной в аренду недвижимости либо пользующихся ею .

Например, общая площадь здания составляет 9000 кв. м. Площадь мест общего пользования — 2700 кв. м. Организация сдает в аренду помещения двум арендаторам. Всего в здании работает 530 человек, в том числе у арендодателя — 500 человек, у арендатора «А» — 12 человек, у арендатора «Б» — 18 человек. Иных лиц, пользующихся зданием, не имеется.

Фактические затраты арендодателя на санобработку (уборку) здания штатными работниками за месяц составили 4000 руб.

В данной ситуации расходы на санобработку (уборку) МОП составят 1200 руб. (4000 руб. x 2700 кв. м / 9000 кв. м).

Определим возмещаемую часть фактических затрат на санобработку (уборку) МОП. Ее размер составит:

— для арендатора «А» — 27,17 руб. (1200 руб. x 12 человек / 530 человек);

— для арендатора «Б» — 40,75 руб. (1200 руб. x 18 человек / 530 человек).

Если санобработка (уборка) сдаваемых в аренду помещений производится арендатором самостоятельно (без привлечения персонала арендодателя), то в этом случае расчет доли расходов по санобработке (уборке) МОП рекомендуем производить следующим образом:

Например, определим возмещаемую часть фактических затрат на санобработку (уборку) МОП с использованием данных предыдущего примера с условием, что персонал арендаторов осуществляет санобработку (уборку) арендуемых помещений самостоятельно. При этом арендатору «А» сданы в аренду помещения площадью 190 кв. м, арендатору «Б» — 330 кв. м.

В таком случае расходы на санобработку (уборку) МОП составят 1273,58 руб. (4000 руб. x 2700 кв. м / (9000 кв. м – (190 кв. м + 330 кв. м)).

Возмещаемая часть фактических затрат на санобработку (уборку) МОП составит:

— для арендатора «А» — 28,84 руб. (1273,58 руб. x 12 человек / 530 человек);

— для арендатора «Б» — 43,25 руб. (1273,58 руб. x 18 человек / 530 человек).

Питьевая вода для нужд офиса: учет и оформление

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова и Дмитрий Игнатьев рассказывают о бухгалтерском и налоговом учете затрат на приобретение питьевой воды для нужд офиса, а также о документальном оформлении ее списания для организаций, применяющих общий режим налогообложения.

Организация (общий режим налогообложения) приобретает питьевую воду для офиса. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данные расходы? Какие документы нужно оформить?

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Что конкретно подразумевается под обеспечением нормальных условий труда и какие затраты относятся к такому обеспечению, НК РФ не поясняет.

Согласно нормам трудового законодательства на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ).

Статья 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В ст. 212 ТК РФ перечислены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

При этом в ст. 163 ТК РФ содержится открытый перечень условий, обеспечивающих нормальные условия работы.

Заметим, что в п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность, в том числе юридических лиц, осуществлять, в частности, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Таким образом, на наш взгляд, документально подтвержденные затраты организации на приобретение питьевой воды с целью обеспечения нормальных условий труда работников могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.

В указанных письмах финансовое ведомство приходит к выводу, что затраты организации на приобретение чистой питьевой воды и соответствующего оборудования для обеспечения необходимых условий труда работников могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 НК РФ с учетом положений ст. 252 НК РФ.

При этом Минфин России ссылается на п. 18 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (далее — Типовой перечень).

В Типовом перечне (который является рекомендательным) указывается, что конкретный список мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Отметим, что в п. 18 Типового перечня говорится о приобретении и монтаже установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой. То есть приобретение бутилированной воды данный пункт конкретно не обосновывает.

Таким образом, приведенные письма Минфина России, относящиеся к 2012 году, не содержат никаких дополнительных условий для учета затрат на приобретение воды в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Поэтому полагаем, что при отсутствии у организации заключения санитарно-эпидемиологической службы, документально подтвержденные и обоснованные (экономически оправданные) расходы на приобретение питьевой воды могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Однако прежние разъяснения финансового ведомства (до вступления в силу Типового перечня) не отменены. Поэтому полностью исключать возможные претензии налоговых органов относительно признания организацией в налоговом учете расходов по приобретению питьевой воды при отсутствии соответствующего документа о непригодности водопроводной воды для питья, по нашему мнению, преждевременно.

На основании изложенного организация должна самостоятельно принять решение, учитывать или нет в целях налогообложения указанные затраты.

Бухгалтерский учет

На основании п.п. 2 и 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01) питьевая вода принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов (далее — МПЗ) по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 6 ПБУ 5/01).

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, определено, что МПЗ, приобретенные для собственных нужд, подлежат отражению в учете по дебету счета 10 «Материалы».

Соответственно, бухгалтерские проводки, отражающие поступление воды, будут следующими:

Дебет 10 Кредит 60 (76)

— оприходована поступившая от поставщика питьевая вода;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

— учтена сумма НДС (при наличии счета-фактуры, содержащего сумму НДС);

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— сумма НДС принята к вычету (при соблюдении всех предусмотренных главой 21 НК РФ условий).

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Следовательно, если затраты на приобретение питьевой воды рассматриваются организацией как расходы по обычным видам деятельности (в том случае, если организация принимает решение учитывать воду в целях налогообложения прибыли), то при передаче воды для потребления работниками в учете делается запись:

Дебет 20 (26) Кредит 10

— списана стоимость приобретенной питьевой воды.

Если же организация принимает решение приобретенную воду в целях налогового учета в составе расходов не отражать, то считаем, что расходы в виде стоимости питьевой воды признаются прочими и учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10

— стоимость воды включена в состав прочих расходов;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 19

— сумма НДС учтена в составе прочих затрат.

Согласно п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (далее — ПБУ 18/02) данное ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства.

В случае применения организацией ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете следует отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4, 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— (стоимость затрат на воду, включая НДС (постоянная разница) х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

Документальное оформление

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Основанием для отражения стоимости приобретенной питьевой воды в бухгалтерском учете служат договор с поставщиком, отгрузочный документ поставщика (товарная накладная по форме N ТОРГ-12) и приходный ордер (форма N М-4).

Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется требование-накладная (форма N М-11).

Для документального оформления списания питьевой воды в производство, на наш взгляд, организация вправе использовать самостоятельно разработанную форму акта на списание материалов в производство, которая должна отвечать требованиям к первичным учетным документам, предъявляемым п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Для подтверждения обоснованности отнесения к расходам в целях налогообложения стоимости питьевой воды целесообразно оформить внутренние организационно-распорядительные документы, например, приказ руководителя. Можно также разработать корпоративные стандарты организации, содержащие правила, согласно которым, в частности, работники обеспечиваются питьевой водой для создания наиболее благоприятных условий труда.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, ilex.by, buh.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector