+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Профстандарт директора: квалификация руководителя коммерческой или некоммерческой организации, генерального директора

С самого начала разработки, еще будучи не обязательными, а рекомендательными актами, профессиональные стандарты ориентировались на виды профессиональной деятельности. Собственно, именно поэтому они и начали применяться: профессиональный стандарт — это документ, призванный определить требуемый уровень квалификации и установить основные трудовые функции работника, который занимается каким-либо конкретным видом деятельности. Таким образом, вопросы правовой формы юридического лица остаются вне поля зрения разработчиков профстандарта.

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

Именно поэтому ожидать, что будет принят профстандарт генерального директора ООО, касающийся только ООО, но не затрагивающий, скажем, АО — как минимум странно. Общего у различных ООО — лишь форма, в которой они зарегистрированы. Сами же по себе они могут заниматься любой не запрещенной в России коммерческой деятельностью, требующей от руководителя самых разных знаний и квалификаций.

В таком случае, может быть, существует профессиональный стандарт для гендиректора вообще? В конце концов, профстандарт, например, для бухгалтера тоже не указывает, работает этот специалист в ООО, АО или МУП. Однако и здесь есть загвоздка: нельзя руководить чем-то абстрактно. Руководитель должен квалифицированно разбираться именно в том, что делает его организация, а организации, как уже было сказано, занимаются совершенно разными делами. Поэтому такого профстандарта не существует даже в виде проекта.

Где можно найти профессиональный стандарт руководителя?

Но значит ли это, что деятельность генерального директора вообще не охватывается стандартизацией, и профессиональный стандарт генерального директора не существует ни в каком виде? Вовсе нет. Просто дело в том, что нет общего стандарта для любого руководителя — есть ряд частных профстандартов, касающихся отдельных направлений деятельности.

По состоянию на август 2016 года приняты и действуют следующие стандарты в этой области:

  • «Руководитель организации, действующей в области физкультуры и спорта»;
  • «Руководитель строительной организации»;
  • «Руководитель (управляющий) гостиничного комплекса (сети гостиниц)»;
  • «Руководитель предприятия питания»;
  • «Руководитель нефтебазы».

Перечень далеко не полный, поскольку ряд других профстандартов предусматривает в своем тексте, что они относятся и к руководителям других организаций. К примеру, профстандарт для аудитора включает в себя указание на профессиональные функции человека, который руководит аудиторской компанией. Компания же эта вполне может быть создана и зарегистрирована как раз в форме ООО.

Таким образом, если вам требуется профессиональный стандарт, касающийся работы генерального директора именно ООО, нужно учитывать, чем именно эта организация занимается и уже затем, исходя из этого, искать нужный документ.

Что включает в себя профессиональный стандарт для руководителя организации?

Любой профессиональный стандарт, к какой бы профессии он ни относился, имеет всегда одну и ту же строго определенную структуру. Связано это с тем, что разработка всех документов такого рода ведется по шаблону, утвержденному приказом Минтруда РФ № 147н от 12 апреля 2013 года. Без этого шаблона нельзя было бы сравнивать профстандарты друг с другом — и само их существование в результате могло бы оказаться бессмысленным.

Согласно шаблону любой профстандарт для руководителя ООО, чем бы оно ни занималось, всегда будет состоять из 4 частей:

1. Общие сведения

Этот раздел включает в себя служебную информацию, касающуюся документа (код, регистрационный номер), а также общие сведения о:

  • названии вида профессиональной деятельности, к которому относится профстандарт (например: «Управление гостиничным комплексом»);
  • основной цели, ради которой деятельность осуществляется (в данном случае «Обеспечение эффективной деятельности комплекса, оказание услуг размещения и питания»);
  • кодировке вида деятельности по ОКЗ (классификатор занятий) и ОКВЭД (классификатор видов деятельности в экономике).

Этот раздел в основном необходим для правильного статистического и налогового учета.

2. Функциональная карта

Второй раздел профессионального стандарта представляет собой описание обобщенных функций, которые директор ООО должен исполнять в связи со своей деятельностью. Согласно методическим рекомендациям Минтруда РФ под этим термином понимается совокупность тесно связанных между собой конкретных функций в том виде, как она сложилась в конкретном процессе производства или ведения бизнеса. Одним словом, обобщенная функция — это общее направление деятельности, которое при необходимости может быть детально конкретизировано.

Для каждой из обобщенных функций в профстандарте директора указывается:

  • на какие конкретные трудовые функции она раскладывается;
  • какой уровень квалификации (по используемой в профстандартах шкале) для нее требуется; уровень (или подуровень) указывается как для обобщенной функции в целом, так и для каждой из составляющих ее простых функций;
  • каково ее официальное наименование.

По сути, этот раздел действительно можно рассматривать как своего рода карту профстандарта.

3. Характеристика трудовых функций

Это основной раздел. Здесь каждая из функций директора ООО подробно описывается с указанием:

  • официального наименования;
  • возможных наименований должностей (именно здесь и надо искать слова «директор», «руководитель» или «генеральный директор»);
  • требований, касающихся образования или дополнительного обучения;
  • требований, касающихся стажа работы в данной области; для опыта работы в профстандартах указываются и квалификационные уровни (те самые, что упоминались применительно к функциональной карте), поэтому, продолжая рассматривать как пример директора гостиницы, нельзя, проработав год портье, сразу же сесть в это кресло — нужно как минимум исполнять всё это время обязанности заведующего этажом;
  • конкретных трудовых действий, выполняемых по каждой функции (вплоть до банального: «Проведение инструктажа подчиненных»).

4. Разработчики профстандарта

Завершает профстандарт перечень организаций, занимавшихся его разработкой. Сами специалисты Минтруда РФ профстандарты не готовят — это не их обязанности. Конкретные же проекты стандартов составляют специалисты из ведущих учебных заведений, готовящих специалистов в конкретной области, а также из организаций, на практике занимающихся такой деятельностью.

Посмотреть еще:

Может ли быть директор у ИПСогласно законодательству, ИП является физическим лицом. Но, зарегистрировавшись в этом…

Материалы Проводки по Приходу ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА НАЛОГОВЫЕ НОВОСТИ БУХГАЛТЕРСКИЕ НОВОСТИ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ И…

Часто ли наказывают по п. 1 ст. 126 НК РФ?П. 1 ст. 126 НК РФ…

Учредитель, директор и ИП в одном лице: нормально ли это с точки зрения налоговой?Цитата:Может ли…

Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основеПодкласс 68.3 содержит две группы кодов:…

Систематизация бухгалтерии

Статьи, обзоры, комментарии экспертов

Профстандарт генеральный директор

В новом стандарте профессии, который описали в Минтруде РФ, речь идет не о единоличном гендиректоре, а о члене коллегиального органа управления юрлица: совета директоров, наблюдательного совета или ревизионной комиссии.

Основной целью данного вида профессиональной деятельности названо достижение эффективности и определенных собственником (акционером, учредителем) стратегических целей финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.

В стандарте описано несколько трудовых функций, например:
— руководство комитетом совета директоров (наблюдательного совета);
— организация контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации;
— формирование и контроль реализации политики по кадрам и вознаграждениям;
— повышение эффективности функционирования организации в долгосрочной перспективе;
— контроль за сохранностью активов организации и надзор за соблюдением законодательства.

Для каждой трудовой функции приведены списки:
1) трудовых действий;
2) необходимых умений;
3) необходимых знаний.

Проект размещен на портале regulaton.gov.ru для общественного обсуждения до 12 марта 2018 года.

ПРОЕКТ Приказа Минтруда России
«Об утверждении профессионального стандарта «Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации»

Примечание редакции:

Данный профстандарт не является обязательным для организаций, но может им пригодится для описания функционала своего директората.

Дело в том, что согласно ст.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации»

195.3 ТК РФ тот или иной профстандарт является обязательным только в том случае, когда о необходимости его соблюдения сказано в определенном законе. Например, профстандарт «Бухгалтер» обязателен, так как его соблюдать требует Закон о бухучете.

Что же касается руководителей компании, то ни ГК РФ, ни Законы об ООО и АО не содержат положений, которые бы говорили о необходимости соответствия директоров обществ профстандарту.

Поэтому разработанный Минтрудом документ носит рекомендательный характер для руководства организаций. Каждая компания вправе самостоятельно решать, использовать ли его для описания трудовых обязанностей того или иного директора в своих локальных актах.

Это интересно:  Как узнать баланс карты Сбербанка?

A−A=A+ Ольга Крюкова: «С СПКФР мы братья по межотраслевому признаку»

В начале февраля в рамках Недели российского бизнеса состоялось торжественное подписание соглашения между Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) и Советом по профессиональным квалификациям в наноиндустрии. О том, в чем смысл данного документа и каковы основные направления взаимодействия, порталу Finversia.ru рассказала Ольга Крюкова, генеральный директор некоммерческого партнерства «Межотраслевое объединение наноиндустрии».

— Ольга, расскажите, пожалуйста, в целом о вашем СПК? И какие общие интересы, какие точки соприкосновения у вас нашлись с СПК финансового рынка?

— Совет по профессиональным квалификациям в наноиндустрии образован одним из первых, в 2014 году. НП «Межотраслевое объединение наноиндустрии» было наделено полномочиями СПК в наноиндустрии летом 2015 года.

Функции, как и для всех отраслевых СПК, определены законодательством в сфере развития системы профессиональных квалификаций РФ. Это мониторинг рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании; разработка и актуализация профстандартов и квалификационных требований; проведение экспертизы ФГОС, примерных основных профессиональных образовательных программ на соответствие их профстандартам; организация независимой оценки квалификации; организация профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

С момента появления Совет прошел довольно большой путь в плане создания инфраструктуры для развития профессиональных квалификаций в наноиндустрии. Разработаны и утверждены 55 профстандартов в области наноэлектроники, оптоэлектроники и фотоники, новых материалов и покрытий, метрологии, стандартизации и безопасности инновационной продукции, энергоэффективности. Создано 178 наименований профессиональных квалификаций и требований к ней. Процент обеспеченности утвержденных профессиональных стандартов в наноиндустрии наименованиями квалификаций, подлежащих оцениванию, составил 80%. Доля профессиональных стандартов, обеспеченных оценочными средствами для проведения процедур оценки квалификаций – также 80%.

Что касается создания сети центров оценки квалификаций, то их у нас пять – в Москве, Зеленограде, Санкт-Петербурге, Казани и Уфе. В регионах страны действует 11 экзаменационных площадок данных ЦОК – в Санкт-Петербурге, Казани, Ханты-Мансийске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке и Салавате.

Несмотря на то, что полноценный запуск общероссийской системы независимой оценки квалификации стартовал с начала 2017 года, на базе ЦОК в наноиндустрии более 300 соискателей прошли процедуру независимой оценки квалификаций.

Почему нам интересно партнерство с СПКФР? Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка является для нас важным партнером, поскольку обладает опытом развития профессиональных квалификаций в довольно масштабном и сложном межотраслевом сегменте, что очень близко для нас, так как основной признак наноиндустрии – это межотраслевая интеграция.

СПКФР активно использует все элементы и инструменты национальной системы развития квалификаций, в том числе: механизм оценки квалификаций и проведения ПОА образовательных программ оценке квалификаций. Интересен опыт СПКФР в части создания сети центров оценки квалификации и подготовки экспертов.

Безусловно, что перспективные направления сотрудничества с коллегами из СПКФР мы для себя видим не только во взаимообогащении. Одно из значимых направлений нашей общей деятельности – это совместное продвижение услуг по оценке квалификаций в регионах, расширение сотрудничества на базе наших ЦОК.

Вполне возможно, в дальнейшем речь будет идти о создании межотраслевых/многопрофильных ЦОКов. Мы, в принципе, уже имеем подобный опыт. Один из наших центров, который недавно открыт в Салавате, сначала получил аккредитацию СПК химического и биотехнологического комплекса, а потом – нашу. В данном случае с СПКХБК у нас есть понятное технологическое родство, в случае же с СПКФР нас связывает то, что мы работаем в межотраслевой сфере.

Квалификации и стандарты как финансового рынка, так и наноиндустрии востребованы и применяются во многих отраслях промышленности. В этой связи нам представляется интересным внедрение универсальных управленческих компетенций и квалификаций, которые, насколько нам известно, будут разрабатываться в СПКФР, и которые могут применяться во всех отраслях. Естественно, в нашей тоже. При этом, как я знаю, СПК финрынка ведет диалог о подобном сотрудничестве не только с нашим советом. Я думаю, это всем интересно, поскольку перспективно.

Но и мы со своей стороны можем многое предложить. Наши квалификации можно применять не только для каких-то специфических направлений, они могут использоваться довольно широко. Наши продукты и технологии работают в химии, энергетике, машиностроении, производстве композитных материалов, фармацевтике, биотехе и пр.

На сегодняшний день все советы, и особенно наш, сталкиваются с проблемой так называемых «входных» квалификаций – наличие которых позволило бы привлекать выпускников вузов и СПО. Если брать, к примеру, наши стандарты – у нас в подавляющем большинстве случаев применяются верхние уровни квалификаций – 6,7 и даже 8. Понятно, что студенту – выпускнику вуза очень сложно подготовится к сдаче профессионального экзамена на такие уровни, а иногда и просто невозможно из-за отсутствия опыта работы и специфики используемого оборудования. Эта ситуация актуальна не только для нас, с ней в той или иной степени сталкиваются все Советы. Где-то больше, где-то меньше: в зависимости от преобладания рабочих профессий или наоборот – высоких квалификаций. На сегодняшний день, насколько я знаю, даже Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) подключилось к решению этой проблемы. И очень активно в этой работе участвует СПКФР. И мы также планируем присоединиться. Нам необходима выработка консолидированного подхода к так называемым «входным» квалификациям, что позволит выпускникам вузов войти на рынок труда, в профессию через систему НОК.

Еще одним аспектом сотрудничества является внедряемая СПКФР система расширения аудитории независимой оценки квалификации за счет использования инструментов ПОА – когда через сотрудничество при организации проведения ПОА образовательных программ выстраивается сетевое взаимодействие с вузами. И в этой связи нам интересен опыт СПКФР, когда на базе долгосрочного партнерства с вузами в проведение независимой оценки квалификации вовлекаются студенты.

— Наноиндустрия – это одна из наиболее инновационноемких отраслей. Наверное, это как-то влияет на динамику появления новых профессий, для которых, соответственно, нужно постоянно актуализировать профессиональные квалификации? Как вы с этим справляетесь?

— Да, для нашего СПК вопрос возникновения новых профессий – крайне актуальный. Нанотехнологии развиваются очень интенсивно. Все время появляется что-то новое. И даже в рамках существующих технологий кардинальные перемены могут происходить каждые 3-4 года.

Директор коммерческого предприятия: профессиональные требования и необходимые навыки

Естественно, это влечет за собой потребности либо в создании новых квалификаций, либо в изменении существующих.

— А с финтехом вы сталкиваетесь?

— Сталкиваемся, но опосредованно. Наши квалификации очень специфические. Это специалисты по наноэлектронике, фотонике, наноматериалам. Это все про инновации, про внедрение инновационных продуктов и материалов. Сложно сказать где граница, что относится к финтеху, а что нет? Например, на базе RFID технологий несколько наших компаний создают системные логистические решения для всех отраслей – от обслуживания производств и складов, до оборонки и полными циклами управления логистикой. Это финтех? Так что в части финтеха мы можем предложить вырабатывать какие-то совместные подходы на стыке общих технологических платформ.

— Расскажите непосредственно о соглашении. Что в его рамках предусмотрено, какие совместные программные действия намечены?

— В первую очередь, цель нашего соглашения – это обмен опытом и информационное сотрудничество, практическое взаимодействие при расширении сети центров оценки квалификаций и экзаменационных центров, совместная работа в регионах по продвижению услуги оценки квалификаций. Ну и вообще, подразумевается постоянная совместная работа по поиску тех точек соприкосновения, о которых вы спрашиваете. Для расширения поля деятельности, для взаимного развития компетенции наших центров оценки квалификаций.

— Некоторые члены СПКФР, с которыми наш портал часто общается, иногда сетуют на то, что в работе по развитию системы профквалификаций недостаточно активное участие принимают работодатели, что они не всегда могут четко сформулировать, что им нужно от рынка труда, недостаточно обратной связи. Как с этим обстоит дело у вас?

-На самом деле это головная боль всех СПК. И, естественно, у нас тоже есть такая проблема. Причем она усугубляется спецификой отрасли – мы работаем с инновационными компаниями. То есть подавляющее большинство – это малый и средний бизнес. Это не нефтегаз, не транспорт, не энергетика, где есть унаследованные с советских времен системы аттестации персонала, которые нужно только время от времени актуализировать. У нас все делается с нуля. Все стандарты написаны, как говорится, от руки. Ни на ком, кроме наших предприятий, мы их протестировать не сможем. Да и создать профстандарт без носителей технологий тоже невозможно. Потому что это всегда сложные инженерные квалификации, квалификации, связанные с использованием сложного оборудования, – производство интегральных микросхем, приборов квантовой электроники и фотоники на основе наноструктурированных материалов, проектирование и обслуживание чистых комнат и так далее.

Это интересно:  Акт осмотра товара при возврате потребителем

Так что вовлечение в процесс работодателей – для нас это ключевой момент. Без этого в нашей работе просто не будет смысла. Поэтому мы находим способы заинтересовать наших участников рынка. Сложно, но находим. Сначала для разработки, затем – каждый профстандарт проходит публичное профессионально-общественное обсуждение, причем зачастую при этом разгораются целые баталии. Ну, собственно, как и положено для всех СПК. По всем вопросам мы собираем экспертное мнение и вырабатываем общие позиции и подходы, для того, чтобы в использовании наших профстандартов было заинтересовано как можно большее количество предприятий и профильных вузов.

Уже с принятием изменений в закон «Об образовании» и в Трудовой кодекс, развития подзаконной нормативной базы и с принятием Закона «О независимой оценке квалификаций», появились стимулы, чтобы рынок ну хоть как-то посмотрел в эту сторону. И понял, что это вовсе не шутки, а наша реальная действительность и более того – реальное будущее. И что все инструменты, которые мы создаем, направлены в первую очередь на обеспечение интересов рынка труда и работодателей, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах, но далеко не всегда готовы и в состоянии самостоятельно выстраивать системы обучения и повышения квалификации персонала.

— Не могу не задать вопрос на тему, который, наверное, не имеет к вам прямого отношения, но, как и наноиндустрия, является хедлайном последнего времени. Речь о блокчейне и криптовалюте. Как вы на эти вещи смотрите?

— Могу высказать только частное мнение. Действительность такова, что эта тема, хотим мы этого или нет, так или иначе будет входить в интересы всех индустрий вне зависимости от их инновационности. Потому что это, по всей видимости, будущее финрынка. Мы пока не знаем, не понимаем, в каком виде это будет, как это будет регулироваться на страновом и на международном уровне. Но то, что про это все думают – это факт. Я общалась со многими участниками нашего рынка. И многие, надо сказать, довольно хорошо вникли в данную тему.

Я бы еще добавила, что создаваемая сегодня в нашей стране национальная система профессиональных квалификаций в определенном смысле имеет с технологией блокчейн схожую философию, которая основана на принципах распределенной ответственности и взаимного доверия участников.

Профстандарт: 03.003

Руководитель организации социального обслуживания

03.003

Руководитель организации социального обслуживания

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 18 ноября 2013 г. N 678н

Руководитель организации социального обслуживания

I. Общие сведения

Управление организацией социального обслуживания
_________________________________________________________
(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обеспечение деятельности организации социального обслуживания населения, оказание социальных услуг гражданам

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Отнесение к видам экономической деятельности:

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Управление организацией социального обслуживания

Планирование и контроль деятельности организации социального обслуживания (организация)

Управление ресурсами организации социального обслуживания

Взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями

Обеспечение развития организации социального обслуживания

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Управление организацией социального обслуживания

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Руководитель организации социального обслуживания

Директор организации социального обслуживания

Заместитель руководителя (директора)

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

Требования к опыту практической работы

Не менее 1 года на руководящей должности

Особые условия допуска к работе

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия

Бакалавр социальной работы

Магистр социальной работы

Специалист по социальной работе

Специалист по социальной работе

Бакалавр социальной работы

Магистр социальной работы

Специалист по государственному и муниципальному управлению

Специалист по государственному и муниципальному управлению с углубленной подготовкой

3.1.1. Трудовая функция

Планирование и контроль деятельности организации социального обслуживания

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Планирование деятельности организации, разработка и утверждение текущих и перспективных планов работы, определение целевых показателей деятельности организации и ее работников в установленном порядке

Координация деятельности структурных подразделений организации по реализации плановых и программных документов, выполнению государственного (муниципального) задания, выполнению поручений вышестоящих организаций

Принятие решений и подписание локальных нормативных документов организации, необходимых для оказания социальных услуг населению

Контроль выполнения планов и программ деятельности организации

Организация мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством предоставления социальных услуг, создание условий для проведения независимой системы оценки качества услуг, оказываемых организацией, в установленном порядке

Подготовка и осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности организации социального обслуживания и проживающих (пребывающих) в нем граждан

Планировать деятельность организации, разрабатывать программы, формировать систему показателей деятельности организации и работников

Организовывать работу персонала, ставить цели и формулировать задачи, определять приоритеты

Вырабатывать варианты решений и оценивать риски, связанные с их реализацией

Анализировать данные финансовой и статистической отчетности

Использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы

Федеральное и региональное законодательство и другие нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания населения

Теория управления и организации труда, включая основы проектного и программно-целевого управления

Основы финансового, бухгалтерского и статистического учета в организации социального обслуживания

Соблюдение требований кодекса этики социального работника

3.1.2. Трудовая функция

Управление ресурсами организации социального обслуживания

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Принятие решений о предоставлении социальных услуг клиенту, подписание договоров на оказание социальных услуг

Организация подготовки и утверждение финансовых и бухгалтерских документов организации

Контроль за целевым и эффективным расходованием финансовых средств организации

Принятие решений по оснащению организации помещениями, оборудованием, техническими и иными средствами, необходимыми для качественного оказания социальных услуг и соответствующими установленным нормам и нормативам

Принятие решений в области управления персоналом организации, в том числе решения об утверждении штатного расписания организации, подписание локальных нормативных документов по кадровым вопросам

Контроль хозяйственной деятельности организации социального обслуживания

Контроль за соблюдением работниками норм трудового законодательства, правил и норм охраны труда

Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в организации социального обслуживания

Направление сотрудников на диспансеризацию в целях выявления инфекционных заболеваний, контроль за своевременным прохождением диспансеризации

Организация работы по обеспечению в организации требований законодательства по защите персональных данных о клиентах Обеспечение соблюдения работниками требований кодекса этики социального работника

Планировать ресурсное обеспечение в организации (финансовые, технические и кадровые ресурсы)

Применять информационные технологии для контроля за расходованием финансовых средств организации

Основы гражданского законодательства

Основы налогового законодательства

Основы законодательства о государственных закупках

Основы трудового законодательства

Принципы бюджетирования и контроля расходов

Теоретические основы управления персоналом, включая основы нормирования труда, оценки и мотивации персонала, организации оплаты труда

Соблюдение требований кодекса этики социального работника

3.1.3. Трудовая функция

Взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Ведение личного приема клиентов, консультирование по вопросам получения социальных услуг

Установление деловых связей и организация сотрудничества с различными государственными, общественными, религиозными, негосударственными и иными организациями с целью повышения качества и эффективности оказания социальных услуг, в том числе привлечения благотворительной помощи, направленной на поддержание граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, на развитие организации

Формирование и обеспечение деятельности попечительских (общественных, наблюдательных) советов в организации

Представление интересов организации в органах государственной власти и органах местного самоуправления

Подготовка проектов планов и программ деятельности организации, предложения по проекту государственного (муниципального) задания для представления в вышестоящую организацию

Подготовка и представление отчетности о деятельности организации в вышестоящую организацию

Организация подготовки и размещения информации об услугах, оказываемых гражданам, на сайте организации, обеспечение информационной открытости организации социального обслуживания в установленном порядке

Это интересно:  Обмен пуговичницы, как обменять пуговичницу в магазине на новую

Осуществлять консультирование клиентов в рамках компетенции организации в доступной форме, предотвращать возможные конфликтные ситуации

Проводить публичные выступления, в том числе в средствах массовой информации, по вопросам социального обслуживания населения

Готовить презентационные и информационно-аналитические материалы, статьи, справки о деятельности организации социального обслуживания, в том числе для печатных и электронных средств массовой информации

Русский язык (деловой стиль)

Основы этики и психологии делового общения

Соблюдение требований кодекса этики социального работника

3.1.4. Трудовая функция

Обеспечение развития организации социального обслуживания

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Подготовка предложений по формированию стратегических и программных документов в области социального обслуживания населения по поручению вышестоящей организации

Разработка предложений по повышению эффективности деятельности организации и представление данных предложений в вышестоящую организацию

Руководство внедрением в организации инновационных форм деятельности, современных методов и инструментов оказания социальных услуг

Организация участия работников в конкурсах профессионального мастерства в сфере социального обслуживания

Организация разработки учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций по вопросам организации социального обслуживания

Анализировать социально-экономическую, социально-демографическую ситуацию

Разрабатывать проекты нормативных и методических документов, необходимых для внедрения современных методов и инструментов оказания социальных услуг

Основные направления государственной социальной политики, положения стратегий и программ в области социального обслуживания федерального и регионального уровня

Современные методы организации социального обслуживания населения, включая международный опыт

Основы управления персоналом организации

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

Институт труда и страхования ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Александр Львович Сафонов

4.2. Наименования организаций-разработчиков

ГБУСО МО «Люберецкий комплексный центр социального обслуживания населения», Московская обл., г. Люберцы

ГБУСО МО «Озерский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», Московская обл., г. Озеры

ГБУ ТЦСО «Зеленоградский», г. Москва

*(1) Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

*(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Профстандарты директора

Характеристика профессиональных стандартов

Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональный стандарт – это специализированный норматив, включающий в себя перечень необходимых профессиональных характеристик, на основании которых сотрудник сможет исполнять возлагаемые на него трудовые функции, занимая конкретную должность.

Данный сегмент законодательства начал разрабатываться еще в 2013 году. Однако стандарты регулярно корректировались и видоизменялись, что привело к их окончательному внедрению только в 2016 году.

Начиная с 2016 года ряд государственных учреждений, а также должностей, обозначенных в документе, должны руководствоваться профстандартом для конкретной отрасли в своей деятельности.

Для коммерческих организаций профстандарты носят рекомендательный характер. Они могут использоваться для составления должностных инструкций или деловых соглашений с сотрудниками. При этом правомерно составлять местные стандарты, опираясь на оригинальный текст норматива. Для этого необходимо привлечь профессионального юриста или самостоятельно заниматься этим руководителю. Главным требованием является непротиворечивость сформированного документа трудовому законодательству и положениям Министерства труда РФ.

Сферой применения подобных документов является трудовая деятельность служащих организации. Текст стандарта описывает такие требования к сотруднику:

  • необходимость наличия соответствующих должности знаний и навыков;
  • соответствие конкретному квалификационному уровню.

Профессиональные стандарты разрабатываются, исходя из отрасли производственной деятельности. Так, профстандарты для директоров и подчиненных являются одинаковыми. Основные отличия заключаются в соответствии двух категорий работников (руководителей и служащих) разным квалификационным уровням. Для рядового сотрудника указанный уровень будет ниже, чем у управленца. Помимо прочего, данное положение также определяет для руководителей более высокие требования к опыту, знаниям и образованию.

Особенности профстандарта заместителя директора

Важно отметить, что отдельного профстандарта для заместителя директора нет. Это связано с тем, что подобная должность во многом повторяет те же функции и обязанности, что и у главы компании. Однако в ряде стандартов имеется упоминание о заместителях. Так, с августа 2016г. стандарты, которые являются актуальными для заместителей руководителей, представляют собой следующий перечень:

  • Профстандарт № 558 «Специалист в сфере закупок»;
  • № 559 «Специалист по управлению персоналом»;
  • № 149 «Менеджер по информационным технологиям»;
  • № 31 «Специалист по техконтролю качества продукции»;
  • № 802 «Специалист по управлению качеством в авиастроении» и № 704 «Специалист по управлению поставками в авиастроении»;
  • № 581 «Руководитель организации, осуществляющей деятельность в сфере спорта».

Профстандарты директоров предприятий регламентируют деятельность как управленцев, так и их замов. Для бюджетных учреждений они являются обязательными к использованию.

Все стандарты, подходящие для заместителей директора, основаны на едином шаблоне, что предполагает их одинаковую структуру:

  1. Общие данные. Предполагается описание направления трудовой деятельности, а также возможные должности, исходя из видов экономических отраслей, регламентируемых нормативом.
  2. Функции работников. Подразумевается общий список функциональных обязанностей сотрудника, при этом также обозначается уровень квалификации для конкретной должности. Зачастую используются 5-8 квалификационные уровни.
  3. Подробное описание функциональных обязанностей работника. В данном разделе фиксируются требования к образованию и опыту. Так, для заместителя директора необходимо высшее образование (бакалавр), а также опыт работы, в среднем, 3-5 лет. Также обозначаются требуемые навыки и знания.
  4. Данные об учреждениях, занимавшихся разработкой документа.

Особенности профстандарта директора по персоналу

На основании Приказа Министерства труда РФ №691-н от 06.10.2015г. был утвержден профстандарт «Специалист по управлению персоналом». Данным нормативом предусматриваются такие должности:

  • специалисты по кадрам;
  • руководители кадровых подразделений.

Главной задачей директора по персоналу является обеспечение эффективного трудового процесса для достижения целей в интересах предприятия.

Профстандартом предполагаются такие требования к директору по персоналу:

  • не менее 5 лет трудовой деятельности на должности управленца в подобной сфере;
  • высшее образование и наличие сертификата по курсам дополнительных обучающих программ.

Главными задачами, которые управленец по персоналу должен исполнять, являются:

  1. Обеспечение функционирования системы по операционному менеджменту подчиненными.
  2. Ведение необходимой документации и составление отчетности по управлению сотрудниками.
  3. Обеспечение стратегического менеджмента подчиненными.

Также для начальника отдела кадров характерно исполнение таких функций:

  • налаживать коммуникационные связи между работниками организации;
  • осуществлять стратегию по управлению персоналом;
  • придерживаться правил этикета при общении с коллегами;
  • представлять директора компании при различных переговорах в случае необходимости;
  • ведение сметы расходов по подчиненным;
  • выдвижение своих предложений по оптимизации деятельности сотрудников.

Особенности профстандарта генерального директора

Профстандарты создаются для отрасли трудовой деятельности. Однако подобная обобщенность не актуальна для такой профессии, как генеральный директор. Невозможно вывести универсальные правила и требования для управления всеми экономическими направлениями в целом. Поэтому отдельного профстандарта для генерального директора не существует.

Альтернативой, регулирующей данную профессию, является перечень профстандартов для руководителей разных отраслей. В частности:

  • профстандарт для руководителя организации, осуществляющей деятельность в сфере спорта;
  • для управленца строительной компании;
  • для руководителя сети отелей или гостиниц;
  • для руководителя нефтебазы и т.д.

Все профстандарты создаются по единому шаблону. Основная информация для генеральных директоров содержится в третьем разделе документа, где приводится детальный список функций управленца. В данном разделе содержится следующая информация:

  1. Наименования должностей, которые попадают под регламент стандарта. Здесь следует искать должности «директор» или «генеральный директор».
  2. Требования, обязательные для подобной должности. В частности, раскрывается информация о необходимом образовании и стаже. К директорам выставляется требование высшего образования и курсов повышения квалификации, а также опыта работа не менее 5 лет.
  3. Конкретизированные обязанности управленца. Например, ведение документации и составление необходимой отчетности, а также составление программ оптимизации производственного процесса.

Чтобы определить, попадает ли должность руководителя под регламент какого-либо профстандарта, необходимо выяснить следующую информацию:

  1. Попадает ли сфера производственной деятельности под регламент профессиональных стандартов.
  2. Имеет ли профстандарт, актуальный для сферы деятельности, информацию о труде руководителя компании.
  3. Имеет ли управленец какие-либо льготы или ограничения от государства.

Если деятельность является упорядоченной регламенту профстандарта, руководителю следует опираться на положения норматива в дальнейшем труде.

Статья написана по материалам сайтов: accountingsys.ru, classinform.ru, delatdelo.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector