+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Предмет правового регулирования уголовного права

Предмет и метод уголовного права как отрасли права

Уголовное право как отрасль права входит в общую систему права России, оно обладает чертами и принципами, присущими праву Российской Федерации в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т. д.). Как и для других отраслей права, основой уголовного права выступает Конституция Российской Федерации.

Вместе с тем уголовное право отличается от других отраслей права, так как имеет свои особенные предмет и метод регулирования, свои задачи.

Предмет уголовно-правового регулирования — общественные отношения, к которым относятся:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
    1. охранительные уголовно-правовые отношения;
    2. регулятивные уголовно-правовые отношения.

Охранительные уголовно-правовые отношения возникают между государством, выступающим в лице уполномоченного на то органа, и лицом, совершившим деяние, содержащее все признаки состава преступления. Таким образом, предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Методом охранительных уголовно-правовых отношений является императивный (административно-командный) : установление запрета совершать предусмотренные законом деяния под угрозой применения уголовного наказания.

Регулятивные уголовно-правовые отношения складываются на основе управомочивающих норм, определяющих права участников общественных отношенийна причинение вреда при наличии определенных обстоятельств: состояния необходимой обороны, крайней необходимости и т. д.

Для регулятивных уголовно-правовых отношений характерен диспозитивный метод : наделение граждан определенными правами (например, правом на обоснованный риск, неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения и т. д.).

Метод правового регулирования — совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Метод уголовного права специфичен, он заключается в установлении преступности деяния, уголовных запретов (санкций) за их совершение и порядка назначения наказания.

Таким образом, уголовное право — это совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Являясь отраслью права, уголовное право имеет сходные черты с некоторыми другими отраслями. Наиболее тесно оно связано с административным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

В общей теории права существует точка зрения, в соответствии с которой уголовное право лишено самостоя­тельного предмета регулирования; общественные отношения регулируют другие отрасли права (государственное, админис­тративное, гражданское и т. д.), уголовное же право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения. Поскольку право диктует исходящие от государства обще­обязательные правила, оно есть регулятор поведения людей в обществе. В этом смысле не является исключением и право уголовное.

Поэтому неверно представлять дело таким образом, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. В действительности нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санк­ция в принципе не может применяться за нарушение, напри­мер, административно-правового запрета, касающегося специфических общественных отношений. Такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.

Предмет и метод уголовного права как науки

Предмет науки уголовного права включает:

  1. комментирование, иначе — доктринальное толкование уголовного закона;
  2. разработку рекомендаций для законодательства и правоприменительной практики;
  3. изучение истории уголовного права;
  4. сравнительный анализ отечественного и зарубежного права;
  5. разработку социологии уголовного права, т.е. изучение реальной жизни уголовного закона посредством измерения уровня, структуры и динамики преступности, изучения эффективности закона, механизма уголовно-правового регулирования, обоснованности и обусловленности уголовного закона, криминализации (декриминализации) деяний;
  6. исследование международного уголовного права.

Предмет уголовного права определяет содержательную специфику его метода. Понятием метод» охватываются методология и методика познания. Методология представляет собой систему категорий диалектического и исторического материализма, позволяющую исследовать и практически применять познанные закономерности, сущность, содержание уголовно-правовой борьбы с преступностью. В диалектическом материализме — это учение о единстве и борьбе противоположностей как источнике развития, о всеобщем взаимодействии количества и качества материи, формы и содержания явлений и понятий, объективного и субъективного, возможности и действительности, причинности и иных видов детерминации и др. Например, диалектическое учение о детерминации находит применение в исследовании причинной связи между преступным действием (бездействием) и вредными последствиями, в исследовании наличия факта соучастия. Диалектика перехода возможности в действительность обосновывает законодательность и правоприменение норм о стадиях совершения преступления, исследование приготовления к преступлению и покушения на преступление.

Методика в уголовном праве представляет собой систему приемов и операций, средств и инструментария исследования уголовно-правовых явлений и понятий.

Основные методы науки уголовного права:

    1. юридический;
    2. уголовно-статистический;
    3. социологический;
    4. системный;
    5. сравнительно-правоведческий (компаративистский);
    6. историко-сравнительный и др.

Юридический метод включает юридико-техническую методику и методы толкования закона. Юридико-технический метод широко используется в нормотворчестве. Система Кодекса и каждая его статья должны отвечать определенным правилам конструирования диспозиции и санкции норм, чтобы быть четкими, ясными, логически последовательными. Толкование закона возможно по способу уяснения смысла и юридической формы грамматическим, логическим, сравнительным, по объему — аутентичным, расширительным, ограничительным.

Уголовно-статистический метод — это познание качественного своеобразия уголовно-правовых явлений и понятий посредством количественных показателей. Этим методом проводится обобщенно-количественное измерение, например, норм, их диспозиций и санкций, структуры наказуемости, судимости.

Социологический метод включает опросы (анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки) различных категорий лиц — работников правоохранительных органов, населения, осужденных и др. — по различным аспектам уголовного права

Системный метод обязывает проводить исследования уголовно-правовых явлений и понятий как систем, т.е. целостного множества, состоящего из подсистем и элементов. Этот метод используется в законотворчестве, правоприменении и теории конструирования, познании, применении таких системных институтов, как уголовный закон, принципы права, преступление, вина, множественность преступлений, соучастие, освобождение от уголовной ответственности и наказания. Принципу системности должно отвечать расположение в тексте Кодекса разделов, глав, норм. Макросистемой является УК в целом. Микросистемой — норма, диспозиция которой описывает состав преступления, а санкция — вид и размер наказания.

Сравнительно-правоведческий (компаративистский) метод используется при сопоставлении кодексов различных правовых систем и государств. Он плодотворен и в законодательстве, и в правоприменении, и в науке.

Историко-сравнительный метод значим для восприятия прошлого опыта законодательства и правоприменения.

Все более широкое применение в законодательной, практической, научной и преподавательской деятельности стали находить математические методы, например, моделирование и кибернетические методы. Последние предполагают использование кибернетического инструментария для обработки различного рода информации: уголовно-статистической, социолого-правовой, обобщений судебной, следственной, прокурорской практики. Давно внедряются кибернетические методы и в вузовское обучение юристов, а также в справочную, законодательную, практическую, научно-исследовательскую деятельность.

Уголовное право как наука, являясь составной частью юридической науки, представляет собой систему взглядов, идей, представлений об уголовном праве, его институтах и путях развития. Предмет науки уголовного права намного шире предмета уголовного права как отрасли права. Он охватывает не только действующее законодательство и практику его применения, но и историю становления и развития как уголовных законов, так и самой науки. В предмет науки также входит изучение зарубежного уголовного законодательства.

Предмет уголовно-правового регулирования

Ориентируясь на понимания уголовно-правового регулирования как некоторого рода воздействие, в юридической литературе обычно исходят из того, что оно своим предметом имеет определенные общественные отношения. Существуют и иные мнения на этот счет. На наш взгляд, наиболее актуальным из них является точка зрения Б. Т. Разгильдиева, который, основываясь на традиционной трактовке понятия уголовно-правового регулирования, утверждает, что на общественные отношения уголовное право, конечно же, воздействует, но не непосредственно, как принято считать, а опосредованно, в конечном счете. Обозначая оказываемое при уголовно-правовом регулировании воздействие на общественные отношения вторичным, автор полагает, что непосредственное первичное воздействие уголовное право осуществляет на сознание и волю человека, в связи с чем делает вывод: предметом уголовного права являются не общественные отношения, а «человек и его непосредственное уголовно-правовое удержание от совершения им общественно опасного деяния». Можно соглашаться или не соглашаться с данной трактовкой предмета уголовно-правового регулирования, но нельзя не признать, что при понимании уголовно-правового регулирования как вида (формы) воздействия постановка вопроса об интерпретации непосредственным его предметом сознания людей вполне логична. Если же предположить, что уголовно-правовое регулирование и уголовно-правовое воздействие – это не понятия, не составляющие тождество, возникает необходимость разграничения предмета регулирования и предмета воздействия.

Получивший широкое распространение взгляд на предмет уголовно-правового регулирования как некоторого рода общественные отношения неизбежно порождает вопрос о том, какие именно общественные отношения должны рассматриваться в таком качестве. Чаще всего называют отношения, возникающие вследствие совершения преступления. Но некоторые ученые, характеризуя предмет уголовно-правового регулирования, усматривают в нем не только эти, но и другие отношения. Так, например, неоднократно высказывалось мнение о возможности выделения двух предметов уголовно-правового регулирования (двух видов общественных отношений): 1) позитивных (регулятивных) общественных отношений между людьми, без которых нормальная жизнедеятельность человека, общества, государства либо существенно затруднена, либо невозможна, и которые реализуются в диапазоне от соблюдения (добровольного или принудительного) запретов или предписаний через законопослушное поведение к их уважению; 2) аномальных, антиобщественных, конфликтных требующих вытеснения уголовным правом отношений.

В том или ином сочетании с другими видами общественных отношений в качестве самостоятельной составляющей предмета уголовно-правового регулирования называются также отношения, возникающие:

  • – в связи с причинением вреда при реализации права на необходимую оборону, крайнюю необходимость, задержание лица, совершившего преступление;
  • – из совершения общественно опасного деяния невменяемым;
  • – из уголовно-правового запрета (часть граждан не совершают преступления из-за страха перед возможным уголовным наказанием).

Считая, что для всех указанных отношений родовым является определение их как «общественные отношения по предотвращению преступных (общественно опасных) посягательств», в качестве самостоятельных разновидностей предмета выделяют отношения, регулируемые нормами, которые:

  • – запрещают сокрытие преступника, а равно орудий и средств совершения преступления;
  • – предоставляют возможность лицу на стадиях приготовления и покушения добровольно отказаться от доведения преступления до конца;
  • – предписывают совершение действий, устанавливая уголовную ответственность за бездействие;
  • – предусматривают возможность освобождения от уголовной ответственности или наказания;
  • – запрещают совершать указанные в Особенной части УК РФ общественно опасные деяния.

Обобщенно определяют предмет уголовно-правового регулирования и в случаях, когда таковым рассматриваются социальные отношения, обеспечивающие состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства и сообщества государств от преступных посягательств.

Характеристика актуальных аспектов понятия предмета уголовно-правового регулирования не исчерпывается решением вопросов о допустимости признания им лишь общественных отношений и круга этих отношений. Не менее спорным является и анализ отдельного вида отношений как предмета уголовно-правового регулирования. Даже применительно к так называемым уголовно-правовым отношениям, признаваемым большинством авторов предметом или составной частью предмета регулирования уголовным правом, трудно назвать какое-либо положение, которое бы интерпретировалось однозначно. Много дискуссий вызывает не только строение, но и само понятие общественного отношения, его отличие от социального отношения, взаимосвязь с поведением людей, момент возникновения уголовно-правовых отношений, состав их участников, принадлежащие им права и возложенные на них обязанности. Не сложилось пока единого мнения и по поводу взаимосвязи отношений, составляющих предмет уголовно-правого регулирования, и института уголовной ответственности. Решение этого вопроса осложняется тем, что до сих пор среди юристов не выработалось единого представления о том, что следует понимать под юридической ответственностью вообще и уголовно-правовой в частности. Что именно она представляет собой – обязанность виновного лица претерпеть меры государственного принуждения, саму меру государственного принуждения (воздействия, наказания, санкцию) или общественное порицание, осуждение и т.д. Тем не менее, представители уголовно-правовой науки единодушны в том, что уголовная ответственность неразрывно связана с уголовно-правовым отношением, выступая в качестве того, что составляет его содержание и характеризует правовой статус одной из сторон такого отношения. Соглашаясь с тем, что уголовная ответственность может реализовываться только в рамках уголовно-правовых отношений, некоторые авторы определяют уголовную ответственность как сложное правовое явление, представляющее собой такое правоотношение, которое возникает с момента совершения преступления и предполагает осуществление уполномоченным на то государственным органом порицание (осуждение) преступного деяния, человека, его совершившего, ограничение его правового статуса и возложение на него обязанности претерпевать лишения личного или имущественного характера исключительно с целью восстановления нарушенных законных прав потерпевшего и положительной преступника [1] .

Право

Раздел VII. Уголовное право

Лекция 20. Понятие, предмет и принципы уголовного права

Цель лекции: формирование представлений о предмете, принципах уголовного права.

1. Понятие уголовного права.

2. Предмет уголовного права.

3. Система уголовного права.

4. Принципы уголовного права: понятие, виды и значение.

1. Понятие уголовного права. Уголовное право входит в систему права России и является са­мостоятельной и фундаментальной отраслью права. Уголовное пра­во отличается тем, что имеет свои специфические задачи, предмет и метод правового регулирования.

Понятие уголовного права можно употреблять в нескольких значениях: как отрасль права, как отрасль законодательства, как наука.

Как отрасль права уголовное право можно определить как сово­купность юридических норм, в которых содержатся общие задачи, принципы, условия, основания уголовной ответственности, преступ­ность и наказуемость деяний, виды наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, порядок их применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Это интересно:  Медицинская экспертиза трудоспособности это 2019 год

Уголовное право как отрасль права имеет черты, сходные с некоторыми смежными отраслями права. Наиболее тесно оно связано с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Их объединяет общая задача — борьба с преступностью. Определен­ное сходство уголовное право имеет с административным правом. Отличие последнего состоит в том. что предметом его регулирова­ния являются отношения, которые возникают между гражданином, организацией и государством в связи с совершением администра­тивного правонарушения, а методом регулирования — определение деяний, признаваемых административными правонарушениями, и установление за их совершение административных наказаний. Ряд вопросов связывает уголовное право с международным правом, по­скольку УК основан на общепринятых принципах и нормах этого права (обеспечение прав человека, соблюдение международных до­говоров в частности о выдаче лиц, совершивших преступление).

Уголовное право как отрасль законодательства — это совокуп­ность юридических норм, закрепленных в российском уголовном законодательстве. Так, основным источником уголовного права яв­ляется Уголовный кодекс РФ (УК РФ), который состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части определяются: задачи и принципы УК; его действие во времени и пространстве: общие вопросы, касающиеся преступления и наказания; основания и виды освобождения от уголовной ответственности и наказания. Отдельные разделы посвящены уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительным мерам медицинского характера. В Особенной части дается систематизированный по объектам уголовно-правовой ох­раны перечень составов преступлений и санкции за каждое из них.

Наука уголовного права составляет часть юридической науки. Уголовно-правовая наука представляет собой систему уголовно-правовых взглядов, идей, знаний, раскрывающих понятие уголовного закона, принципы и практику его применения, историю уголовного права и пути его развития, особенности основных институтов зару­бежного уголовного права.

Но наука уголовного права не ограничивается изучением норм права и соответствующих им уголовно-правовых отношений. Важнейшим направлением теоретического изучения выступает преступ­ление как общественно опасное явление и совокупность мер борьбы с ним. Учение о преступлении не ограничивается рассмотрением правовой стороны этого явления и регулирования условий ответственности за него, а включает в себя и изучение уголовной политики. Данный подход отвечает запросам повседневной практики органов следствия, прокуратуры, суда и тем требованиям, которые предъявляются к науке уголовного права.

2. Предмет уголовного права. Уголовное право как наука имеет своим предметом не только действующее уголовно-правовое законодательство, но и историю его развития, практику применения в России и за рубежом.

Предметом науки уголовного права признается теория уголов­ною права, изучающая общие понятия основания уголовной ответ­ственности, преступления, наказания, других институтов уголовно­го права, а также разрабатывающая проблемы борьбы с преступнос­тью. Предметом уголовного права являются и общественные отно­шения, возникающие по поводу виновного совершения обществен­но опасного деяния — преступления, предусмотренного уголовным законом, между государством в лице уполномоченного органа и ли­цом, совершившим это деяние.

Особенности предмета определяют и специфику методов регу­лирования. Метод уголовного права — это совокупность определен­ных правовых средств воздействия на общественные отношения.

В число методов уголовного права входят: запрет, применение санкций уголовно-правовых норм, стимулирование позитивного поведения лиц, совершивших преступление, и др.

Специфика метода запрета заключается в том, что никакая другая отрасль права не предусматривает таких суровых последствий нару­шения правового запрета. Законом определен порядок установления самого юридического факта — совершения преступления.

Государство возлагает на лицо, виновное в совершении преступ­ления, ответственность и применяет к нему наказание, а это лицо обязано претерпеть неблагоприятные для него последствия в связи с совершением преступления. Отношения, возникающие в связи с совершением преступления и назначением за него наказания, носят охранительный характер.

Кроме того, уголовное право выполняет и регулятивную роль, которая заключается в удержании членов общества от совершения преступлений путем установления соответствующих запретов в уголовно-правовой норме под страхом применения уголовного нака­зания.

Метод применения санкции уголовно-правовых норм означает, что уголовное право является единственной отраслью права, предусмат­ривающей наиболее суровые последствия для лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет. Но в уголовном праве есть и другие меры уголовно-правового характера, например принудительные меры ме­дицинского характера, принудительные меры воспитательного воз­действия, применяемые к несовершеннолетним.

Метод стимулирования позитивного поведения лиц, совершив­ших преступление, находит свое выражение в нормах, устанавлива­ющих освобождение от уголовной ответственности в случаях явки с повинной, способствования раскрытию преступления и др.

3. Система уголовного права. Уголовный закон это нормативный правовой акт, имеющий форму федерального закона, принятый уполномоченными органами законодательной власти, основанный на Конституции РФ и обще­признанных принципах и нормах международного права, обладаю­щий высшей юридической силой и содержащий юридические нор­мы, закрепляющие принципы и основания уголовной ответствен­ности, определяющий составы общественно опасных деяний — пре­ступлений, наказания и иные меры уголовно-правового характера, которые могут быть применены к лицам, виновным в их соверше­нии, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

К признакам уголовного закона относится то, что он представ­ляет собой результат уголовного правотворчества государства, а так­же содержит уголовно-правовые нормы, т.е. правила поведения, обя­зательные для всех граждан и организаций, и предписания о преде­лах действия этих норм.

Значение уголовного закона состоит в том, что он решает к рос­сийском государстве вопросы преступности и наказуемости нега­тивных явлений, освобождения от уголовной ответственности и на­казания и др.

Уголовное законодательство делится на две части: Общую и Особенную. Они изучаются последовательно и раздельно, но представляют собой неразрывное единство. Правильно применить норму Особенной части невозможно, не обратившись к статьям Общей части. Общая и Особенная части делятся па разделы и главы. УК включает 12 разделов (по шесть в каждой части). Разделы, в свою очередь, содержат 34 главы, которые подразделяются на статьи.

Структура статей Особенной части имеет определенную специфику. Кроме обычного деления на части, она состоит из диспозиции и санкции. В зависимости от частей статьи иногда насчитывается несколько диспозиций и санкций.

Особенная часть включает в себя нормы, предусматривавшие ответственность за следующие преступления:

• против жизни, здоровья личности;

• против свободы, чести и достоинства личности;

• против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

• против конституционных прав и свобод человека и гражданина; 1

• против семьи и несовершеннолетних, против собственности;

• в сфере экономической деятельности;

• против интересов службы в коммерческих и иных организа­циях;

• против общественной безопасности и порядка;

• против здоровья населения и общественной нравственности;

• против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

• в сфере компьютерной информации;

• против основ конституционного строя и безопасности госу­дарства;

• против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

• против порядка управления;

• против военной службы;

• против мира и безопасности человечества.

4. Принципы уголовного права: понятие, виды и значение. Принципы уголовного законодательства представляют собой ос­новополагающие идеи, начала, определяющие систему уголовного закона, направления, формы и методы регулирования уголовно-правовых отношений.

Специальными, или отраслевыми в уголовном праве являются следующие принципы: законности, равенства граждан перед зако­ном, вины, справедливости, гуманизма.

Предписания, содержащиеся в уголовно-правовых принципах, являются основополагающими и обязательными для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с пре­ступностью.

Таким образом, принципы уголовного права это закрепленные в уголовном законодательстве идеологические, политические и нрав­ственные начала (руководящие идеи), определяющие направленность, характер, основание и объем правового регулирования общественных отношений, связанных с преступлением и ответственностью за него.

Принцип законности конституционный принцип уголовного права. Статья 15 Конституции РФ гласит: «Органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Рос­сийской Федерации и законы».

Этот принцип служит базой для законодательного конструи­рования УК и его применения на практике. В ст. 3 УК РФ сформу­лированы три тезиса, определяющих содержание принципа закон­ности в уголовном праве и имеющих важное теоретическое и прак­тическое значение. Первый тезис звучит следующим образом: нет преступления без указания о том в законе.

Современное уголовное законодательство четко устанавливает, что к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опас­ное деяние. Наказание за совершенное преступление также назнача­ется в пределах, установленных уголовным законом.

Согласно этому принципу аналогия преступлений и наказаний в российском уголовном праве не допускается. Аналогией закона называется восполнение пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо им не предусмотренным, но аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом. Восполнение любых пробелов в уголовном праве относится к исключительной компетенции законодателя. Суд, прокурор, следователь, органы доз­нания не вправе признавать преступлением деяние, находящееся за рамками Уголовного кодекса, в том числе путем применения наибо­лее близкой к совершенному деянию его статьи.

Содержание второго тезиса взаимосвязано с первым: нет наказа­ния без указания закона. Это положение означает, что лицу, признан­ному виновным в совершении преступления, может быть назначено только то наказание и в тех пределах, которые предусмотрены УК.

Третий тезис, содержащийся в статье, повторяет идею, выражен­ную в ст. 1 УК, а именно: никакой нормативный акт, кроме УК, не может устанавливать преступность деяния, наказание за него или иные уголовно-правовые последствия.

Принцип равенства граждан перед законом (как и принцип законности) имеет свой конституционный аналог, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ. Этот принцип отличается от конституционного принципа равенства своим специфическим уголовно-правовым со­держанием. В соответствии со ст. 4 УК РФ равенство граждан про­является только в том, что все лица, совершившие преступление, независимо от указанных в статье характеристик, равным образом подлежат уголовной ответственности.

УК не дает исчерпывающего перечня таких характеристик, од­нако указывает некоторые из них: уголовная ответственность на­ступает независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Принцип вины указывает на сугубо персональный характер уголовной ответственности, установленной законом. За совершенное преступление отвечает лишь тот, кто виновен в его совершении.

Этот принцип предполагает наличие не только физической, но и психологической составляющей субъекта ответственности. Человек может быть привлечен к уголовной ответственности, когда преступление было не только «делом его рук», но и продуктом его сознания и воли. Виновным в преступлении может быть признано только такое лицо, которое совершило общественно опасное деяние (действие или бездействие) умышленно или по неосторожности. Вина (наряду с мотивом и целью) образует субъективную сторону преступления.

Это внутреннее психическое отношение липа к совершенному им общественно опасному деянию (действию или бездействию) и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Вина является обязательным признаком субъективной стороны преступления. Без вины нет и не может быть состава преступления.

Принцип справедливости означает, что суд при назначении нака­зания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой совершенного преступления и личности ви­новного.

Наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, при­мененная к лицу, совершившему преступление, являются справед­ливыми, когда соответствуют характеру и степени общественной опасности деяния, конкретным обстоятельствам совершения пре­ступления и особенностям личности преступника.

Принцип справедливости означает максимальную индивидуали­зацию ответственности и наказания. Возможность реализации этого принципа заключается в самом содержании уголовного закона. Так, санкции статей Особенной части УК носят относительно определен­ный (предусматривают наказание в определенных пределах) иди аль­тернативный (предусматривают не одно, а несколько видов наказа­ния) характер. Еще более широкие пределы индивидуализации от­ветственности виновного установлены в статьях Общей части, кото­рые позволяют при наличии определенных обстоятельств существенно смягчить ответственность и наказание виновного либо освободить его от уголовной ответственности и наказания.

Одним из важных условий назначения справедливого наказания является правильная юридическая оценка содеянного виновным. Вмененное подсудимому преступление должно быть квалифициро­вано в точном соответствии со статьей (частью статьи) УК, предусматривающей ответственность за его совершение.

Принцип гуманизма исходит из признания ценности человека как личности, уважения его достоинства, стремления к благу как цели общественного прогресса. Уголовно-правовое содержание этого прин­ципа имеет две стороны: обеспечение безопасности членов общества от преступлений и обеспечение прав лицам, совершившим преступление.

Положение об обеспечении уголовным законодательством безопасности человека означает указание на приоритетную задачу УК — охрану человека, его жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод, собственности от преступных посягательств. Установление уголовного наказания предполагает оказание сдерживающего влияния на склонных к совершению преступлений членов общества, предуп­реждение совершения преступлений и обеспечение защиты общества и прав отдельного человека.

Принцип гражданства означает, что граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. Военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором России.[1]

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие общественные отношения входят в предмет уголовного права?
  2. Что входит в особенную часть уголовного права?
  3. Охарактеризовать уголовно-правовой принцип вины.
  1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. А.В.Наумова. М., 1996.
  2. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1997.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Лебедева. М., 1996.

Понятие уголовного права, предмет и метод правового регулирования.

Понятие уголовного права, предмет и метод правового регулирования.

Уголовное право – система норм, которые установлены законодательством, и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент, деяния, а также условия назначения мер наказания за их совершение.

Предмет уголовно-правовой охраны и регулирования – общественные отношения, которые возникают в связи с совершением опасного правонарушения, которым является преступление.

Это интересно:  Пособие по безработице в алтайском крае в 2019 году

В содержание уголовно-правового отношения входят следующие:

  1. субъекты уголовно-правового отношения;
  2. объекты уголовно-правового отношения;
  3. юридические обязанности и субъективные права субъекта.

Метод уголовного права – совокупность определенных правовых средств воздействия на общественные отношения.

Наиболее распространенными методами уголовного права являются следующие:

1) метод запрета – запрещается совершение наиболее опасного деяния (действия или бездействия) под угрозой применения строгих мер государственного принуждения;

2) применение санкций уголовно-правовых норм;

3) применение иных мер уголовно-правового характера (например, применение принудительных мер медицинского характера).

Задачи уголовного права.

Задачи уголовного права – охрана:

  1. прав и свобод человека и гражданина;
  2. собственности;
  3. общественного порядка и общественной безопасности;
  4. окружающей среды;
  5. конституционного строя РФ;
  6. мира и человечества.

Для того чтобы данные задачи осуществить, УК РФ закрепляет основание и принципы уголовной ответственности, также определяет какими именно опасными для личности, общества и государства являются преступления, устанавливает наказания и другие меры уголовно-правового характера и т. п.

Система уголовного права основана на общих принципах и нормах международного права, а также построена в соответствии с принципами и системой социальных ценностей, которые провозглашены в Конституции РФ.

Принципы уголовного права.

Принципы уголовного права — это вытекающие из социально-экономической природы российского общества, его интересов и особенностей культуры, нравственных, этических, политических, правовых и иных воззрений, основанные на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права основополагающие начала, руководящие идеи,которые, получив воплощение в нормах отечественного уголовного права, определяют характер и содержание уголовного права в целом, всех его институтов и норм, всего уголовного законодательства и практики его применения.

Принципы служат регуляторами, призванными обеспечивать не только целесообразное, но и одновременно разумное, наиболее рациональное осуществление уголовно-правовых задач, чтобы социальный и в том числе уголовно-правовой эффект от использования уголовно-правовых средств был наивысшим, а отрицательные последствия их применения были сведены к минимуму.

В УК сформулированы пять принципов уголовного права:законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма (ст. 3-7). Каждый из принципов качественно определен, имеет свое специфическое содержание и самостоятельное значение, но при этом все они тесно взаимосвязаны, представляют собой целостную систему принципов, во взаимодействии оказывающих определяющее влияние как на процесс создания уголовно-правовых норм, так и на процесс их применения.

Принцип законности

Принцип законности — это конституционный принцип государственной и общественной жизни Российской Федерации (ст. 4, 15, 54, 55 и др. Конституции РФ). Содержание уголовно-правового принципа законности раскрывается в ст. 3 УК, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно- правовые последствия определяются только УК. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Это означает, что:

§ только действующий уголовный закон, т.е. УК, определяет, какие деяния (действия или бездействие) признаются преступными;

§ к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее преступление;

§ за совершение преступления могут быть применены только такие меры уголовно-правового воздействия и в таких пределах, которые предусматриваются уголовным законом.

Принцип законности содержит запрет применения к лицу, совершившему деяние (даже если оно общественно опасное), ответственность за которое в УК не предусмотрена, сходной нормы уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК).

Принцип равенства граждан перед законом

Согласно ст. 4 УК «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Это фундаментальный конституционный (ст. 19 Конституции РФ) принцип жизнедеятельности российского общества, устройства и функционирования правового государства, лежащий в основе всех отраслей права и системы права России в целом. В уголовном праве он означает равенство всех перед уголовным законом, равное право всех лиц, находящихся на территории страны, на уголовно-правовую защиту, а также равную ответственность всех и каждого за совершенное преступление, т.е. равенство оснований уголовной ответственности и применения мер уголовно-правового воздействия. Вместе с тем данный принцип не означает уравнительность в уголовно-правовом воздействии на виновных в одинаковых преступлениях, их равной ответственности и наказания. Этот принцип предполагает индивидуализацию уголовно-правового воздействия, когда суд принимает в расчет характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения и личность виновного.

Принцип вины

В соответствии со ст. 5 УК «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается». Согласно этому принципу уголовная ответственность может быть возложена лишь налицо, виновное в совершении преступления, т.е. умышленно или по неосторожности совершившее указанное в законе общественно опасное деяние. Соответственно, не подлежит уголовной ответственности лицо, причинившее своими действиями (бездействием) общественно опасные последствия при отсутствии его вины. Объективное вменение не допускается. Возможна только личная (персональная) ответственность тех, кто своими виновными действиями (бездействием) причинил вред право- охраняемым объектам, она не может возлагаться вместо виновного на других лиц (например, родителей, супругов), даже если последние выразят готовность понести ее вместо виновного.

Принцип справедливости

Согласно ст. 6 УК «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». В соответствии с данным принципом как явная несправедливость рассматривается привлечение к ответственности невиновного или непривлечение к ней виновного; несправедливо также чрезмерно строгое наказание лица, совершившего преступление небольшой тяжести или необоснованно мягкое наказание лица, виновного в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Явная несправедливость наказания рассматривается законом (ст. 379, 383, 387 УПК) как одно из оснований отмены или изменения приговора.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет личности. Согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Идея гуманизма нашла отражение в ст. 2 УК, где приоритетной задачей российского уголовного закона провозглашена охрана от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 7 УК уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. В уголовном законе подчеркнуты две стороны принципа гуманизма: с одной стороны, он предполагает надежную охрану от преступных посягательств прав и законных интересов законопослушных членов общества; с другой стороны, гуманизм выражается в определенном смятении карательного воздействия на преступника при наличии в деле смягчающих обстоятельств и предполагает тот минимум правоограничений, который необходим для обеспечения всесторонней охраны интересов российского общества и защиты прав граждан от преступных посягательств и достижения целей уголовно-правового воздействия.

Система уголовного права.

Уголовное право подразделяется на:

1) Общую часть – нормы уголовного права, которые отражают понятие уголовного закона, а также основные положения о преступлении и наказании, состоит из шести разделов. Помимо этого, регламентируются наиболее важные положения, такие как: уголовная ответственность, освобождение от уголовной ответственности и от наказания, уголовный закон, действие его во времени и в пространстве, устанавливаются сроки погашения судимости, условно-досрочное освобождение, а также сроки давности, принудительные меры медицинского характера и др.

2) Особенную часть – нормы, которые определяют конкретные преступления по их родам и видам и устанавливают наказание за их совершение.

В Особенной части содержатся преступления против:

3. интересов службы в коммерческих и иных организациях;

4. государственной власти;

5. военной службы;

6. мира и безопасности человечества.

Общая и Особенная часть изучаются последовательно, а также раздельно, однако они представляют единое целое.

Наука уголовного права.

Специфика и содержание уголовного права обуславливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права, а это прежде всего охрана общественных отношений и в первую очередь личности, ее прав и свобод, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, природной среды, общественных и государственных интересов и всего правопорядка от преступных посягательств.

Уголовный закон, как правоохранительная отрасль, исходя из положений, закрепленных в Конституции РФ, определяет и закрепляет те общественные ценности, которые нуждаются в защите, и устанавливает уголовную ответственность за посягательство на них. К таким ценностям относятся: жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, благоприятная окружающая среда и экологическая безопасность, конституционный строй.

Международно-правовое значение нового уголовного законодательства подчеркивается признанием задачиобеспечения мира и безопасности человечества как одного из ведущих направлений реализации охранительной функции современного российского уголовного права. Включение в особенную часть УК РФ раздела «Преступления против мира и безопасности человечества», безусловно, служит в том числе борьбе с преступностью в международном масштабе и направлено против посягательства на мир, безопасность всего человечества.

Важной особенностью нового уголовного законодательства является включение в перечень решаемых им задачпредупреждения преступлений. Методами реализации этой общепревентивной функции уголовного законодательства является установление уголовной ответственности за конкретные преступления и угроза неотвратимости применения уголовного наказания. Сущность предупреждения преступлений заключается в воздержании лиц от совершения преступлений под страхом наказания. Вместе с тем уголовное законодательство содержит ряд поощрительных норм, стимулирующих граждан к участию в пресечении преступлений, к защите своих прав и законных интересов собственными силами. В этих целях в уголовное законодательство внесены существенные изменения, направленные на пресечение преступных посягательств и позволяющие избегать уголовной ответственности при причинении вреда посягающему.

Посредством уголовно-правовых норм осуществляетсяборьба с преступностью. Механизм реализации этих норм и является механизмом уголовно-правового регулирования. Решение вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае относится применительно к преступному деянию, заслуживающему наказания.

Уголовное право изучает и юридически оформляет преступное деяние, чтобы определить:

§ его функциональную способность выступить в роли правового основания уголовной ответственности;

§ его вредоносные для субъектов общественных отношений свойства;

§ меру карательного воздействия на причинителя (преступника), которая необходима для восстановления попранной им справедливости.

Механизм уголовно-правового регулирования включает в себя тот процесс, который присущ применению уголовно-правовых норм. Он начинается с момента совершения лицом преступления и заканчивается с применением к этому лицу наказания либо с освобождением этого лица от уголовной ответственности. Этот процесс четко регламентирован уголовно-процессуальными нормами.

Механизм уголовно-правового регулирования включает в себя и процесс определения преступности деяния, установления его юридических признаков и закрепления их в уголовно-правовой норме. В этом заключается превентивная (предупредительная) роль уголовно-правового регулирования.

Причем чем выше общественная опасность совершенного преступления и степень общественной опасности лица, совершившего преступление, тем строже наказание, предусмотренное за него. Это обстоятельство выступает дополнительной характеристикой механизма уголовно-правового регулирования.

Уголовное право как наука существенно отличается от уголовного права как отрасли права. Это отличие проявляется в задачах, стоящих перед ними, предмете и методе.

Задачами уголовного права как науки являются: изучение всей совокупности социальных, экономических явлений и их взаимосвязей с развитием уголовного права; выявление основных закономерностей, сущности и тенденций в совершенствовании уголовного законодательства; формирование общетеоретических положений, призванных способствовать глубокому усвоению и правильному применению уголовно-правовых норм.

Предметом науки уголовного права является изучение уголовного законодательства, правотворческой и правоприменительной практики; оснований и принципов уголовной ответственности; концепций уголовного права в прошлом и настоящем; связей с уголовным правом и взаимовлияния теоретических положений философии, общей теории государства и права, социологии; зарубежного уголовного законодательства и соответствующей доктрины. Таким образом, предмет науки уголовного права выходит за пределы исследования только уголовного законодательства.

Уголовное право как наука представляет собой систему взглядов, теоретических представлений о сущности и особенностях уголовного закона, его социальной направленности, закономерностях и тенденциях развития.

Наука уголовного права тесно связана с другими юридическими науками и учебными правовыми дисциплинами. Уголовное право как наука находится во взаимодействии с общей теорией государства и права, криминологией, криминалистикой, оперативно-розыскной деятельностью, а также со многими другими отраслями права и науки (конституционное, административное, гражданское, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, экологическое, международное и др.). Уголовное право как наука дополняет и прямо влияет на развитие других отраслей права и науки.

Территориальный принцип

Территориальный принцип является основополагающим, так как неразрывно связан с государственным суверенитетом. Сущность этого принципа отражена в ч. 1 ст. 11 УК, согласно которой «лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». Тем самым всякое лицо — гражданин России, гражданин другого государства, лицо без гражданства (апатрид) — обязано соблюдать нормы российского уголовного закона, находясь в любой части территории России, т.е. всюду, где распространяется ее суверенитет и юрисдикция.

Водную территорию РФ составляют внутренние и территориальные воды. Внутренние воды включают морские воды, расположенные в сторону берега от территориальных вод; воды портов; воды заливов, бухт, лиманов, губ, морей и проливов; воды рек, озер и иных водоемов. К территориальным водам России относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих России.

Часть 2 ст. 11 УК устанавливает также, что действие Кодекса распространяется и на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря России на всем протяжении естественного продолжения се сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка и принадлежащих нашей стране островов. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Однако уголовно-правовая юрисдикция России на континентальном шельфе осуществляется в ограниченных пределах: для защиты окружающей среды и собственных интересов, связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов.

Это интересно:  Как проверить чья квартира

Ограничена также юрисдикция России в пределахисключительной экономической зоны. Она устанавливается в морских районах за пределами территориальных вод (территориального моря) России и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих нашей стране островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) России. С учетом особого правового режима исключительной экономической зоны (которая не входит в состав территориального моря РФ) юрисдикция нашей страны распространяется не на любые преступления в пределах исключительной экономической зоны, а только на некоторые (связанные с незаконной разведкой, разработкой и охраной живых или неживых природных ресурсов).

К государственной территории РФ согласно ст. 11 УК приравненыводные (морские и речные) суда, приписанные к портам России. При этом имеются отличия в правовом режиме гражданских и военных судов: ч. 3 указанной статьи устанавливает, что лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ, несет уголовную ответственность независимо от места их нахождения. Вопрос об уголовной ответственности за преступления, совершенные на невоенном судне, решается иначе: если такое судно приписано к российскому порту и находится в открытом водном или воздушном пространстве вне ее пределов, то виновные лица подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. без каких-либо исключений преступления, совершенные на борту российских судов, находящихся в открытом море, подпадают под действие российского уголовного закона.

Исходя из положений Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», уголовная юрисдикция России не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна во время его прохода, за исключением случаев, когда последствия преступления распространяются на территорию РФ, преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в нашей стране или добрый порядок в территориальном море РФ. Равным образом согласно международному морскому праву за преступления, совершенные на борту российских морских судов, находящихся в территориальных и внутренних водах и портах иностранных государств, ответственность наступает по нормам Особенной части УК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами.

Вопрос об уголовной ответственности лиц, совершивших преступления на борту воздушных судов, также решается на основе ст. 11 УК и норм международного воздушного права. Согласно последним в отношении преступлений, совершенных во время полета воздушного судна, действует юрисдикция государства регистрации судна. Это правило действует вне зависимости оттого, где осуществляется полет: в открытом (нейтральном) воздушном пространстве или над территорией иностранного государства.

Важным положением, связанным с действием уголовного закона в пространстве, является вопросо месте совершения преступления.Прямое указание, что считать местом совершения преступления, в УК отсутствует. Однако, с учетом положения ч. 2 ст. 9 УК о времени совершения преступления, придающего решающее значение моменту совершения общественно опасного действия (бездействия), местом совершения преступления следует считать территорию России в том случае, если преступное деяние (действие или бездействие) хотя бы частично совершено на любой части ее территории, а преступный результат наступил за пределами России.

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве имеетисключение. Оно обусловлено статусом лиц, пребывающих в иностранном государстве и пользующихся иммунитетом в части уголовно-правовой юрисдикции (принцип экстерриториальности). Согласно ч. 4 ст. 11 УК вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. Это означает, что в случае совершения указанными лицами преступления привлечение их к уголовной ответственности за него по российскому УК возможно только при условии, если иностранное государство официально лишит их иммунитета. В противном случае они объявляются нежелательной персоной (personanongrata) и в течение установленного времени обязаны покинуть территорию нашей страны.

Дипломатической неприкосновенностью наряду с дипломатическим персоналом (послы, посланники, поверенные в делах, консулы, советники, первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и их помощники) пользуются члены семей указанных лиц, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами РФ, представители иностранных государств, члены правительственных и парламентских делегаций, сотрудники делегаций, прибывающие в Россию для участия в международных переговорах или с другими официальными поручениями либо следуют в этих целях транзитом через территорию нашей страны, а также сопровождающие члены семей указанных лиц, если они не являются гражданами РФ.

По взаимному соглашению России и иностранного государства дипломатическая неприкосновенность в полном объеме может быть распространена на консульских сотрудников, а также административно-технический персонал дипломатических представительств (не из числа российских граждан). Личной неприкосновенностью, исключающей их арест или задержание за совершение преступления, пользуются также дипломатические курьеры при исполнении своих служебных обязанностей.

Принцип гражданства

Принцип гражданства закреплен в ч. 1 ст. 12 УК: граждане России и постоянно проживающие в ней лица без гражданства (апатриды), совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых российским уголовным законом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с ним. Однако привлечение тех и других к уголовной ответственности за преступление, совершенное вис пределов России, возможно лишь при условии, что в отношении них «поданному преступлению не имеется решение суда иностранного государства». Другими словами, эти лица не были осуждены в иностранном государстве за данное преступление или не были признаны судом невиновными в его совершении.

По правилам, которые предусмотрены для гражданина России, уголовной ответственности подлежат постоянно проживающие на ее территории лица без гражданства, т.е. лица, которые не являются гражданами нашей страны и не имеют доказательств принадлежности к другому государству. Российские граждане, имеющие гражданство другого государства (двойное гражданство), если таковое окажется возможным по взаимному соглашению России и какого-либо иного государства (в настоящее время таких соглашений нет), рассматриваются исключительно как граждане нашей страны.

Особые условия привлечения к уголовной ответственности за преступления, совершенные вне пределов России, предусмотрены для военнослужащих российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами России. Согласно ч. 2 ст. 12 УК за преступления, совершенные на территории иностранного государства, они несут уголовную ответственность по российскому уголовному закону, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Универсальный принцип

Исключением как из общего территориального принципа действия уголовного закона в пространстве, так и из принципа гражданства является универсальный принцип.

Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве исходит из общности интересов всех государств мирового сообщества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (например, терроризм, захват заложников и др.). В соответствии с универсальным принципом государство обязано применить свой уголовный закон к преступнику’, посягнувшему не только на интересы данной страны, но и любого другого государства, вне зависимости оттого, кем и где совершено это преступление. Россия обязана выполнять международные конвенции, ею ратифицированные, обязывающие государства участников вести борьбу с соответствующими преступлениями.

Время вступления уголовного закона в силу регулируется ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». По общему правилу уголовный закон вступает в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, если самим законом или актом палат не установлен другой порядок вступления его в силу. Согласно названному Федеральному закону (ст. 4) официальным опубликованием уголовного закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентском вестнике», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Таким образом,ординарный (обычный) порядок вступления уголовного закона в силу состоит в том, что новый уголовный закон обретает ее по истечении 10 дней (правильнее — суток) после дня его официального опубликования, т.е. фактически после ноля часов на одиннадцатые сутки.Экстраординарный порядок предполагает сокращение (менее 10 дней) или увеличение названного срока. Например, УК был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., опубликован в «Российской газете» в июне 1996 г., а вступил в силу 1 января 1997 г.

Вступивший в силу уголовный закон действует до его отмены или замены новым законом, в результате чего он считается утратившим юридическую силу и не может применяться.

Отмена уголовного закона означает прямое указание законодателя на то, что конкретный закон (полностью или в конкретной части) утрачивает силу. Способами отмены уголовного закона могут быть:

§ издание закона, устраняющего юридическую силу предшествующего закона;

§ издание перечня законов, признанных утратившими силу в связи с принятием нового уголовного закона;

§ указание на отмену в законе, который заменяет предыдущий;

§ указание на отмену в законе, устанавливающем порядок введения в действие вновь принятого уголовного закона (как правило, характерно для введения нового УК);

§ решение Конституционного Суда РФ, признавшего норму уголовного закона не соответствующей Конституции РФ, положениям или принципам международного права.

Замена уголовного закона означает, что па смену прежнему закону приходит новый закон, однако официально об утрате ранее действовавшего закона нигде не сказано.

Согласно ч. 1 ст. 9 У К «преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Как правило, установление времени совершения преступления не вызывает затруднений, поскольку момент совершения деяния и момент наступления производных от него вредных последствий практически совпадают и охватываются одним и тем же уголовным законом. То же самое относится к преступлениям, которые выражаются исключительно в действиях (бездействии): установление времени их совершения практически ничем не осложнено.

Однако трудности возникают, если речь идет о преступлениях, растянутых во времени, или если момент наступления преступных последствий существенно отдален от момента совершения общественно опасного деяния. Для таких случаев в ч. 2 ст. 9 УК установлено, что «временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий». То есть если по своей конструкции преступление является оконченным лишь при наступлении указанных в статье Особенной части УК вредных последствий (например, убийство — при наступлении смерти потерпевшего), временем его совершения будет именно тот момент, когда виновное лицо совершило преступное действие или бездействовало.

Длящееся преступление (например, незаконное хранение наркотических средств, уклонение от уплаты налогов, дезертирство) признается оконченным уже тогда, когда лицо только начало нарушение уголовно-правового запрета. Если же ранее начатое длящееся преступление продолжалось и после вступления в силу нового уголовного закона, то оно оценивается по его нормам.

Продолжаемое преступление, складывающееся из нескольких тождественных действий, охватываемых единым умыслом (например, хищение чужого имущества путем растраты в несколько приемов), признается оконченным после совершения последнего из них. Именно этот момент и признается временем совершения такого преступления.

Время совершения преступления, в котором участвуют несколько лиц (соучастников), должно устанавливаться отдельно для каждого из них, независимо от времени совершения преступления исполнителем. Поэтому их действия охватываются тем законом, который имел силу во время совершения каждым соучастником его общественно опасных действий (бездействия).

Временем совершения неоконченного преступления следует считать время фактического совершения приготовительных действий или покушения на преступление (например, время приобретения лицом орудия убийства, момент попытки сбыта фальшивых денег).

Новый уголовный закон призван урегулировать вопросы уголовной ответственности за те общественно опасные деяния, которые были совершены после его всту пления в силу. Однако довольно часто в связи с отменой прежнего уголовного закона возникает вопрос об обратной силе уголовного закона. Согласно ч. 1 ст. 10 УКуголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, по имеющих судимость.

Следовательно, положение об обратной силе нового уголовного закона применимо только если он является более мягким по сравнению с прежним. Более мягким является уголовный закон, который:

§ во-первых, устраняет преступность деяния, т.е. объявляет о его исключении из УК (декриминализация);

§ во-вторых, смягчает наказание за конкретное преступление, т.е. предусматривает снижение максимальных и (или) минимальных размеров основного и (или) дополнительного наказаний, исключает обязательное дополнительное наказание, вводит менее строгое альтернативное наказание;

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, moodle.kstu.ru, lektsia.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector