+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВМИНА СССР от 23.05.1957 № 566

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

ОБ УСЛОВИЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЗОНЫ

ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:

1. Предоставить право руководителям предприятий и организаций производить оплату труда работников, непосредственно занятых на работах по устранению последствий аварии на Чернобыльской АЭС, по повышенным до 100 процентов тарифным ставкам (сдельным расценкам) и должностным окладам. Конкретные размеры повышения указанных ставок (расценок) и окладов устанавливаются с учетом сложности и срочности выполняемых работ.

Выплачивать военнослужащим воинских частей и органов Комитета государственной безопасности СССР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, выполняющим служебные обязанности в зоне Чернобыльской АЭС, должностные оклады и оклады по воинскому или специальному званию в двойном размере.

Лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, начальствующему и рядовому составу органов внутренних дел выплачивать кроме того суточные и обеспечивать их бесплатным питанием.

2. При переводе работников в период ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и технологического ожидания (простоя) на другую работу, в том числе не по специальности и на неквалифицированную, на данном предприятии и в организации или на другое предприятие, в организацию, учреждение, за ними сохраняется средний заработок по прежнему месту работы и непрерывный трудовой стаж.

В случае отказа работника от перевода на другую работу оплата простоя производится в соответствии с действующим законодательством.

3. Установить, что фонд заработной платы, фонд материального поощрения и фонд социально — культурных мероприятий и жилищного строительства предприятий и организаций, расположенных в зоне Чернобыльской АЭС, образуются в 1986 году в размерах, предусмотренных планом на этот год.

Госбанку СССР и Стройбанку СССР выдавать указанным предприятиям, организациям и учреждениям средства на заработную плату в 1986 году в суммах, превышающих плановые размеры фондов, если это вызвано повышенной оплатой труда на работах по устранению последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

4. Разрешить Министерству энергетики и электрификации СССР и другим министерствам и ведомствам, предприятия и организации и учреждения которых расположены в зоне Чернобыльской АЭС:

произвести затраты на приобретение верхней одежды, обуви и других предметов первой необходимости для лиц, эвакуируемых из зоны Чернобыльской АЭС для специального обследования, в размере до 200 рублей на человека. Министерству торговли СССР и Госбанку СССР обеспечить продажу указанных товаров по безналичному расчету;

оплачивать стоимость питания , проезда и проживания указанных лиц.

5. Совету Министров Украинской ССР, Министерству энергетики и электрификации СССР и другим министерствам и ведомствам обеспечить трудоустройство высвобождаемых работников предприятий организаций и учреждений, расположенных в зоне Чернобыльской АЭС, на других предприятиях, в организациях и учреждениях республики на весь период технологического ожидания (простоя), а при необходимости — на предприятиях, в организациях и учреждениях других союзных республик.

Советам Министров союзных республик осуществлять по направлению Совета Министров Украинской ССР внеочередное трудоустройство указанных работников. Выплачивать этим лицам компенсации, предусмотренные пунктом 1 (кроме подпункта г») Постановления Совета Министров СССР от 15 июля 1981 г. N 677, и обеспечивать их жильем.

Разрешить руководителям предприятий, организаций и учреждений, участвующих в работах по устранению последствий аварии, производить наем и оплату по фактическим затратам жилых помещений, принадлежащих гражданам, для размещения работников, привлекаемых к указанным работам.

Расходы по выплате компенсаций и найму жилых помещений производятся предприятиями, организациями и учреждениями, в которые направляются рабочие и служащие, и возмещаются за счет средств союзного бюджета.

6. Исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, Министерству обороны, Комитету государственной безопасности СССР и Министерству внутренних дел СССР выплачивать соответственно гражданам, в том числе военнослужащим и лицам начальствующего и рядового состава органов Комитета государственной безопасности СССР и внутренних дел, эвакуированным из зоны Чернобыльской АЭС, единовременное пособие в размере 200 рублей на человека.

7. Семьям, потерявшим кормильца в результате аварии на Чернобыльской АЭС, выплачивать за счет сре дств пр едприятий, организаций и учреждений единовременное пособие в размере 500 рублей на каждого члена семьи.

8. Установить, что всем работникам, ставшим временно нетрудоспособными вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, пособие по социальному страхованию выдается в размере 100 процентов заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа, места работы и членства в профсоюзе.

9. Принять предложение ВЦСПС:

а) о предоставлении в 1986 году бесплатных путевок на санаторно — курортное лечение (в том числе в санатории — профилактории) нуждающимся работникам, находившимся в зоне Чернобыльской АЭС;

б) о бесплатном обеспечении путевками в пионерские лагеря (в том числе санаторного типа) детей указанных работников;

в) о ежегодном выделении по заявкам Министерства энергетики и электрификации СССР и других заинтересованных министерств и ведомств бесплатных путевок для санаторно — курортного лечения лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

10. Установить, что пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие этих причин, назначаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством в случае трудового увечья или профессионального заболевания. При этом пенсии устанавливаются в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. N 690, но не ниже размеров, предусмотренных Законом о государственных пенсиях.

Пенсии по инвалидности военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и по случаю потери кормильца их семьям вследствие указанных причин назначаются в порядке и по нормам, установленным действующим законодательством в случае ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

11. Министерству финансов СССР выделить Советам Министров союзных республик и заинтересованным министерствам средства, необходимые для возмещения ущерба населению и расходов предприятиям, организациям и учреждениям, предусмотренных настоящим Постановлением, и лимиты предельных ассигнований на содержание аппарата управления в размере, обеспечивающем проведение работ, связанных с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС.

12. Рекомендовать колхозам, расположенным в зоне Чернобыльской АЭС, производить компенсацию потерь членам колхозов и их семьям, а также оплату их труда применительно к порядку и размерам, предусмотренным настоящим Постановлением.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВМИНА СССР от 23.05.1957 № 566

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

24 октября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Потловой О.М.,

судей: Булатовой Т.И., Пискуновой Ю.А.,

при секретаре Арикайнен Т.В.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М.

гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в . ФИО8

на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 07 июня 2012 года

по иску ФИО1 к ГУ УПФР в . о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, взыскании судебных расходов,

По мнению истца, наличие стажа на подземных работах на дату обращения в Пенсионный фонд, превышающего 25 лет с учетом спорного периода, является основанием для реализации права на досрочное пенсионное обеспечение.

В судебном заседании истец ФИО1, настаивая на иске, поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ГУ УПФР в . -ФИО7, действующая на основании доверенности, поддержала позицию Пенсионного фонда, изложенную в протоколе заседания комиссии № от . , решении УПФР от . №.

Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 07 июня 2012 года постановлено:

Признать незаконным решение УПФР в . от . №.

Обязать УПФР в т. . зачесть в специальный стаж ФИО1 период прохождения действительной военной службы в рядах Советской армии с . по . и назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости по п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ с .

Взыскать с УПФР в . в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 200 рублей, затраченные на уплату государственной пошлины, 2000 рублей — за составление искового заявления.

В апелляционной жалобе начальник УПФР в . КО ФИО8 просит решение Междуреченского городского суда от . отменить полностью.

Согласно Разъяснению Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5, утвержденному постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Считает, что невозможность включения спорного периода в трудовой стаж подтверждается определением Конституционного суда РФ от 17 октября 2006 г. N 380-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО9 на нарушение его конституционных прав п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 19, аб. 3 п. 1 ст. 20, п. 2 и 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 18 закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», а также справкой Кемеровского областного суда от 24 февраля 2010 г. № 01-26/151 «О практике рассмотрения судами Кемеровской области гражданских дел в 2009 г.»

Указывает, что согласно п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, наработках с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Это интересно:  Пособие по беременности и родам: рассчитываем из среднедневного заработка

При этом суд не учел, что подпункты «а» и «б» включают в себя работы предусмотренные Списками № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 года №1173.

Право на назначение пенсии на льготных условиях рабочим и служащим, занятым на подземных работах, предусмотренных п. 9 «А» Закона от 14.07.1956г. и п. 16 «А» Положения от 03.08.1972г. № 590 по достижении мужчинам 50 лет сохранено в п. 1 пп. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001г. и может быть реализовано по достижении соответствующего возраста.

Так как истец претендует на пенсию по пп. 11 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ, отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж периодов прохождения действительной военной службы на том основании, что в период прохождения им службы он не имел право на включение ее в специальный стаж, в виду отсутствия данного вида пенсии. Таким образом, конституционные права истца нарушены не были.

Относительно доводов апелляционной жалобы ФИО1 поданы возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из нижеследующего.В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста (60 лет), установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет.

Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. № 481, предусмотрена профессия «проходчика подземного».

В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

На основании ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24.07.2002 года № 555, утвержденным Постановлением Правительства РФ, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, . ФИО1 обратился в Пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д. 7).

Из копии трудовой книжки истца (л.д.12-13), копии военного билета (л.д.10-11) видно, что ФИО1 в период с . по . работал проходчиком подземным 4 разряда на шахте « . » производственного объединения по добыче угла « . », в период с . по . проходил службу в рядах Советской Армии, при этом после демобилизации истец продолжил работу подземным проходчиком 4 разряда на шахте « . » производственного объединения по добыче угла « . ».

Поскольку ранее действовавшим законодательством — пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, и Списком № 481 от . , действующего до . , предусматривалось включение спорного периода службы истца в армии в специальный стаж проходчика подземного при условии работы в данной должности до службы в рядах Советской Армии, либо после окончания этого периода, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости включения спорного периода прохождения истцом службы в рядах Советской Армии с . по . в его специальный стаж работы, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости.

Учитывая, что специальный стаж истца по профессии проходчика подземного, с учетом спорного периода, на дату обращения за назначением пенсии составил более 25 лет, суд правильно обязал ответчика назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с .

Как правильно указал суд, в спорный период службы истца в армии с . по . действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, в соответствии с п. 109 которого спорный период службы в армии подлежит включению в специальный стаж истца в качестве работы по профессии проходчика подземного, предусмотренной Списками, так как приравнивается к работе в данной должности.

Работа в указанной профессии, согласно Списку № 481 от 13.09.1991 г., давала ФИО1 право на досрочное пенсионное обеспечение по ранее действовавшему законодательству.

Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца на достойное пенсионное обеспечение, на которое он мог бы рассчитывать.

При таких данных оснований к отмене решения суда не имеется.

Суд первой инстанции полно и правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку всем доказательствам сторон в совокупности, в порядке ст. 67 ГПК РФ, разрешил спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 07 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в . — без удовлетворения.

Председательствующий: О.М. Потлова

Судьи: Т.И. Булатова

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 03.08.72 N 590 (ред. от 30.01.88) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ»

(в ред. Постановлений Совмина СССР от 13.04.73 N 252, от 21.11.73 N 852, от 07.03.75 N 191, от 18.04.75 N 304, от 23.04.75 N 312, от 13.06.77 N 516, от 30.06.78 N 548, от 11.09.79 N 862, от 07.01.80 N 17, Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.02.80 N 175, Постановлений Совмина СССР от 26.02.80 N 180, от 30.05.80 N 424, от 02.09.81 N 866, от 30.06.83 N 584, от 25.05.84 N 494, от 13.08.84 N 867, от 12.03.85 N 220, от 20.06.85 N 568, от 24.05.86 N 598, от 03.04.87 N 402, от 30.01.88 N 137)

В целях взаимной увязки и устранения множественности решений Правительства СССР о порядке назначения и выплаты государственных пенсий Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.

Пенсии, назначенные до утверждения указанного Положения, перерасчету в связи с этим не подлежат.

2. Признать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.

3. Внести в Президиум Верховного Совета СССР проект Указа «Об изменении статьи 15 Закона о государственных пенсиях».

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Совета Министров СССР
от 3 августа 1972 г. N 590

(в ред. Постановлений Совмина СССР от 13.04.73 N 252, от 21.11.73 N 852, от 07.03.75 N 191, от 18.04.75 N 304, от 23.04.75 N 312, от 13.06.77 N 516, от 30.06.78 N 548, от 11.09.79 N 862, от 07.01.80 N 17, Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.02.80 N 175, Постановлений Совмина СССР от 26.02.80 N 180, от 30.05.80 N 424, от 02.09.81 N 866, от 30.06.83 N 584, от 25.05.84 N 494, от 13.08.84 N 867, от 12.03.85 N 220, от 20.06.85 N 568, от 24.05.86 N 598, от 03.04.87 N 402, от 30.01.88 N 137)

1. Постановление Совета Министров СССР от 4 августа 1956 г. N 1044 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1957, N 1, ст. 1).

2. Постановление Совета Министров СССР от 6 декабря 1956 г. N 1567 «Об изменении порядка выплаты государственных пенсий по старости пенсионерам, состоящим членами колхозов» (СП СССР, 1957, N 1, ст. 2).

Это интересно:  До Какого Возраста Ребёнка Приставы Не Имеют Права Войти В Квартиру Без

3. Постановление Совета Министров СССР от 27 мая 1957 г. N 582 «О перерасчете пенсий лицам, получающим государственные пенсии и состоящим членами артели промысловой кооперации» (СП СССР, 1957, N 6, ст. 69).

4. Постановление Совета Министров СССР от 31 июля 1957 г. N 923 «О пенсионном обеспечении лиц высшего, старшего и среднего начальствующего состава службы специальной связи Министерства связи СССР и их семей».

5. Постановление Совета Министров СССР от 13 сентября 1958 г. N 1040 «О порядке выплаты государственных пенсий пенсионерам, выехавшим в капиталистические страны» (СП СССР, 1958, N 16, ст. 126), кроме последнего абзаца пункта 2.

6. Постановление Совета Министров СССР от 16 июля 1959 г. N 790 «Об изменении пункта 37 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1959, N 15, ст. 102).

7. Постановление Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г. N 1340 «О пенсионном обеспечении учащихся средних школ, ставших инвалидами в результате трудового увечья или профессионального заболевания, полученных при прохождении производственного обучения или практики» (СП СССР, 1959, N 20, ст. 163).

8. Постановление Совета Министров СССР от 20 февраля 1960 г. N 192 «Об изменении пунктов 43, 47, 136, 165, 169, 170, 172, 173 и 176 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1960, N 6, ст. 38).

9. Пункт 11 Изменений, которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1960 г. N 148, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1960 г. N 805 (СП СССР, 1960, N 14, ст. 118).

10. Постановление Совета Министров СССР от 1 марта 1961 г. N 186 «О пенсионном обеспечении бывших членов артелей промысловой кооперации» (СП СССР, 1961, N 5, ст. 34).

11. Пункт 1 Постановления Совета Министров СССР от 27 сентября 1961 г. N 880 «Об улучшении материального обеспечения граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов)» (СП СССР, 1961, N 15, ст. 116).

12. Пункт 1 Постановления Совета Министров СССР от 17 января 1962 г. N 45 «Об изменении пункта 166 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсии и об отмене представления гражданами во врачебно-трудовые экспертные комиссии копий трудовых книжек и производственных характеристик» (СП СССР, 1962, N 1, ст. 7).

13. Постановление Совета Министров СССР от 19 мая 1962 г. N 468 «О частичном изменении пункта 107 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1962, N 8, ст. 68).

14. Пункт 1 Постановления Совета Министров СССР от 14 декабря 1962 г. N 1248 «О дополнении пункта 149 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий и об изменении подпункта «в» пункта 10 Постановления Совнаркома СССР от 20 декабря 1938 г. N 1320 «О введении трудовых книжек» (СП СССР, 1962, N 21, ст. 173).

15. Постановление Совета Министров СССР от 24 января 1963 г. N 92 «Об изменении пункта 178 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1963, N 2, ст. 14).

16. Пункт 3 Постановления Совета Министров СССР от 26 февраля 1964 г. N 175 «О повышении материальной заинтересованности пенсионеров в работе на производстве» (СП СССР, 1964, N 3, ст. 17).

17. Постановление Совета Министров СССР от 14 мая 1964 г. N 437 «Об изменении пункта 107 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1964, N 9, ст. 62).

18. Постановление Совета Министров СССР от 2 октября 1964 г. N 826 «О порядке исчисления пенсий рабочим и служащим, работающим у отдельных граждан по договорам» (СП СССР, 1964, N 18, ст. 119).

19. Постановление Совета Министров СССР от 4 февраля 1965 г. N 71 «О внесении изменений в пункты 37, 38, 41, 42, 45, 46, 52, 53, 70, 71, 76, 81 и 82 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1965, N 3, ст. 15).

20. Постановление Совета Министров СССР от 13 апреля 1965 г. N 297 «О дополнении пункта 170 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1965, N 10, ст. 76).

21. Пункт 5 Постановления Совета Министров СССР от 19 мая 1967 г. N 447 «О мерах по улучшению условий труда и быта работников, занятых на сезонных работах в пищевой, мясной, молочной и рыбной промышленности».

22. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1022 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1967, N 29, ст. 201).

23. Пункты 2 и 3 Постановления Совета Министров СССР от 9 апреля 1969 г. N 263 «О внесении изменений в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1969, N 10, ст. 58).

24. Постановление Совета Министров СССР от 13 мая 1971 г. N 281 «О дополнении пункта 123 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1971, N 9, ст. 74).

25. Постановление Совета Министров СССР от 3 июня 1971 г. N 342 «О внесении изменений в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (СП СССР, 1971, N 11, ст. 85).

Порядок выплаты заработной платы: аванс обязателен?

Из статьи Вы узнаете:

1. С какой периодичностью и в какие сроки необходимо выплачивать заработную плату сотрудникам.

2. Как определить размер аванса, положенного работникам.

3. В каком порядке исчисляются и уплачиваются страховые взносы и НДФЛ с заработной платы и аванса.

«Главное в расчетах с сотрудниками по заработной плате – правильно рассчитать причитающиеся им суммы». Такое утверждение является верным только наполовину: важно не только правильно рассчитать зарплату работников, но и правильно ее выплатить. При этом камнем преткновения для многих является выплата аванса сотрудникам. Нужно ли дробить зарплату на аванс и окончательный расчет, если ее сумма и так невелика? Положен ли аванс внешним совместителям? Как рассчитать сумму аванса? В этих и других вопросах, касающихся выплаты заработной платы сотрудникам, разберемся в этой статье.

Периодичность выплаты заработной платы

Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанность работодателя выплачивать заработную плату сотрудникам не реже, чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ). Следует оговориться, что Трудовой кодекс вообще не содержит такого понятия, как «аванс»: согласно его формулировкам это заработная плата за первую половину месяца. А широко используемое понятие «аванс» пришло из документа советских времен, Постановления Совмина СССР от 23.05.1957 № 566 «О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца», которое действует до сих пор в части, не противоречащей ТК РФ. Поэтому для облегчения восприятия в этой статье под авансом понимается заработная плата за первую половину месяца.

Итак, для заработной платы установлена периодичность выплаты не реже, чем каждые полмесяца. При этом для других выплат работникам установлены свои сроки:

  • отпускные должны выплачиваться не позднее, чем за 3 дня до начала отпуска;
  • расчет при увольнении должен быть выплачен в день увольнения работника.

А вот оплата больничных листов как раз привязана к выплате заработной платы: пособия должны выплачиваться в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы. Если таким ближайшим днем является день выплаты аванса, то пособия должны быть выплачены вместе с ним.

  • если работник является внешним совместителем;
  • если работник добровольно написал заявление о выплате заработной платы один раз в месяц;
  • если локальными нормативными актами работодателя, трудовыми договорами и т.д. установлена выплата заработной платы один раз в месяц. Такое положение является ничтожным и не подлежит исполнению, так как нарушает требования ТК РФ.
  • независимо от суммы заработка и принятой системы оплаты труда.

Ели работодатель все-таки пренебрег требованиями ТК РФ о выплате заработной платы работникам не реже, чем каждые полмесяца, то в случае проверки трудовой инспекции ему грозит ответственность в виде штрафа (ст. 5.27 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 1 000 руб. до 5 000 руб.
  • для ИП — от 1 000 руб. до 5 000 руб.
  • для юридических лиц – от 30 000 руб. до 50 000 руб.

Сроки выплаты заработной платы

В настоящее время трудовое законодательство не содержит конкретных сроков выплаты заработной платы, то есть работодатель вправе установить их самостоятельно, закрепив в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, трудовых договорах с работниками (ст. 136 ТК РФ). При этом необходимо учитывать следующее:

  • Временной интервал между выплатами заработной платы не должен превышать полмесяца. При этом выплаты необязательно должны приходиться на один календарный месяц (Письмо Минтруда России от 28.11.2013 № 14-2-242). Например, если заработная плата за первую половину месяца выплачивается 15-го числа, то за вторую – 30 (31)-го числа текущего месяца, если за первую 25-го, то за вторую – 10-го числа следующего месяца и т.д. Кроме того, работодатель может установить периодичность выплаты заработной платы чаще, чем раз в полмесяца, например, каждую неделю – такой подход допустим, поскольку не ухудшает положение работников и не противоречит требованиям ТК РФ.
  • Сроки выплаты заработной платы должны быть обозначены в виде конкретных дней, а не временных периодов (Письмо Минтруда России от 28.11.2013 № 14-2-242). Например: 10-е и 25-е число каждого месяца. Такая формулировка, как «с 10-го по 13-е и с 25-го по 28-е», недопустима, поскольку по факту требование ТК РФ о выплате заработной платы не реже, чем каждые полмесяца, может быть нарушено: работник получит зарплату 10-го числа, а следующая выплата будет 28-го, то есть промежуток между выплатами превысит полмесяца.
  • Если установленный день выплаты приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то заработная плата должна быть выплачена накануне этого дня (ст. 136 ТК РФ).
Это интересно:  Молодая семья: узнать очередь по программе, проверить ее движение

! Обратите внимание: Работодатель несет ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы (в том числе аванса и других выплат в пользу работников): материальную, административную, а в некоторых случаях даже уголовную.

Размер аванса

Трудовой кодекс не содержит требований относительно того, в каких пропорциях (суммах) должны выплачиваться части заработной платы. Однако Постановление № 566, которое уже упоминалось выше, предусматривает, что размер аванса должен быть не ниже тарифной ставки рабочего за отработанное время. Несмотря на то, что в указанном постановлении речь идет о заработной плате рабочих, в отношении других работником можно использовать аналогичный подход.

Размер аванса, подлежащего выплате работнику, может рассчитываться одним из следующих способов:

  • пропорционально отработанному времени;
  • в виде фиксированной суммы, например, рассчитанной в процентах от оклада.

Использование второго варианта, выплата аванса в фиксированной сумме, имеет один существенный недостаток – вероятность того, что работник не отработает полученный аванс. Например, в случаях, когда работник большую часть месяца находился на больничном, в отпуске без сохранения заработной платы и т. д. и при этом ему был выплачен аванс, по итогам месяца начисленной заработной платы может не хватить на покрытие выданного аванса. В таком случае у работника возникает задолженность по заработной плате, удержание которой для работодателя связано с определенными сложностями.

! Обратите внимание: Трудовой кодекс обязывает работодателя при каждой выплате заработной платы (в том числе аванса) извещать работника в письменной форме (ст. 136 ТК РФ):

  • о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
  • о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
  • о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
  • об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Указанные сведения содержатся в расчетном листке, форма которого утверждается самим работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Способы выплаты заработной платы

Заработная плата выплачивается работникам либо наличными денежными средствами из кассы работодателя, либо в безналичном порядке. Кроме того, трудовое законодательство не запрещает часть заработной платы (не более 20%) выдавать в натуральной форме, например, готовой продукцией (ч. 2 ст. 131 ТК РФ). При этом конкретный способ выплаты заработной платы должен быть указан в трудовом договоре с работником. Остановимся более подробно на денежных формах выплаты заработной платы.

  1. Выплата заработной платы наличными денежными средствами

Выплата заработной платы работникам из кассы оформляется следующими документами:

  • платежная (форма Т-53) или расчетно-платежная ведомость (форма Т-49);
  • расходный кассовый ордер (КО-2).

Если количество работников невелико, то выплату заработной платы каждому работнику можно оформлять отдельным расходным кассовым ордером. Однако при большом штате удобнее составлять расчетную (расчетно-платежную) ведомость на всех сотрудников и делать один расходный ордер на всю выплаченную по ведомости сумму.

  1. Перечисление заработной платы на банковскую карту

Условия выплаты заработной платы в безналичной форме должны быть прописаны в коллективном договоре или трудовом договоре с сотрудником. Для удобства перечисления заработной платы многие работодатели заключают с банками соответствующие договоры на выпуск и обслуживание зарплатных карт для сотрудников. Это позволяет всю сумму заработной платы перечислять одним платежным поручением с приложением реестра, в котором конкретизируются суммы для зачисления на карточный счет каждого сотрудника.

! Обратите внимание: перечислять заработную плату в безналичной форме возможно только с согласия работника и только по тем реквизитам, которые указаны в его заявлении. Кроме того, работодатель не может «привязать» своих сотрудников к конкретному банку: трудовое законодательство дает право работнику в любой момент изменить банк, в который ему должна быть переведена заработная плата. В этом случае работнику достаточно письменно известить работодателя об изменении платежных реквизитов для выплаты заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ).

Порядок начисления и уплаты НДФЛ и страховых взносов с заработной платы

Мы выяснили, что заработная плата работникам должна выплачиваться как минимум дважды в месяц. В связи с этим у многих возникает вопрос: нужно ли начислять страховые взносы и НДФЛ с аванса? Давайте разберемся. По законодательству страховые взносы необходимо начислять по итогам месяца, за который начислена заработная плата (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ). Что касается НДФЛ, в соответствии с Налоговым кодексом, датой получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который начислен доход за выполненные трудовые обязанности (п. 2 ст. 223 НК РФ). Таким образом, ни страховые взносы, ни НДФЛ начислять с аванса не нужно.

Сроки уплаты страховых взносов с заработной платы для всех работодателей являются едиными и не зависят от даты выплаты заработной платы. В настоящее время взносы во внебюджетные фонды должны уплачиваться до 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления зарплаты (п. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Исключение составляют страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случает и профзаболеваний – они должны уплачиваться в день, установленный для получения в банке средств на выплату зарплаты за истекший месяц (п. 4 ст. 22 Закона № 125-ФЗ).

В отличие от страховых взносов, срок уплаты НДФЛ зависит от даты и способа выплаты заработной платы:

Способ выплаты заработной платы

Срок уплаты НДФЛ

Наличными из выручки не позднее дня, который следует за днем выплаты зарплаты Наличными из денежных средств, снятых с расчетного счета на выплату заработной платы не позднее дня получения денежных средств из банка Безналично на карты сотрудников не позднее дня перечисления денежных средств сотрудникам

Бухгалтерский учет заработной платы

В бухгалтерском учете начисление заработной платы, а также НДФЛ и страховых взносов отражается последним днем отработанного месяца. При этом составляются следующие проводки:

Дата

Дебет счета Кредит счета

Содержание операции

Дата, установленная для выплаты заработной платы за первую половину месяца 70 50(51) Выплачена заработная плата за первую половину месяца из кассы (перечислена на карты сотрудников) Последний день месяца 20(23, 26, 44) 70 Начислена заработная плата Последний день месяца 70 68 Удержан НДФЛ с заработной платы Последний день месяца 20(23, 26, 44) 69 Начислены страховые взносы с заработной платы Дата, установленная для выплаты заработной платы за вторую половину месяца (окончательный расчет) 70 50(51) Выплачена заработная плата из кассы (перечислена на карты сотрудников) Последний день срока, установленного для выплаты заработной платы по ведомости из кассы 70 76 Депонирована сумма неполученной зарплаты Следующий день после окончания срока, установленного для выплаты заработной платы по ведомости из кассы 51 50 Сумма депонированной зарплаты зачислена на расчетный счет При обращении работника за неполученной в срок заработной платой 50 51 Получены деньги с расчетного счета на выдачу депонированной зарплаты При обращении работника за неполученной в срок заработной платой 76 50 Выдана депонированная заработная плата

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

Нормативная база

  1. Трудовой кодекс РФ
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  4. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
  5. Постановления Совмина СССР от 23.05.1957 № 566 «О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца»
  6. Письмо Роструда от 30.11.2009 № 3528-6-1
  7. Письмо Минтруда России от 28.11.2013 № 14-2-242

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты

Статья написана по материалам сайтов: sudrf.kodeks.ru, www.zakonprost.ru, buh-aktiv.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector