Особенности контрактной службы по ФЗ 44

Для этого нужно издать приказ о создании и утвердить положение о контрактной службе, составленное на основании Типового положения Минэкономразвития. Создавать отдельное структурное подразделение не обязательно. В состав службы включите не менее двух человек из числа ваших сотрудников: руководителя и работника контрактной службы. К этим сотрудникам предъявляются особые требования — высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

В каких случаях создание контрактной службы обязательно

Вы обязательно должны создать контрактную службу, если ваш СГОЗ превышает 100 млн руб. ( ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ ).

Как организовать работу контрактной службы

В первую очередь необходимо выбрать форму создания службы — отдельным структурным подразделением либо без образования такого, затем подготовить положение о контрактной службе, которое определит ее функции. Закрепить принятые решения необходимо приказом.

Определите форму создания контрактной службы

Выделять контрактную службу в отдельное структурное подразделение необязательно. В зависимости от ваших штатных возможностей, объема и интенсивности закупок определите самостоятельно, нужно ли выделять контрактную службу в отдельное структурное подразделение или целесообразно наделить функциями контрактной службы действующий состав работников.

Создание контрактной службы без выделения отдельного подразделения — простой способ организации: сотрудники выполняют функции контрактной службы без отрыва от основной работы. Минэкономразвития также указывает на возможность совмещения функций работника контрактной службы и иных должностных обязанностей (Письмо Минэкономразвития России от 30.12.2015 N Д28и-3860). Такую службу может возглавить руководитель заказчика или один из его заместителей.

Контрактная служба в виде отдельного структурного подразделения, например отдела закупок, привлекательна тем, что сотрудникам не придется совмещать разные трудовые функции, что позволит более равномерно распределить нагрузку. В этом случае необходимо предусмотреть и отдельную должность для руководителя контрактной службы. Такие особенности организации контрактной службы установлены п. 9 Типового положения N 631.

Подготовьте положение о контрактной службе

Действовать контрактная служба должна в соответствии с основным документом — положением или регламентом, название определите самостоятельно. Это обязательный документ, без него контрактная служба не может функционировать. Разработайте его на основании Типового положения N 631 ( ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ ).

Положение о контрактной службе в форме обособленного отдела закупок подготовьте так же, как и для контрактной службы без выделения отдельного подразделения. Позже вы утвердите это положение приказом, в котором и установите необходимую вам форму создания службы.

Возьмите Типовое положение N 631 в качестве образца, однако обратите внимание, что некоторые из его норм не соответствуют актуальной редакции Закона N 44-ФЗ. Например, Типовым положением предусмотрено полномочие контрактной службы проверять правомочность участников закупки, в то время как из Закона N 44-ФЗ требование о правомочности участников исключено (пп. «а» п. 8 ст. 1 Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ, пп. 2 («ж») п. 13 Типового положения N 631). В этом случае руководствуйтесь нормами Закона N 44-ФЗ.

В положении о контрактной службе закрепите порядок действий службы на всех этапах закупочной деятельности, а также установите условия взаимодействия службы с комиссией по осуществлению закупок, подразделениями заказчика, иными участвующими в процедурах лицами (например, специализированной организацией или независимыми экспертами).

Для эффективного распределения нагрузки установите в положении, могут ли работники вашей контрактной службы быть членами комиссии по осуществлению закупок.

Определите функциональные обязанности контрактной службы.

При планировании закупок контрактная служба:

  • разрабатывает план, план-график закупок и готовит при необходимости изменения в них; См. также: Как внести изменения в план закупок по Закону N 44-ФЗ
  • размещает в ЕИС план, план-график и внесенные в них изменения;
  • обосновывает закупки;
  • организует и участвует в консультациях с поставщиками в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения нужд заказчика.

При организации закупок контрактная служба:

  • разрабатывает и размещает в ЕИС извещение, документацию о закупках и проект контракта;
  • формирует и направляет приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами;
  • готовит обоснование НМЦК;
  • организует обязательное общественное обсуждение закупок;
  • обеспечивает деятельность комиссий по осуществлению закупок;
  • привлекает экспертов, экспертные организации.

При проведении закупок контрактная служба:

  • обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  • рассматривает банковские гарантии;
  • участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков.

При заключении, исполнении контракта контрактная служба:

  • организует заключение контракта;
  • организует приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • организует проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • обеспечивает создание приемочной комиссии;
  • организует оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

При изменении и расторжении контракта контрактная служба:

  • взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • организует включение в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе);
  • направляет требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);
  • организует осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии;
  • формирует материалы для претензионно-исковой работы.

Указанные функции установлены ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ и п. п. 11, 13 Типового положения N 631.

Издайте приказ о создании контрактной службы

Для того чтобы завершить процесс создания службы и утвердить положение о контрактной службе, издайте приказ. Включите в него информацию о лице, которое назначаете руководителем, и в случае, если создаете службу без выделения подразделения, — список сотрудников, которые войдут в ее состав. Укажите также срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы в соответствии с п. 10 Типового положения N 631.

Утвердите такой приказ не позднее начала финансового года, в котором ваш СГОЗ превысит 100 млн руб. Если такое превышение происходит в результате утверждения дополнительных объемов финансирования — не позднее даты доведения соответствующего решения. Это следует из ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ .

Рекомендуем ознакомить с приказом задействованных лиц за два месяца до запланированной даты создания контрактной службы.

Кто должен входить в состав контрактной службы

Вне зависимости от формы создания контрактной службы в нее должен входить руководитель и работник. Количественный состав контрактной службы не может составлять менее двух работников (п. 7 Типового положения N 631). Рекомендуем включить в состав минимум троих, это позволит избежать некоторых спорных ситуаций, связанных с принятием решений, а также сбалансировать процесс работы службы с учетом отпусков и больничных. Иных обязательных требований к структуре контрактной службы законом не установлено.

В случае необходимости вы можете увеличить или уменьшить численность контрактной службы в зависимости от интенсивности ваших закупок.

Вы можете сформировать компетентный состав службы, опираясь на специфику наиболее часто закупаемых товаров, работ, услуг — например, привлекая профильных специалистов.

Кто может быть руководителем контрактной службы

При формировании контрактной службы вам необходимо назначить руководителя, который эту службу возглавит.

Руководителем контрактной службы без образования структурного подразделения назначьте руководителя заказчика или одного из его заместителей. Если контрактная служба образована в виде отдельного структурного подразделения, то руководителя такого подразделения и назначьте руководителем контрактной службы (п. 9 Типового положения N 631).

Руководителю контрактной службы обязательно иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок ( ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ ).

Особенности правового статуса руководителя контрактной службы установите в положении о контрактной службе, а закрепить максимально подробно должностные обязанности, полномочия и ответственность следует в должностной инструкции.

Кто может быть работником контрактной службы

Работники контрактной службы выбираются из числа сотрудников заказчика. На это указывает Минэкономразвития России в Письме от 16.11.2016 N Д28и-2993.

Все работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок ( ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ ).

Помимо требований к образованию рекомендуем учитывать также особые требования профессиональных стандартов — «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок». Применяйте их при формировании контрактной службы для эффективного распределения трудовых функций.

Контрактная служба по 44-ФЗ: права, обязанности и порядок работы

Государственная организация, которая в год приобретает товары и услуги на общую сумму, превышающую 100 миллионов рублей, обязана сформировать контрактную службу. Численность и структура такого подразделения выбирается организацией самостоятельно, но при этом должны соблюдаться требования, определённые 44-ФЗ.

Определение

Сотрудники контрактной службы при исполнении своих обязанностей должны руководствоваться Конституцией, Гражданским и Бюджетным Кодексами России. Учитываться должны и нормы, утвержденные приказом Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013г.

Ключевые требования

Согласно нормам действующего 44-ФЗ в состав контрактной службы могут входить только лица, имеющее высшее образование. Кроме того, они должны иметь документ, подтверждающий прохождение обучения в сфере государственных закупок.

Для работы в контрактной службе привлекаются сотрудники, обладающие достаточным уровнем знаний и навыков. Они несут личную ответственность за соблюдение всех норм законодательства. Вопрос о необходимости регулярного повышения квалификации решается заказчиком самостоятельно. Требования к контрактному управляющему аналогичны тем, что предъявляются к сотрудникам контрактной службы.

Это интересно:  Обмен плювиографа, как обменять плювиограф в магазине на новый

Права и обязанности

Перечень функций контрактной службы обширен. Он охватывает все вопросы, связанные с приобретением товаров и услуг. Сотрудники отвечают за следующие мероприятия:

  1. Формирование плана и план-графика закупок. Подготовка и внесение в них изменений. Размещение документов в ЕИС.
  2. Разработка закупочной документации, расчет начальной максимальной цены контракта, составление технического задания. При необходимости проведение консультаций с потенциальными поставщиками. Привлечение экспертных организаций. Размещение извещения о проведение закупки на электронной торговой площадке и в ЕИС.
  3. Организация общественного обсуждения закупок.
  4. Обеспечение деятельности закупочной комиссии, контроль проведения всех этапов закупочной процедуры.
  5. Подготовка и размещение разъяснений содержания документации или результатов проведения закупки.
  6. Оценка банковских гарантий, а также контроль поступления и возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
  7. Работа с претензиями. Подготовка документов, необходимых для рассмотрения жалоб, переданных в ФАС.
  8. 8.Контроль исполнения договора. Оплата поставленного товара или оказанных услуг.
  9. 9.Включение сведений о недобросовестных поставщиках в реестр. Направление контрагенту претензий и отслеживание ответов на них.

При необходимости функции по проведению закупочных процедур могут быть переложены на специализированную организацию. Все остальные обязанности должны исполнять сотрудники контрактной службы самостоятельно.

Создание закупочной комиссии

Для рассмотрения заявок потенциальных поставщиков на участие в закупочной процедуре должна быть создана специальная комиссия. В нее входит не менее пяти человек при проведении аукционов и конкурсов и не менее трех сотрудников для остальных процедур. В первую очередь назначается председатель. Он принимает решение о численности и составе комиссии. При приобретении товаров и услуг у единственного поставщика создание комиссии не требуется.

В состав комиссии включаются лица, прошедшие профессиональную подготовку в сфере государственных закупок. При приобретении технически сложных товаров требуется привлечение людей, обладающих определенными знаниями, касающимися закупаемого объекта. Чаще формируется единая комиссия для оценки заявок при всех закупках.

Принимать участие в работе комиссии не могут лица, привлекаемые для экспертной оценки конкурсной документации или потенциально заинтересованные в результатах проведения процедуры. К ним относятся близкие родственники представителей компаний — участников. Замена членов комиссии может быть проведена только по решению заказчика.

Формирование контрактной службы оформляется соответствующим приказом. Его форма законодательно не установлена, в связи с чем заказчик может выбирать ее самостоятельно. Документ оформляется на бумажном носителе и обязательно визируется руководителем организации.

В приказе должны содержаться сведения о руководителе контрактной службы, а также имена и фамилии всех её членов. Также, при необходимости, прописывается процедура выделения службы в отдельное подразделение. Определяется порядок подготовки руководителем контрактной службы всей необходимой отчетности. Указывается перечень обязанностей сотрудников.

Решение о создании контрактной службы должно быть принято не позднее начала финансового года, следующего за тем, в котором годовой объем закупок превысил 100 миллионов рублей. Если повышение СГОЗ стало следствием дополнительного финансирования, то приказ о создании службы должен быть издан не позднее даты принятия решения о доведении средств.

Ответственность

Каждый сотрудник контрактной службы несет персональную ответственность за соблюдение должностной инструкции и требований действующего законодательства. При нарушениях могут быть применены следующие виды взыскания:

  • Административное. Устанавливается в соответствии с нормами действующего Кодекса об административных правонарушениях. Размеры штрафов зависят от совершенного проступка.
  • Дисциплинарное. Назначается за несоблюдение трудового распорядка, а также неисполнение своих должностных обязанностей.
  • Материальное. Такое взыскание применяется в случае порчи сотрудником имущества компании.

Для оценки эффективности работы руководитель изучает отношение работника к своим обязанностям, умение правильно применять свои знания на практике, количество заключенных контрактов, а также число жалоб, поданных контрагентами на действие заказчика. По результатам анализа данных принимается решение о премировании.

Контрактная служба – сложная и важная часть государственной организации. С помощью хорошо налаженной работы можно максимально эффективно расходовать бюджетные средства, рационально проводить закупочные процедуры и плодотворно взаимодействовать с поставщиками и подрядчиками.

Создание контрактной службы

С 01.01.2014 года в России начала функционировать Федеральная Контрактная служба. Закон №44-ФЗ определяет механизм создания ФКС. Одно из направлений реформирования системы госзакупок – это кадровые изменения: введение контрактной службы заказчика, контрактных управляющих, комиссий по закупкам.

Положения Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, касающиеся контрактной службы и контрактного управляющего вступили в силу с 01.01.2014 года, отдельные положения по правам и обязанностям контрактной службы, касающиеся стадий планирования закупок и размещения информации о них в Единой информационной системе (пункты 1 и 2 части 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ), вступят в силу с 2015 года.

Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 №631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» устанавливает правила организации деятельности контрактной службы.

История проблемы принципа профессионализации сферы закупок

Основная новация в кадровых изменениях системы госзакупок связана с установлением принципа профессионализации сферы закупок. Государственные закупки в нашей стране стали осуществляться с 1991 года после упразднения Госснаба. Новая система госзакупок была создана в 1997 году указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина «Об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд». Однако требования к профессиональным знаниям государственного заказчика и членов закупочных комиссий в тот период не были установлены. В 2006 году были приняты Требования к минимуму знаний к специальности в сфере закупок, но они не были установлены как обязательные.

В 2009 году появилось требование в 94-ФЗ о том, что хотя бы один член закупочной комиссии должен быть обучен. Проект закона о ФКС содержал требования к опыту работы, и положение о необходимости установления минимума знаний, которые не вошли в действующий в настоящее время Закон № 44-ФЗ.

Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ впервые вводит принцип профессионализации сферы закупок и устанавливает обязательное требование для членов контрактной службы заказчика и контрактных управляющих – высшее образование или дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере закупок.

Причины создания контрактной службы

Госзакупки осуществляет заказчик. Кто такой заказчик? Заказчиком является государственный или муниципальный орган либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Закупки нужны для выполнения государственных и муниципальных программ, для организации текущей деятельности государственных, муниципальных и бюджетных организаций.

С 01.01.2014 осуществить закупку можно только по Закону №44-ФЗ. Для проведения закупки Заказчик должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Для чего нужна контрактная служба? Цель этого нововведения состоит в том, чтобы профессионально и ответственно обеспечить реализацию всего цикла закупок: от планирования до получения конкретного результата и оценки эффективности осуществления государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Вводится принцип персональной ответственности сотрудников контрактной службы за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта.

Чем будут заниматься контрактная служба или контрактный управляющий?

Контрактная служба будет осуществлять закупку со стадии планирования и определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершать стадией анализа эффективности исполнения обязательств сторонами контракта.

Контрактная служба будет осуществлять полный цикл закупки, включающий в себя следующие стадии:

  • Планирование закупок;
  • Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • Заключение контрактов;
  • Исполнение контрактов:
  • Претензионно-исковая работа.

Этапы создания КС

Подготовка заказчика к созданию контрактной службы включает в себя несколько этапов:

  1. изучить правовые акты по ФКС;
  2. создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего (в зависимости от совокупного объема) к 01.01.2014 году. Действовать они могут лишь в части тех прав и обязанностей, которые вступят в силу с 2014 года;
  3. направить сотрудников на обучение до 01.01.2014г. или переобучение до 01.01.2016г.;
  4. разработать и утвердить новые положения о комиссиях.

Структура КС

44-ФЗ предлагает 3 модели контрактной службы:

  1. контрактная служба со специальным структурным подразделением,
  2. контрактная служба без специального структурного подразделения,
  3. назначение контрактного управляющего.

Законом предусмотрено, что определяющим моментом для заказчика при решении вопроса о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего будет являться совокупный годовой объем закупок по плану — графику.

Согласно 44-ФЗ, контрактная служба создается теми заказчиками, у которых совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. рублей. В этом случае создание контрактной службы является обязанностью заказчика (ч.1, ст.38). При этом заказчик сам решает создавать ему специальное структурное подразделение или не создавать. Поскольку создание специального структурного подразделения не является обязательным, то контрактная служба может создаваться без изменений организационной структуры заказчика.

Если совокупный годовой объем закупок заказчика меньше или равен 100 млн. рублей, то заказчик имеет право создать контрактную службу (ч.2, ст.38).

Если не создана контрактная служба, то заказчик обязан (ч.2, ст.38) назначить контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Таким образом, в зависимости от совокупного годового объема закупок (ориентир здесь сумма: меньше или равно, или больше 100 млн. рублей) у заказчика есть право или обязанность создавать контрактную службу. Но, если заказчик, совокупный годовой объем закупок, которого меньше или равен 100 млн. рублей, не реализовал свое право, то у него появляется обязанность назначить контрактного управляющего.

Способы создания контрактной службы

  1. создание отдельного структурного подразделения;
  2. утверждение заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком. В состав контрактной службы должны входить не менее двух человек – должностных лиц контрактной службы из числа работников заказчика.

Это интересно:  Как узнать прописку человека в 2019 - по ФИО, по ИНН, через интернет

Назначение на должность и освобождение от должности работника контрактной службы допускается только по решению руководителя заказчика или лица, исполняющего его обязанности.

Контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы. Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Требования к квалификации сотрудников контрактной службы

Статья 9 Закона №44-ФЗ вводит принцип профессионализма заказчика.

Требования к квалификации сотрудников контрактной службы установлены частью 6, статьи 38 Закона №44-ФЗ. Все работники контрактной службы, контрактный управляющий с 2016 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере закупок.

До 01.01.2016 работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов (ч. 2 ст.112).

Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Нехватку методической поддержки в регионах предполагается решить за счет образовательных семинаров, подготовки кадров в вузах, реализации пилотных проектов.

Комиссии по осуществлению закупок

Согласно статье 39 Закона 44-ФЗ, решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик определяет состав комиссии и порядок ее работы, назначает председателя комиссии.

Состав комиссии должен включать не менее 5 человек: при проведении конкурсов (конкурсная комиссия) и при проведении аукционов (аукционная комиссия), при проведении всех способов закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений (единая комиссия).

Состав комиссии должен включать не менее 3 человек: при проведении котировок (котировочная), при проведении запроса предложений (комиссия по рассмотрению заявок и окончательных предложений в запросе предложений).

В случае выявления в составе комиссии лично заинтересованных в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах закупок и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок (часть 6 статьи 39).

Комиссия по осуществлению закупок правомочна осуществлять свои функции, если на заседании присутствует не менее 50 % общего числа ее членов.

Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается (часть 8 статьи 39).

Требования к квалификации членам комиссии по осуществлению закупок:

В Письме Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 года № Д28и-1070 дано разъяснение требований к членам комиссии по осуществлению закупок: если все работники контрактной службы к 1 января 2016 г. для осуществления их полномочий в соответствии с Законом должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то в состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок.

Функциональные обязанности контрактной службы (контрактного управляющего)

Функции контрактной службы и контрактного управляющего аналогичны. Разница в масштабе и объеме работ. Статья38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе» не предусматривает обязанности по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего. Для контрактного управляющего достаточно разработки и утверждения должностной инструкции, согласно его профессиональным обязанностям.

Контрактная служба заказчика

Руководитель контрактной службы

Требования: высшее профессиональное образование или прохождение профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. , специальные знания и навыки в сфере закупок. В соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Работники контрактной службы

Требования: высшее профессиональное образование или прохождение профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. , специальные знания и навыки в сфере закупок. В соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Контрактный управляющий

Должностное лицо из числа сотрудников контрактной службы заказчика, назначенное заказчиком на данную должность, если при этом совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба. Требования: высшее профессиональное образование или прохождение профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. , специальные знания и навыки в сфере закупок. В соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Комиссии по осуществлению закупок

Требования: профессиональная переподготовка или повышение квалификации в сфере закупок, специальные знания, относящиеся к объекту закупки. В состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок. М инимум 50 % членов комиссии должны быть

обучены по правилам работы по закону 44-ФЗ. Обучить их всех, заказчик обязан был еще в 2013 году.

Функции и полномочия контрактной службы по закону 44-ФЗ

  • подготавливает План и План-график закупок ;
  • размещает документацию о закупке в ЕИС;
  • заключает контракт;
  • принимает результаты контракта;
  • ведет претензионную работу;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

Ответственность

Устанавливается персональная ответственность руководителя и других работников контрактной службы за выполнение своих функций и полномочий. Работники контрактной службы, виновные в нарушении законодательства РФ, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. каждый заказчик, осуществляющий закупки, должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего;
  2. в КС входят работники заказчика: это может быть один контрактный управляющий, а при совокупном годовом объеме закупок более 100 млн. рублей – не менее 2 лиц;
  3. необходимо обучить сотрудников контрактной службы к 01.01.2014г. или переобучить до 01.01.2016г.;
  4. все работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. До 01.01.2016г. работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов;
  5. контрактная служба будет осуществлять полный цикл закупки, ее функциональные обязанности утверждены в Типовом положении (регламенте) Минэкономразвития России.

Для подготовки статьи использованы материалы:

  1. Закон №44-ФЗ от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  2. Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631).
  3. Письмо Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. N Д28и-1070 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  4. Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631)

Контрактная служба как ответственное подразделение в системе осуществления государственных и муниципальных закупок

Контрактная служба, создаваемая с целью исполнения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», имеет в своей основе целый ряд положений различных нормативных актов, регулирующих сферу закупочных правоотношений.

Нормативная основа

Так, основные общие вопросы функционирования контрактной службы находятся в ведении положений статьи 38 указанного Федерального закона за номером 44-ФЗ. В частности, данная статья говорит о том, в каких случаях должна создаваться контрактная служба, а также по каким направлениям закупочной деятельности должна функционировать данная служба, в том числе что входит в перечень ее основных прав и обязанностей.

Для того чтобы сделать положение максимально соответствующим действующим нормам законодательства в сфере закупок, можно воспользоваться Типовым положением о контрактной службе, которое было разработано и утверждено Приказом Минэкономразвития №631, принятым 29 октября 2013 года.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Кроме того, в части своей работы контрактная служба руководствуется непосредственно положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной службе», а также нормами Гражданского Кодекса в той их части, в которой они могут осуществлять регулирование процедуры государственных и муниципальных закупок.

Это интересно:  Обмен силомера, как обменять силомер в магазине на новый

Понятие контрактной службы по 44-ФЗ

Контрактная служба – это подразделение внутри организации, являющейся государственным или муниципальным заказчиком, целью функционирования которого является осуществление различных видов закупок, направленных на удовлетворение нужд такого заказчика, а также на его полноценное функционирование.

В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик в зависимости от его уровня совокупного годового объема закупок принимает решение о введении должности контрактного управляющего (либо возложении соответствующих обязанностей на сотрудников разных подразделений в пределах их полномочий) либо о создании самостоятельного подразделения, которое будет называться контрактной службой или отделом организации закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 38 указанного федерального закона на сегодняшний день заказчик может не создавать контрактную службу в виде специального подразделения, объединив в рамках данного отдела сотрудников различных отделов, которые в силу своего образования или имеющихся у него должностных обязанностей могут осуществлять взаимосвязанную деятельность в части проведения различных закупочных мероприятий.

Процедура создания

Контрактная служба в рамках государственного или муниципального заказчика создается на основании специально издаваемого приказа. Таким же образом вводится и должность контрактного управляющего. Однако следует помнить о том, что для полноценной работы последнего потребуется ввести соответствующую должность в штатное расписание, так как, в противном случае, будет происходить наложение дополнительных обязанностей на тех сотрудников, которые выполняют работу по осуществлению закупок.

Вне зависимости от того, идет ли речь о создании самой контрактной службы или о введении должности контрактного управляющего, действия государственного заказчика должны выглядеть следующим образом:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • издание приказа о введении должности контрактного управляющего или отдела организации закупок. На этом этапе заказчик на основании своего совокупного годового объема закупок принимает решение о необходимости введения отдельных должностей или создания специального отдела;
  • внесение изменений в существующее штатное расписание с его обоснованием. В качестве такого обоснования следует рассматривать, в первую очередь, необходимость соблюдения действующего законодательства в сфере закупок;
  • следующим этапом становится издание положения об отделе закупок (в случае если речь идет о самостоятельных должностных лицах, потребуется утверждение их должностных инструкций).

Приказ о создании

Данный приказ является тем нормативным актом, который ложится в основу работы создаваемого подразделения. Данный приказ может быть подписан только руководителем организации, так как происходит создание нового подразделения.

В рамках такого приказа потребуется отразить следующую информацию:

  • дата создания контрактной службы;
  • перечень ее сотрудников, а также сотрудников, которые входят в данное подразделение (так как сотрудники могут изменяться, то их перечень может быть утвержден в виде самостоятельного приложения, которое при необходимости может быть изменено). Руководитель отдела организации закупок указывается в самом теле приказа как то должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по первичной организации работы создаваемого подразделения, а также по контролю за его работой, проводимому на первом уровне;
  • в рамках приложения к приказу также может быть утверждено и положение о создаваемом подразделении, в котором будет перечислен ряд вопросов, отражающих функционирование этого подразделения (права и обязанности сотрудников, цели создания, круг решаемых вопросов). Положение об отделе организации закупок должно быть разработано в соответствии с существующим Типовым положением, подготовленным Минфином РФ еще в 2013 году.

Кроме того, потребуется также и указать, когда приказ вступает в силу (либо конкретной датой, либо указанием на дату подписания).

Численность и состав

В соответствии с Типовым положением о контрактной службе ее состав не может быть менее двух человек. Конкретную численность заказчик обязан определить самостоятельно исходя из того, каков его годовой объем закупок, а также какой объем работы предстоит выполнять всем сотрудникам.

Если в состав данного подразделения входят должностные лица, у которых расширен круг их полномочий и должностных обязанностей, потребуется заключить специальное дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будет отражена информация о том, каким образом происходит расширение обязанностей сотрудника, а также какие материальные надбавки за это ему будут положены.

Контрактная служба состоит:

  • из руководителя. Если данное подразделение не выделяется в качестве самостоятельного, то возглавить его может только руководитель организации-заказчика либо один из его заместителей. Если отдел организации закупок выводится в качестве самостоятельного подразделения, то вводится должность руководителя такого подразделения;
  • из его заместителей или старших сотрудников. На этих сотрудников возлагается обязанность по координации работы контрактной службы в период отсутствия непосредственного руководителя. Если руководитель на месте, то данные сотрудники занимаются выполнением своих непосредственных должностных обязанностей;
  • из сотрудников отдела организации закупок. Они занимаются непосредственной деятельностью по обеспечению интересов заказчика при проведении различного рода закупочных мероприятий.

Требования к образованию сотрудников

В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все сотрудники отдела организации закупок или лица, которые занимают должности контрактных управляющих, даже если речь идет о наделении таких лиц дополнительными должностными обязанностями, должны пройти либо специальные курсы профессиональной переподготовки, либо иметь средне-специальное или высшее образование по профилю функционирования Федерального закона №44-ФЗ. В противном случае, их деятельность на указанных должностях будет являться неправомерной. Если заказчик назначил лиц, которые не имеют такого специального образования, то он обязан осуществить их профессиональную подготовку или переподготовку по профилю функционирования указанного нормативного акта с получением соответствующего документа об образовании.

Должностная инструкция: основные функции подразделения

Должностная инструкция отдела организации закупок – это Положение о его работе, которое отражает все основные нюансы, необходимые к разрешению указанным подразделением. Именно в данном документе формируется перечень тех вопросов, решение которых становится главной целью функционирования такого подразделения.

К числу основных функций подразделения относятся:

  • определение тех потребностей заказчика, которые должны быть отражены в плане-графике проводимых закупок;
  • составление указанного плана-графика и его корректировка в зависимости от изменения потребностей;
  • выбор конкретного типа закупочных мероприятий при проведении необходимых закупок, а также проверка представленного обоснования начальной максимальной цены контракта;
  • организация работы закупочных комиссий, в том числе в части организации технического обеспечения их функционирования;
  • обеспечение сохранности всех поданных заявок до момента их вскрытия, а после такового – до момента подписания протоколов с итогами проведенной закупки;
  • организация отчетной работы по проведенным закупкам, исполненным контрактам, неисполнению заключенных контрактов и договоров и внесению таких исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков;
  • консультации с потенциальными исполнителями по контрактам до момента заключения таковых посредством использования специальных сервисов обработки обращений в рамках функционирования Единой информационной системы и электронных торговых площадок;
  • проверки предоставленного обеспечения исполнения контрактов в виде залогов денежных средств (в части перечисления таковых на указанные счета заказчика) и в виде банковских гарантий (в части правомерности предоставления таких гарантий, в том числе при проверке кредитного учреждения, выдавшего такую гарантию).

Указанные функции не являются исчерпывающими, так как их перечень очень широк и основывается на Федеральном законе №44-ФЗ и принятых в его исполнение иных нормативных актов.

Ответственность контрактной службы

Говоря об ответственности, которая возлагается на контрактную службу, следует понимать, что речь идет, в первую очередь, о мерах ответственности, которые назначаются в адрес тех должностных лиц, допустивших какие-либо нарушения действующего законодательства в сфере закупок.

Все санкции, которые могут быть применены к должностным лицам, делятся на три типа:

  • дисциплинарные (выносятся на основании положений трудового законодательства Российской Федерации и действующего в организации коллективного трудового договора). Решение о назначении таковых санкций принимаются работодателем по итогам проведенных специальных внутренних проверок своих сотрудников по выявленным фактам нарушений законодательства в сфере закупок;
  • административные (назначаются на основании положений соответствующих статей Кодекса об административных правонарушениях). Вынесение решения о применении таких мер ответственности к должностным лицам, нарушившим положения действующего законодательства, лежит только на специально уполномоченных контролирующих органах;
  • уголовные, которые назначаются только в том случае, если государству был причинен существенный ущерб. Назначение санкций данного типа возможно только в отношении физических лиц, если была доказана умышленность их действий с целью получения собственной выгоды. Вынести решение о том, какие именно меры уголовного воздействия применить к лицам, существенным образом нарушившим закон, может только суд после тщательного изучения всех представленных ему материалов по конкретному делу.

Одновременно могут быть применены и дисциплинарные, и административные или уголовные меры воздействия. Однако в каждом конкретном случае вопрос о применении тех или иных санкций рассматривается отдельно.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Статья написана по материалам сайтов: goszakupkirf.ru, zakupki-tendery.ru, zakonguru.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий