+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Медицинское право как учебная дисциплина 2019 год

Понятие медицинского права многозначно. Прежде всего, мы этим термином обозначаем соответствующую отрасль права, т.е. совокупность правовых норм (право в объективном смысле), регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения. В этом аспекте медицинское право рассматривается как одна из формирующихся составных частей правовой системы России. От медицинского права как системы норм следует отличать понятие законодательства о здравоохранении, которое нередко смешивается или отождествляется с медицинским правом.

Вместе с тем исследование проблемы системы медицинского права и системы законодательства о здравоохранении имеет немаловажное значение, как для самой отрасли медицинского права, так и для системы права в целом. Без построения системы права нельзя правильно построить и четкую систему отраслевого законодательства.

Система отрасли права складывается в результате опосредования нормами права фактически существующих здравоохранительных правоотношений. Следовательно, исследуемая система обусловлена характером, спецификой и взаимными связями тех общественных отношений, которые складываются в реальной жизни.

Предметом науки медицинского права является действующее законодательство и практика его применения, история и опыт развития, а также практика применения законодательства о здравоохранении в зарубежных правопорядках.

Наука медицинского права призвана изучать и совершенствовать понятие одноименной отрасли права, его место в правовой системе России и зарубежных странах, систему и содержание институтов и отдельных норм медицинского права, их роль в складывающихся правоотношениях между участниками рассматриваемых общественных отношений и эффективность их применения. Для достижения этих целей и реализации поставленных задач в науке медицинского права могут использоваться как общенаучные, так и частные методы познания.

Выработанные наукой медицинского права понятия, положения и выводы должны стать теоретической базой для создания новых правовых норм, регулирующих одноименные правоотношения, т.е. правотворчества, а сам этот процесс также становится предметом изучения зарождающейся науки.

Таким образом, наука медицинского права может представлять собой систематизированную совокупность знаний о регулировании общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан, здравоохранения и тесно связанных с ним иных сфер общественного бытия, определяющих здоровье граждан (населения): свойствах и закономерностях его функционирования и развития; способах достижения его эффективности; средствах и приемах получения знаний, необходимых для дальнейшего совершенствования медицинского права и законодательства о здравоохранении.

Медицинское право как наука есть совокупность правовых знаний, накапливаемых в результате специальных научных исследований и обобщения медицинской практики. Получаемые научные знания отражаются в правовых доктринах, концепциях, комментариях, рекомендациях для законодателя. В материализованной форме они могут находить закрепление в формулировках правовых норм, конструкциях законодательных актов, в научных трудах и монографиях. Верность тех или иных выводов и предложений подтверждается или отвергается правоприменительной практикой. Иногда идеи, отвергнутые первоначально, возвращаются вновь и получают свое логическое развитие в связи с изменившимися условиями общественного развития.

Наука медицинского права взаимодействует с другими общественными науками, занимая среди них определенное место. Прежде всего, она органично связана с правовыми науками.

В первую очередь, медицинское право опирается на ряд фундаментальных понятий и категорий, разработанных теорией права. Речь идет о предмете и методе правового регулирования, правоотношении, понятии юридической ответственности. История права и государства обогащает медицинское право знаниями о происхождении и развитии общественных отношений в сфере здравоохранения*(65) и становлении отдельных правовых институтов*(66).

Далее, наука медицинского права тесно связана с рядом отраслевых правовых наук, изучающих частноправовую и публично-правовую сферы, — с гражданским, семейным, трудовым, предпринимательским, административным, финансовым, уголовным правом, а также процессуальными отраслями права (гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным правом*(67)). Предметы этих наук обязательно соприкасаются со сферой регулирования медицинского права.

Тесная функциональная связь наблюдается между медицинским и гражданским правом, что не случайно и нашло отражение в специальной литературе как цивилистическая» концепция медицинского права. Радикальные политические и экономические преобразования в России не могли не сказаться на национальном праве и его системе. С одной стороны, именно гражданское право с его богатейшим потенциалом оказалось способным любезно предоставить свой инструментарий для регламентации зарождающихся общественных отношений, которые раньше были чужды официальной государственной идеологии. Сфера действия гражданского права стала неуклонно расширяться, охватывая своим регулированием «новые» общественные отношения. С другой стороны, новые общественные отношения в силу их обособления, специфики связей потребовали новых подходов к ним, новых решений — стала намечаться тенденция к обособлению, специализации.

Наука медицинского права также немыслима без связи с другими общественными науками, в том числе философией, биоэтикой, социологией, политологией, историей, экономической теорией. Так, философы разрабатывают и «внедряют» категориальный аппарат, решают теоретические и прикладные аспекты взаимодействия в системе «пациент — медицинский корпус», изучают философские проблемы медицины: проблемы жизни и смерти, отчужденности, суицидов*(68) и т.д.

Нормы биоэтики как особого раздела философии лежат в основе многих правовых норм. Историческая наука обогащает медицинское право знаниями о становлении и развитии отдельных направлений медицинской деятельности и проблемах, стоявших на их пути в определенные периоды развития государства и общества.

Наконец, медицинское право активно использует выводы медицинских и биологических наук о физическом, психическом, социальном, репродуктивном здоровье человека и населения, проблемах, возникающих при разработке, внедрении и проведении различного рода манипуляций, операций, клинических испытаний и т.п. В тоже время, заимствование не освобождает от необходимости разработки собственных подходов к изучению правовой действительности. Зарождающаяся наука медицинского права и другие науки должны взаимно обогащать друг друга, способствовать более эффективному и скорому достижению стоящих перед ними задач. Взаимодействие с другими науками и заимствование медицинским правом ранее полученных результатов — это основа, база для новых самостоятельных исследований и выводов, которые медицинское право должно провести и обосновать применительно к своим объектам.

Ряд научно-педагогических коллективов (Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, Московской государственной юридической академии, Санкт-Петербургского университета МВД России, Саратовской государственной академии права, Волгоградского государственного университета, Кисловодского института экономики и права, Ивановской медицинской академии, Московского медико-стоматологического университета, Новосибирского медицинского университета и др.) стал активно развивать соответствующие научные направления. Были успешно защищены докторские и кандидатские диссертации по вопросам правового регулирования медицинской деятельности, изданы монографические работы, задающие направления дальнейших научных исследований, вышли в свет солидные сборники научных трудов всероссийских форумов.

В России появился специализированный научный журнал «Медицинское право», издаваемый Национальной Ассоциацией медицинского права и издательской группой «Юрист», являющийся трибуной для заинтересованной научной общественности и практиков.

Состоялись Всероссийские съезды (Национальные конгрессы) по медицинскому праву, а также научные конференции различного уровня с международным участием по актуальным проблемам медицины и права.

Медицинское право России как учебная дисциплина имеет своим предметом изучения формирующуюся одноименную науку, законодательство о здравоохранении, причем как действующее (по преимуществу), так и предшествующее, а также законодательство о здравоохранении в зарубежных правопорядках и международное медицинское право.

Объектом изучения являются также различные правовые и философские концепции, правовые взгляды, исторические факты и факты современной действительности. В предмет изучения входит правотворческая и правоприменительная деятельность в этой сфере.

Курс медицинского права впервые стал преподаваться в стенах медицинских вузов как важная составная часть общей профессиональной подготовки будущих специалистов сферы здравоохранения. Знание права и строгое соблюдение правовых норм, регулирующих медицинскую деятельность, исключительно важны и необходимы в деятельности врача. И формировать багаж таких знаний необходимо начинать на студенческой скамье.

Еще в 1948 году на страницах журнала «Хирургия» (N 5, с.13) видный отечественный ученый профессор Н.И.Гуревич, указывая на это обстоятельство, писал: «Врачебные контингенты, не инструктированные в юридических нормах своей профессии во время прохождения академического курса, когда становятся лицом к лицу с многообразием и сложностью практической деятельности врача, не могут не испытывать серьезных затруднений и нередко тягостных переживаний». Более того, принимаемые ими не на основании знаний Закона, а интуитивно, «на ощупь» решения далеко не всегда являются правомерными и могут привести к трагическим последствиям не только для пациента, но и самого врача.

Как правильно заметил народный врач СССР О.А. Обухов: «Выпускники медицинских учебных заведений должны иметь хотя бы минимум юридических знаний для квалифицированного и добросовестного выполнения своих обязанностей: Одновременно медицинским работникам необходимо знать, какие правовые последствия влекут или могут повлечь их действия (или бездействие). Только юридические знания дадут врачу возможность обеспечить нормальную работу учреждения здравоохранения, предотвратить действия, наносящие вред здоровью и жизни людей нашего общества»*(69).

В 1995 году в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова была основана первая в России, странах СНГ и Восточной Европы профильная студенческая кафедра медицинского права под руководством профессора Ю.Д. Сергеева, отметившая уже свое десятилетие. В последующие годы в целом ряде медицинских вузов страны также стали создаваться кафедры и курсы медицинского права.

Это интересно:  Дрессировщик получил выговор после нападения леопарда на ребенка

Юридические вузы и факультеты также не остались в стороне от начинаний их коллег в медицинских вузах. Одноименная дисциплина стала преподаваться на отдельных юридических факультетах в качестве факультатива, а затем и в качестве спецкурса.

1. Дайте определение медицинского права России, укажите его предмет и метод.

2. Назовите задачи, функции и принципы медицинского права.

3. Укажите, что понимают под медицинским правом как наукой и учебной дисциплиной.

Раздел 3. Источники медицинского права и состав законодательства
об охране здоровья граждан

Медицинское право

Медицинская этика и медицинское право

Медицинская этика. Медицина во все века развивалась не как простая технология. Она изначально, с глубокой древности, содержала в себе строгие морально-этические и правовые предписания относительно обязанностей врачующего по отношению к больному, его ответственности за неблагоприятные исходы лечения.

Механизмы правового регулирования взаимоотношений врача с пациентом, врача с коллегами, врача с государством и общественностью регламентируются законодательными актами, но во многом основываются на соблюдении этических норм. Этические нормы являются не законами, но теми идеальными стандартами, к выполнению которых должен стремиться каждый врач и нарушение которых часто преступно.

Самым первым кодексом медицинской этики можно признать Клятву Гиппократа. Она стала своеобразным образцом для создания иных врачебных клятв во всем мире и во все эпохи. Естественно, она устарела в некоторых положениях, но тем не менее всегда современна.

Ее положения явились основой Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации (ВМА) (1948—1994). Большинство ее положений отражены и в действующих в нашей стране «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) — центральном правовом акте, определяющем основные принципы отечественного здравоохранения.

Перечислим основные документы, регулирующие взаимоотношения врача с обществом и коллегами:

  1. Клятва Гиппократа;
  2. Присяга врача Советского Союза (утв. указом Президиума ВС СССР № 1364-VIII от 26 марта 1971 г.);
  3. Клятва российского врача (утв. IV Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, ноябрь 1994 г., отменена в 1999 г.);
  4. Клятва врача (ст. 60 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в ред. Федерального закона № 214 от 20 декабря 1999 г.);
  5. Женевская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации (1948 г., с доп. 1968, 1983 и 1994 гг.);
  6. Международный кодекс медицинской этики (1949 г., с доп. 1968 и 1983 гг.);
  7. Этический кодекс российского врача (утв. IV Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, ноябрь 1994 г.):
  8. Кодекс врачебной этики РФ (одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.);
  9. Этический кодекс медицинской сестры России;
  10. Конвенция о правах и обязанностях врачей в РФ (принята Постановлением V (XXI) Всероссийского Пироговского съезда врачей, 15—16 апреля 2004 г.).

В дореволюционной России существовало так называемое Факультетское обещание, текст которого торжественно зачитывался, принимался выпускниками медицинских факультетов и прилагался к свидетельству об окончании медицинского факультета России. Оно гласило:

Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не омрачать честь сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать по лучшему моему разумению прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам- врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных, когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.

Кроме того, Всемирной Медицинской Ассамблеей принят ряд заявлений и деклараций по частным вопросам медицинской этики. Наиболее актуальными из них представляются следующие:

  1. «Декларация о жестоком обращении с пожилыми людьми и стариками» (1989—1990);
  2. «Заявление о самоубийствах подростков» (1991);
  3. «Заявление о пренебрежении родительским долгом и жестоком обращении с детьми» (1990— 1992);
  4. «Заявление о пособничестве врачей при самоубийствах» (1992).

Во многих странах мира давно созданы и успешно функционируют этические комитеты или комиссии, учреждены национальные комитеты по биоэтике. В нашей стране они пока не получили должного развития, хотя формально имеются во многих регионах, в медицинских и научных подразделениях.

Медицинское право. Правоотношения в области здравоохранения регулируются как собственными, специфичными нормами, ведомственными подзаконными актами, так и нормами, содержащимися в других отраслях права (уголовном, гражданском, административном, экологическом и т.д.). Однако в рамках существующих отраслей права невозможно обеспечить качественное правовое регулирование отношений в области медицины, что и предопределяет необходимость появления особого вида права — медицинского.

Комплекс правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья людей, обозначают как самостоятельную отрасль права — медицинское право.

Медицинское право — отрасль права, регламентирующая здравоохранение, i.e. лечебные, диагностические, санитарно-эпидемиологические, профилактические и реабилитационные мероприятия, а также регулирующая отношения в сфере здравоохранения между гражданами, медицинскими работниками и заинтересованными организациями, ответственность участников правоотношений за нарушение установленных законами норм.

Существуют и другие определения, например:

медицинское право — комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности (С.Г. Стеценко).

Правоотношения по оказанию медицинской помощи носят слишком специфичный характер для того, чтобы быть предметом другого права, кроме медицинского. Право на врачебную тайну, на информацию о состоянии своего здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, информированное добровольное согласие на лечение и отказ от него и другие права могут рассматриваться только в рамках медицинского права. Это и понятно: как и в других отраслях права, медицинское право оперирует своими категориями, терминами и подходами к решению проблем.

Субъектами медицинского права являются следующие группы носителей субъективных прав и обязанностей:

  1. оказывающие медицинскую помощь;
  2. получающие медицинскую помощь;
  3. способствующие оказанию медицинской помощи.

С.Г. Стеценко предлагает систему медицинского права рассматривать с трех позиций:

  1. как комплексную отрасль права:
  2. как учебную дисциплину;
  3. как часть правовой и медицинской науки.

Источники медицинского права делятся на законы и подзаконные нормативные акты (ведомственные приказы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ).

Медицинское право — достаточно молодая отрасль права, особенно в России. Как учебная дисциплина медицинское право логично встраивается в структуру как медицинского, так и юридического образования. При этом в медицинском образовании зачатки медицинского права существовали давно, имели в преподавании судебно-медицинские и организационные аспекты. Соответственно разные вопросы медицинского права разбирались на разных кафедрах при отсутствии единого методологического подхода. Только в последние несколько лет стали появляться первые специальные учебные пособия и учебники. Количество же специалистов, занимающихся разработкой теоретических и учебно-методических вопросов медицинского права, мало, явно недостаточно, чтобы вывести дисциплину на надлежащий уровень преподавания.

Среди актуальных задач медицинского права выделяют (Ю.Д. Сергеев, 2008):

  1. создание надлежащих правовых предпосылок для эффективного функционирования здравоохранения, реализации возложенных на систему здравоохранения задач:
  2. обеспечение научно обоснованной организации и управления системой здравоохранения в России;
  3. правовое обеспечение реформирования здравоохранения РФ;
  4. установление четких прав и обязанностей, юридической ответственности субъектов медицинского права;
  5. обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, создание гарантий при реализации принадлежащих им прав и свобод в сфере охраны общественного здоровья, здравоохранения и медицинской помощи;
  6. обеспечение действия правовых принципов и режима законности при осуществлении всех видов медицинской деятельности;
  7. разработка оптимальных правовых режимов для отдельных видов и направлений медицинской деятельности;
  8. обеспечение стабильности общественных отношений в сфере охраны общественного здоровья, здравоохранения и медицинской помощи.

В последнее время медицинское право становится самостоятельной учебной дисциплиной не только на медицинских, но и на юридических факультетах гражданских вузов.

Проблемы становления медицинского права как учебной дисциплины (Романовский Г.Б.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

Нельзя не отметить, что правовые нормы, которые регулируют медицинскую деятельность, «разбросаны» по различным отраслям права. Именно поэтому студентам медицинских вузов читается классический предмет — «основы правоведения», охватывающий собой общий перечень базовых знаний из различных отраслей права, который мог бы пригодиться будущему врачу. Но в рамках «основ правоведения» дается такой общий набор сведений, что, пожалуй, единственное, что запоминает студент-медик: юриспруденция — наука сложная (если что, то лучше обратиться к юристу).
Кроме того, медицинская деятельность является предметом регулирования такого количества нормативных актов, что сами юристы, без определенной специализации, вряд ли в полном объеме смогут запомнить все их нюансы. Если юристы нередко не могут разобраться, что и как должно регулироваться, то как это можно требовать от медицинского работника? Задача последнего — оказание помощи больному, а не уяснение всех тонкостей правовых коллизий.
Несмотря на все вышеизложенное, назрела практическая необходимость осмысления медицинского права. Растет объем нормативных актов, регулирующих деятельность медицинских работников. Если раньше многие аспекты профессиональной деятельности разрешались этическими правилами, то сейчас все больше возникает потребность именно в правовом обеспечении. Медицинские технологии становятся все агрессивнее по отношению к человеку. Законодательство должно ставить четкие барьеры, когда человек, его идентичность, права и свободы, могут серьезно пострадать.
Развивается медицина 4P, которая основана на четырех парадигмах: предсказательной, профилактической, персонализированной, партисипативной (при участии пациента). Геномная медицина, лежащая в ее базисе, изменит всю концепцию современного здравоохранения. ДНК-анализ может выявить генетические отклонения (предсказать), определить причины заболевания и перечень факторов риска (обеспечить профилактику), разработать индивидуальный подход к лечению, стимулировать каждого гражданина к здоровому образу жизни с учетом предоставляемых знаний о собственном здоровье. Настройка законодательства в сфере здравоохранения без активного участия юристов обречена на провал.
Приведенные обстоятельства внушают определенный оптимизм, что медицинское право не останется «на задворках» юриспруденции, а получит мощный толчок в своем развитии. А значит, и мы, юристы, сможем способствовать обеспечению такого важного для всех нас права — права на охрану здоровья.

Это интересно:  Анкета на визу в португалию

Литература

Актуальные вопросы изучения медицинского права в учебном курсе подготовки специалистов медицинской отрасли

(Москаленко В. Ф., Грузева Т. С., Гревцова Р. Ю.)

(«Медицинское право», 2008, N 4)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА

В УЧЕБНОМ КУРСЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ОТРАСЛИ

В. Ф. МОСКАЛЕНКО, Т. С. ГРУЗЕВА, Р. Ю. ГРЕВЦОВА

Москаленко В. Ф., член-корреспондент АМН Украины, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач Украины, ректор Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца, заведующий кафедрой социальной медицины и здравоохранения (Украина, г. Киев).

Грузева Т. С., доктор медицинских наук, профессор кафедры.

Гревцова Р. Ю., кандидат юридических наук, президент Украинской медико-правовой ассоциации.

Сегодня, когда все больше внимания уделяется правам человека в области здравоохранения, повышается требовательность населения к качеству медицинской помощи, внедряются новые медицинские технологии, знание медицинского права является залогом успешной деятельности каждого врача. Это обусловливает обязательное включение медико-правовых вопросов в учебный курс подготовки специалистов медицинской отрасли.

В настоящий момент их преподавание в высших медицинских учебных заведениях Украины осуществляется в программах нескольких учебных дисциплин, включая основы права, судебную медицину, социальную медицину и организацию здравоохранения. В каждой из программ делается акцент на специфические, наиболее характерные для этой дисциплины правовые аспекты. Вместе с тем существует насущная необходимость в изучении правовых основ организации здравоохранения и осуществления медицинской деятельности в рамках интегрированной, комплексной дисциплины «Медицинское право».

В связи с внедрением в учебный процесс и преподаванием дисциплины «Медицинское право» возникает целый ряд вопросов, требующих должного внимания и правильного решения. В данной статье мы изложим некоторые соображения, возникшие у ее авторов относительно этих вопросов.

1. Вопрос о сущности и направленности курса «Медицинское право».

Медицинское право как учебная дисциплина призвана не только помочь будущему врачу изучить законодательство в области здравоохранения, но и дать ему знания о медицинском праве как о формирующейся отрасли права Украины, а также как о науке.

Как справедливо отмечают исследователи, говоря о тех или иных юридических дисциплинах (например, о гражданском праве, что, однако, справедливо и для медицинского права), «предметом обучения должно быть правоведение, а не законоведение» [1, С. 65]. Поэтому преподавание дисциплины «Медицинское право» должно быть нацелено не только на то, чтобы студенты получили представление о действующем законодательстве, регулирующем осуществление медицинской деятельности в Украине, но и узнали о взглядах на те или иные правовые проблемы организации здравоохранения и оказания медицинской помощи, об оценке различных явлений правовой действительности с точки зрения науки медицинского права, о задачах этой науки в современных условиях, в том числе в контексте взаимодействия с биоэтикой, и т. д.

Следует отметить, что вопросы, входящие в предметную область медицинского права Украины, урегулированы достаточно большим количеством законов и подзаконных актов. Естественно, в ходе изучения дисциплины «Медицинское право» ознакомить студентов со всеми актами действующего законодательства, регулирующими отношения, которые возникают в связи с организацией здравоохранения и осуществлением медицинской деятельности, не представляется возможным. Вместе с тем необходимо обеспечить ознакомление будущих медиков с соответствующими специальными законами (в первую очередь Законом Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении»), подзаконными актами, имеющими принципиальное значение для понимания основных институтов медицинского права (например, приказами МОЗ Украины, касающимися трансплантации органов и тканей, репродуктивного воспроизведения человека и т. д.), а также с принципами работы с нормативно-правовыми актами (прежде всего относительно их поиска).

Необходимо обратить внимание и на то, что систему здравоохранения Украины и соответственно законодательство Украины о здравоохранении, ожидают кардинальные изменения, прежде всего связанные с вероятным внедрением общеобязательного государственного социального медицинского страхования. Поэтому студента необходимо ознакомить с возможными направления его развития.

Что касается правовой природы медицинского права, то на сегодняшний день в Украине, как и во многих других европейских странах, наметилась тенденция к выделению медицинского права в самостоятельную отрасль права. По нашему мнению, будущее медицинского права Украины усматривается именно в его развитии как самостоятельной отрасли права. В настоящее время медицинское право как отрасль в системе права Украины находится в стадии формирования.

В стадии формирования находится и наука медицинского права.

К первоочередным задачам отечественной науки медицинского права следует отнести совершенствование понятийного аппарата, а также выработку концепции развития медицинского права и законодательства о здравоохранении Украины. Выполнение этих задач невозможно без анализа зарубежной доктрины медицинского права, законодательства о здравоохранении зарубежных стран, а также международно-правовых актов и других международных документов (документов ВОЗ и т. д.) [2]. Сегодня, в эпоху глобализации человеческой жизнедеятельности и одновременно возникновения «новых угроз, которые имеют глобальный характер и требуют объединения усилий на международном уровне для их преодоления» [3, С. 10], это становится особенно актуальным. Поэтому студенты-медики должны быть осведомлены о тех вызовах, которые стоят перед наукой медицинского права (и перед практической деятельностью), и о возможных ответах на них.

По нашему мнению, опираясь на прочные теоретические основы, курс медицинского права должен иметь четкую практическую направленность, давать возможность будущим медикам овладеть знаниями, позволяющими решать проблемы, возникающие во взаимоотношениях с пациентами и другими субъектами медицинского права, исходя из норм действующего законодательства, медицинской этики и деонтологии.

2. Вопрос о месте медицинского права в системе профессиональных знаний и его связи с другими учебными дисциплинами.

Освоение дисциплины «Медицинское право» требует предварительного изучения и осмысления большинства клинических дисциплин, дисциплин социально-экономического и философского направления, формирования у студентов мировоззренческих основ современного врача и глубоких профессиональных знаний. Исходя из этого представляется целесообразным преподавать медицинское право на старших курсах медицинских вузов.

Принципиально, чтобы медицинское право преподавалось после изучения студентами дисциплины «Основы права», которая в настоящее время преподается на младших курсах медицинских вузов Украины. Вместе с тем желательно, чтобы между изучением этих дисциплин не было большого перерыва. В любом случае преподавателю, читающему курс медицинского права, необходимо напомнить студентам некоторые ключевые понятия теории права, а также уголовного, гражданского и административного и прочих отраслей права, общие сведения о которых студенты почерпнули в ходе изучения основ права.

Целесообразным представляется преподавание медицинского права по кафедре социальной медицины и организации здравоохранения. В перспективе возможно создание кафедр медицинского права либо медицинского права и биоэтики, как это сделано в ряде зарубежных стран, например в Российской Федерации, где еще в 1995 г. в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова была создана первая в стране самостоятельная кафедра медицинского права [4, С. 5].

Внедряя курс «Медицинское право» и определяя его содержание, необходимо иметь в виду и возможность введения в программу спецкурсов по отдельным медико-правовым вопросам (например, «Право интеллектуальной собственности в медицине», «Международно-правовая регламентация права на охрану здоровья», «Правовые и этические проблемы биомедицинской деятельности»). Курс «Медицинское право» должен заложить прочный фундамент для изучения этих дисциплин, а спецкурсы — углубить знание и понимание студентами актуальных медико-правовых проблем.

Это интересно:  Имеет ли право опекун недееспособного человека работать 2019 год

3. Вопрос о содержании курса «Медицинское право» и количестве часов, отводимых на его изучение.

Одним из ключевых вопросов, возникающих в связи с внедрением в учебные планы дисциплины «Медицинское право», является вопрос о содержании программы, по которой будет преподаваться эта дисциплина.

Представляется, что в программу новой дисциплины следует включить изучение: понятия и особенностей медицинского права, правовых основ организации здравоохранения, способов правового регулирования занятия медицинской деятельностью, правового и этического статуса пациентов и медицинских работников, правовых проблем медицинского вмешательства, правовых вопросов обеспечения населения лекарственными средствами, юридических аспектов оценки качества медицинской помощи, организации и проведения медицинских экспертиз, правового регулирования предоставления отдельных видов медицинской помощи, медико-правовой документации учреждений здравоохранения, ответственности за правонарушения в сфере здравоохранения, юридических механизмов защиты прав и законных интересов субъектов медицинского права. Некоторые из этих вопросов входят в предмет изучения других дисциплин, однако в курсе медицинского права предполагается их изучение в проблемном аспекте.

Особое внимание планируется уделить вопросам правового и этического статуса пациента и медицинского работника. Изучение вопросов прав пациента предполагается проводить как в широком контексте прав человека в области здравоохранения, так и в плоскости практических взаимоотношений между лечебно-профилактическим учреждением, медицинским работником и пациентом. В отношении курса по медицинскому праву вполне справедливо утверждение Дж. Р. Уильямса, касающееся курса по медицинской этике, основанного на концепциях, принятых странами — членами Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) [3, С. 10]. По его словам, «данный курс ВМА по медицинской этике можно считать успешным, только если он поможет подготовить студентов-медиков и врачей к решению многочисленных этических проблем, возникающих в каждодневной работе, и нахождению эффективных способов приоритетного учета интересов пациента» [3, С. 11].

Вместе с тем необходимо уделить достаточно внимания вопросам защиты прав и законных интересов врача и учреждения здравоохранения, которые нередко нарушаются другими субъектами медицинского права.

Ниже предлагаем примерный тематический план дисциплины «Медицинское право» для студентов высших медицинских учебных заведений:

N Тема Лекции Семинарские/

1 Общие положения медицинского права 2 2

2 Регламентация права на жизнь и охрану 2 2

здоровья в законодательстве Украины и

3 Правовые основы организации 2 2

здравоохранения. Правовое регулирование

занятия медицинской и фармацевтической

4 Правовой и этический статус пациента 4 2

5 Правовой и этический статус медицинского и 2 2

6 Правовой статус учреждений здравоохранения 2 2

разных форм собственности

7 Правовые вопросы медицинского 2 4

вмешательства. Информированное согласие

на медицинское вмешательство

8 Информация и документация в 2 4

9 Правовые вопросы обеспечения населения 2 2

лекарственными средствами и изделиями

10 Правовые вопросы обеспечения санитарно — 2 2

11 Правовая охрана репродуктивного 2 2

12 Правовые вопросы трансплантации и донорства 1 1

13 Правовые аспекты медико-биологических 1 1

экспериментов на людях

14 Правовые вопросы предоставления 2 2

15 Правовые аспекты качества предоставления 2 2

медицинской помощи (медицинской услуги)

16 Юридическая ответственность за 4 4

правонарушения в области здравоохранения

17 Юридические средства защиты прав и 2 4

законных интересов субъектов медицинского

По нашему мнению, изучение курса «Медицинское право» должно осуществляться в течение двух семестров. Оптимальной формой контроля является зачет после первого семестра и экзамен по окончании изучения дисциплины.

4. Вопрос о требованиях к знаниям и умениям студентов.

Представляется, что, изучив курс медицинского права, студент должен знать: основные понятия и концептуальные положения медицинского права, основы взаимодействия медицинского права с другими отраслями человеческой жизнедеятельности и науки (биоэтикой и т. д.); законы и иные нормативно-правовые акты Украины, регулирующие организацию здравоохранения и осуществление медицинской деятельности, международно-правовые акты и международные документы в этой сфере; права и обязанности пациента, медицинского работника и учреждения здравоохранения; ответственность субъектов медицинского права за правонарушения в сфере здравоохранения, в первую очередь ответственность медицинских работников за правонарушения, совершенные при осуществлении ими своей профессиональной деятельности; алгоритмы действий медицинского работника, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов пациента в учреждении здравоохранения, а также на профилактику и защиту прав и законных интересов медицинских работников и учреждений здравоохранения от возможных нарушений со стороны других субъектов медицинского права; основные правовые проблемы предоставления медицинской помощи и взгляды на пути их решения; основные сведения о медицинском праве зарубежных стран.

Что касается умений и навыков, то представляется, что по окончании изучения дисциплины «Медицинское право» студент должен уметь: анализировать законы и иные нормативно-правовые акты Украины, регулирующие организацию здравоохранения и осуществление медицинской деятельности, международно-правовые акты и международные документы в этой сфере; давать оценку локальным нормативным актам и документам правового характера, с помощью юриста составлять проекты таких актов и документов; применять нормы действующего законодательства Украины при осуществлении своей профессиональной деятельности; решать правовые ситуации на практике. Для достижения такого результата особое внимание следует уделить решению ситуационных задач и рассмотрению образцов документов правового характера на семинарских (практических) занятиях. Усвоению проблемных вопросов медицинского права будет способствовать отведение оптимального количества часов на самостоятельную работу студентов, написание рефератов по таким вопросам. Это идет в русле реализации основных положений Болонской системы.

Приверженность Украины евроинтеграционному вектору развития, растущая мобильность медицинских работников, тесные профессиональные и научные контакты требуют преподавания медицинского права на таком уровне, который бы позволил будущим специалистам четко усвоить концептуальные основы медицинского права в его мировом контексте, научиться анализировать действующее законодательство, в том числе с помощью сравнительно-правового метода, выработать навыки практического применения полученных знаний и привычку самостоятельной работы, постоянного повышения своей квалификации. Это является неотъемлемой составляющей высшего образования в развитых зарубежных странах и, безусловно, справедливо в отношении преподавания медицинского права.

5. Вопрос о кадровом обеспечении преподавания медицинского права в высших медицинских учебных заведениях Украины.

Учитывая достаточно высокие требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов, принципиально важным представляется вопрос о квалификации преподавателя дисциплины «Медицинское право».

В идеале медицинское право должен преподавать либо специалист, имеющий два высших образования (медицинское и юридическое) и к тому же юридическую практику, либо юрист, имеющий высокий уровень теоретической подготовки и в особенности значительный практический опыт в области предоставления правовой помощи субъектам медицинского права, что позволяет ему глубоко понимать специфику медицинской деятельности и проблемы ее правового обеспечения. На сегодня таких специалистов в нашей стране немного.

Большое значение имеет создание в стране школы медицинского права (например, в Российской Федерации такую школу создал президент Национальной ассоциации медицинского права, заведующий кафедрой медицинского права Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, чл.-кор. РАМН, профессор Ю. Д. Сергеев).

Сотрудничество между медицинскими и юридическими учебными заведениями, в том числе создание соответствующих межвузовских центров, взаимодействие с общественными организациями в области здравоохранения, образования и медицинского права.

Необходимо отметить, что в процессе преподавания интегрированной дисциплины «Медицинское право» кроме специалистов юридического профиля должны быть задействованы специалисты общегуманитарного и, конечно же, медицинского направлений. В ходе преподавания медицинского права необходимо активнее внедрять практику приглашения для чтения лекций по отдельным темам специалистов по конкретным вопросам (специалистов в области биоэтики, юристов-практиков, например судей) и т. д. Такая практика принята во многих зарубежных университетах. И безусловно, все вышеупомянутые специалисты должны быть задействованы в разработке программ по медицинскому праву, их оценке и усовершенствовании.

Учитывая значимость предмета и интегральный характер медицинского права, оно должно стать одной из важнейших дисциплин в курсе подготовки специалистов медицинской отрасли.

1. Цивiльне право Украiни: Академiчний курс: Пiдруч.: У 2 т. / За заг. ред. Я. М. Шевченко. 2-ге вид., доп. i перероб. К.: Видавничий Дiм «Iн Юре», 2006. Т. 1. Загальна частина.

2. Москаленко В. Ф., Грузева Т. С., Iншакова Г. В. Право на охорону здоров’я у нормативно-правових актах мiжнародного та европейського рiвня. К.: Книга-плюс, 2006.

3. Москаленко В. Ф., Грузева Т. С. Сучаснi глобальнi загрози громадському здоров’ю // Охорона здоров’я Украiни. 2007. N 2.

4. Сергеев Ю. Д. и др. Первой в России кафедре медицинского права — 10 лет / Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. Москва, 13 — 15 апреля 2005 г. / Под ред. член-кор. РАМН, проф. Ю. Д. Сергеева. М.: НАМП, 2003.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, center-bereg.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector