Когда вступает в силу ТНПА?

Акты Правительства РФ: общие положения

Место актов Правительства в иерархии нормативных актов в РФ, их виды и особенности, а также специфика вступления в силу определены, в частности, в следующих документах:

  • законе «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (далее — закон № 2-ФКЗ);
  • Указе Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу…» от 23.05.1996 № 763 (далее — указ № 763).

Согласно ч. 1 ст. 23 закона № 2-ФКЗ Правительство РФ осуществляет свои функции посредством издания актов во исполнение документов вышестоящего значения, таких как законы и указы Президента, при этом Правительство не только издает свои акты, но и обеспечивает их исполнение.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 закона № 2-ФКЗ акты Правительства подразделяются на 2 основных вида:

  1. Постановления Правительства РФ (далее — ПП) — акты нормативного характера.
  2. Распоряжения Правительства РФ (далее — РП) — акты оперативного, текущего, иного ненормативного характера.

Помимо ПП и РП, Правительством могут издаваться заявления, обращения и иные документы, не имеющие правовой направленности (ч. 10 ст. 23 закона № 2-ФКЗ).

Акты Правительства характеризуются следующим:

  • порядок их принятия определен ПП «О Регламенте…» от 01.06.2004 № 260;
  • ПП и РП обязательны для исполнения (ч. 4 ст. 23 закона № 2-ФКЗ);
  • ПП и РП подписываются председателем Правительства (ч. 5 ст. 23 закона № 2-ФКЗ);
  • ПП и РП могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 9 ст. 23 закона № 2-ФКЗ).

Когда вступают в силу постановления Правительства РФ

Вопрос о том, когда вступают в силу постановления Правительства РФ, связан с характером акта, датой принятия и опубликования. Далее рассмотрим подробнее, когда вступает в силу постановление Правительства.

Ч. 8 ст. 23 закона № 2-ФКЗ, определяя порядок вступления в силу постановлений Правительства РФ, указывает на то, что ПП, касающиеся прав личности, не могут вступить в силу ранее даты их опубликования, в то время как остальные ПП вступают в силу с даты подписания. При этом само Правительство может установить иной порядок вступления в силу ПП, не связанных с правами человека.

Согласно п. 6 указа № 763 ПП, связанные с правовым статусом личности, а также определяющие статус федеральных органов исполнительной власти и организаций, вступают в силу после 7 дней с момента их официального опубликования.

Согласно п. 2 указа № 763 опубликование является официальным, если оно осуществлено в одном из следующих изданий:

  • «Российской газете»;
  • Собрании законодательства РФ;
  • на сайте www.pravo.gov.ru.

В ч. 8 ст. 23 закона № 2-ФКЗ отмечается, что по общему правилу ПП должны публиковаться не позднее 15 дней со дня подписания, за исключением актов, связанных с тайной, и случаев, когда для широкого ознакомления населения принимается решение о незамедлительной публикации.

П. 2 указа № 763 уточняет, что акты публикуются в течение 10 дней с момента подписания. При этом согласно ст. 6 указа № 763 для исчисления даты вступления в силу берется дата первого опубликования в одном из перечисленных выше изданий.

Особенности вступления в силу отдельных актов Правительства РФ

В предыдущем разделе было рассмотрено вступление в силу ПП. Другой вид правительственных актов (РП), согласно ч. 8 ст. 23 закона № 2-ФКЗ, вступают в силу со дня их подписания.

При этом отдельные акты Правительства, не связанные с правами человека, как было отмечено, могут предусматривать специальные сроки для вступления в силу, обусловленные спецификой документа, например:

  • Согласно ст. 6 закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ акты о таможенном деле вступают в силу не ранее 30 дней после официального опубликования.
  • Особые сроки устанавливаются для Технических регламентов, утверждаемых ПП. Так, Техрегламент о безопасности химпродукции, утв. ПП РФ от 07.10.2016 № 1019, вступает в силу с 01.07.2021.

Итак, ПП РФ по общему правилу вступают в силу в момент принятия, за исключением тех, которые касаются прав человека, статуса органов госвласти и организаций. Для их вступления в силу установлен 7-дневный срок после опубликования.

Юридическая техника

ОПК поможет в получении лицензии ВВТ МИНПРОМТОРГА и ГОЗ

Вступление нормативных актов в силу

Значимость вступления нормативных актов в силу

М. С. Студеникина отмечает, что нормы права, устанавливающие порядок вступления законов в силу, позволяют избежать неоправданных задержек с их опубликованием. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные органы, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировав тем самым его реализацию.

К сожалению, установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.

Поскольку момент вступления нормативных актов в силу напрямую связывается с их опубликованием, следует выяснить, когда же таковой наступает. В Институте законодательства и сравнительного правоведения комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка «со дня опубликования» предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу; формулировки «после дня официального опубликования» и «после опубликования» означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования».

Это интересно:  Как начислить проценты по кредиту

Способы вступления нормативных актов в силу

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами.

Первый способ. В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь.

На сей счет установлены следующие правила:

  • законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования;
  • указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Практика свидетельствует, что это общее правило мало используется.

Второй способ. Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв между днем опубликования закона и днем введения его в действие.

Например, Уголовный кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс РФ был принят 29 декабря 1995 г., введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ. Вступление закона в силу со дня его официального опубликования стало приоритетным способом в последнее время. Но объяснить эту тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, которым они адресованы, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают 100 статей и более.

Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий. Отлагательное условие для вступления закона в силу — довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта.

Например, в Федеральном законе от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что гл. 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе конъюнктурными.

Безусловно, М. С. Студеникина права, когда утверждает, что «в законодательной деятельности абсолютным должно быть правило — закон может приниматься только тогда, когда для этого созрели все условия. Если же этого нет, то работа на «опережение» в законотворчестве, под каким бы предлогом она ни проводилась, не может поощряться. Само же последующее использование в такой ситуации приемов отсрочки введения в действие уже принятых законов должно признаваться нелегитимным».

Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определения момента вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.

Когда вступает в силу ТНПА?

Технические нормативные правовые акты (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации – технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы, технические условия, стандарты организаций.

Обязательность соблюдения требований ТНПА в области технического нормирования и стандартизации определяется в соответствии с актами законодательства о техническом нормировании и стандартизации.

ТНПА вводятся в действие (вступают в силу), как правило, не ранее чем через 15 рабочих дней после их подписания, если иное не вытекает из законов, поручений Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Совмина.

В целях предоставления юридическим и физическим лицам полной, достоверной и актуальной информации о ТНПА государственные органы, утверждающие ТНПА:

  1. публикуют на своих сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет (интернет-сайтах) и по решению этих государственных органов также в своих печатных изданиях:
  • программы (планы) разработки ТНПА (при наличии этих программ (планов));
  • постоянно актуализируемые перечни действующих ТНПА, утверждение которых входит в их компетенцию;
  • тексты постановлений (приказов) об утверждении ТНПА, о внесении в них изменений и (или) дополнений, толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу, тексты утвержденных технических актов;
  1. направляют в Госстандарт для формирования информационных ресурсов Национального фонда технических нормативных правовых актов (Национального фонда ТНПА) и государственной регистрации ТНПА в области технического нормирования и стандартизации:
  • тексты постановлений (приказов), утвержденных ТНПА, а также тексты внесенных в ТНПА изменений и (или) дополнений;
  • сведения об утвержденных ТНПА, включающие информацию об их виде, обозначении и регистрационном номере (при их наличии), названии, дате введения в действие (вступления в силу), заменяемом ТНПА, утверждающих постановлениях (приказах) и о внесении в ТНПА изменений и (или) дополнений, толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу, источниках официального опубликования (при наличии), о юридических лицах и ИП, распространяющих ТНПА, а также аннотации к этим актам;
  • один экземпляр своего печатного издания(при наличии), в котором опубликована информация о принятом ТНПА;
  1. после проведения обязательной юридической экспертизы, включения в НРПА и официального опубликования ТНПА, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совмина обязательными для соблюдения юридическими лицами и ИП (за исключением технических регламентов), государственные органы, утвердившие данные ТНПА, публикуют их на своих официальных интернет–сайтах и также в печатных изданиях (при принятии такого решения).
Это интересно:  Обмен спайнолепестных, как обменять спайнолепестные в магазине на новый

Национальный фонд ТНПА формируется и ведется Госстандартом при технической поддержке РУП «БелГИСС».

3.2 Классификация и виды технических нормативных правовых актов

На рисунке 3.1 представлена классификация ТНПА в широком смысле в соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».

К ТНПА в области ТНиС относятся технические регламенты (ТР); технические кодексы установившейся практики (ТКП); государственные стандарты (СТБ, ГОСТ); стандарты организаций (СТП); технические условия (ТУ).

В свою очередь стандарты в зависимости от уровня их принятия можно разделить следующим образом:

— региональные (включая межгосударственные);

— государственные (включая предварительные);

Технический регламент (ТР) – это утвержденный (принятый в установленном порядке ТНД, являющийся результатом технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы, государственные стандарты обязательные для соблюдения технические требования (технические нормы, правила и характеристики).

ТР разрабатываются только в следующих целях:

— защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

— охраны окружающей среды;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка ТР в иных целях не допускается.

Рисунок 3.1 – Классификация ТНПА.

ТР должен содержать:

— обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью на всех этапах жизненного цикла продукции;

— исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются эти требования;

— административные положения, соответствие которым является обяза-тельным.

ТР также может содержать:

— правила и формы подтверждения соответствия (включая методики контроля, испытаний, измерений) каждого объекта технического нормирования требованиям ТР;

— правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающие соответствие их ТР;

— требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением положений, приведенных в ТР.

ТР разрабатываются на укрупненные объекты технического нормирования, к которым отнесены следующие группы однородной продукции:

— машиностроительная продукция (механические транспортные средства, прицепы, тракторы, транспорт, оборудование, лифты, электромагнитная совместимость технических объектов, средства электросвязи, медицинское оборудование, средства индивидуальной защиты и т.п.);

— пищевая и сельскохозяйственная;

— химическая и фармацевтическая;

— потребительская (продукция легкой промышленности, парфюмерно-косметическая);

— общетехническая группа (обеспечение единства измерений и подтвер-ждения соответствия).

Разработка ТР осуществляется республиканскими органами государ-ственного управления в пределах предоставленных им полномочий в соответствии с Программой разработки первоочередных ТР и взаимосвязанных с ними государственных стандартов.

При разработке ТР используются соответствующие международные и межгосударственные (региональные) ТР, стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения национальной безопасности, включая экономическую и промышленную безопасность; защиты жизни и здоровья граждан; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей товаров и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

ТР применяется одинаковым образом и в равной степени независимо от страны происхождения продукции. Требования утвержденного ТР являются обязательными для соблюдения всеми субъектами ТНиС. Исключение составляет изготовление продукции на экспорт. Применение ТР осуществляется путем включения его требований в техническую документацию; ссылки на него; выполнения требований ТР с последующим заявлением об этом в технической документации.

Государственная регистрация ТР осуществляется Госстандартом, в процессе которой регламенту присваивают обозначение, состоящее из индекса «ТР», года утверждения регламента, порядкового регистрационного номера (три цифры), принадлежности к стране – BY. Каждая позиция отделена косой чертой. Например: ТР/2007/001/BY «Низковольтное оборудование. Безопасность».

Технический кодекс установившейся практики (ТКП) – утвержден-ный (принятый) в установленном порядке ТНД, являющийся результатом стандартизации и содержащий технические правила или процедуры проектирования (разработки), изготовления, монтажа, технического обслуживания, эксплуатации, утилизации, основанные на результатах установившейся практики.

ТКП разрабатываются с целью реализации требований ТР, а также по-вышения качества процессов на всех этапах жизненного цикла продукции или оказания услуг.

Разработка ТКП осуществляется республиканскими органами государ-ственного управления либо по их поручению уполномоченными ими органи-зациями, техническими комитетами по стандартизации. В разработке ТКП могут принимать участие юридические и физические лица, включая иностранных граждан. Технические требования, содержащиеся в ТКП, не должны противоречить требованиям ТР.

Это интересно:  Дарение или купля-продажа – что лучше и выгоднее оформить, основные отличия

Обязательность применения ТКП устанавливают органы государственного управления.

Стандарт – это утвержденный (принятый) в установленном порядке ТНД, являющийся результатом стандартизации, разработанный на основе об-щего согласия, которое характеризуется отсутствием разногласий у большин-ства заинтересованных сторон, содержащий технические требования (технические нормы, правила, характеристики).

Государственный стандарт Республики Беларусь – это стандарт, утвержденный Госстандартом Республики Беларусь.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат

— требования к продукции (товару, услуге), деятельности и процессам, в результате которых она создается, эксплуатируется, утилизируется;

— требования к технологической и информационной совместимости, основные потребительские (эксплуатационные) характеристик продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

— правила оформления технической документации, общие правила обеспечения качества продукции (услуг);

— термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-методические правила и нормы.

Разработку государственных стандартов осуществляют, как правило, технические комитеты (ТК) по стандартизации, головные и базовые организации по стандартизации, ведущие научно-исследовательские институты, организации, любые заинтересованные юридические и физические лица, включая иностранные, имеющие опыт работы в стандартизируемой области деятельности. Требования, приведенные в государственных стандартах, не должны противоречить требованиям ТР, законодательных актов и имеют добро-вольный характер применения.

Кроме этого, есть некоторые особенности применения государственных стандартов:

— если в ТР дана ссылка на государственный стандарт, то положения этого стандарта становятся обязательными для соблюдения всеми субъектами ТНиС;

— если производитель или поставщик продукции в добровольном порядке применил государственный стандарт и заявил о соответствии ему своей продукции, то соблюдение требований этого государственного стандарта для них становится обязательным;

— если продукция сертифицирована на соответствие требованиям го-сударственного стандарта, в том числе добровольного, то соблюдение тре-бований этого стандарта для производителя становится обязательным.

Совокупность стандартов, объединенных общей целевой направлен-ностью и устанавливающих согласованные требования к объектам, называется системой стандартов (группой стандартов).

Современное развитие стандартизации потребовало расширить категории ТНПА. С этой целью в международной практике предусмотрен предварительный стандарт. В соответствии с СТБ 1500 предварительный государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ П) – ТНПА, который временно принят органом, занимающимся стандартизацией (Госстандартом), и доведен до широкого круга потребителей с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта.

СТБ П разрабатывается в следующих целях:

— ускорения внедрения в экономику Республики Беларусь международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран;

— ускорения внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— устранения принципиальных разногласий при разработке проекта го-сударственного стандарта;

— для накопления необходимого опыта и информации в процессе при-менения предварительной редакции стандарта.

Срок действия СТБ П не должен превышать двух лет и не подлежит продлению.

Обозначение предварительного стандарта состоит из индекса «СТБ П», регистрационного номера и года утверждения (СТБ П ХХХХ-2001).

Для объектов стандартизации, область распространения которых ограничивается только одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, разрабатываются стандарты организации. Стандарт организации– стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, область распространения которого ограничивается сферой деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изме-нения, отмены и издания стандартов организаций, а также опубликования ин-формации о них устанавливается руководством организации. Технические требования, приведенные в СТП, распространяются и являются обязательными только в пределах данного предприятия; они не должны противоречить требованиям ТР.

СТП на поставляемую предприятием продукцию не разрабатываются. СТП утверждают, как правило, без ограничения срока действия. По решению руководства организации срок действия стандарта предприятия может быть ограничен.

Технические условия (ТУ) – утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ТНД, содержащий комплекс требований, включая правила приемки и методы контроля, к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой продукции (оказываемой услуге). Объектом ТУ является конечный продукт, в отличие от стандарта, который может распространяться не только на конечный продукт, но и на отдельные его аспекты — маркировку, правила приемки, отдельные требования (требования безопасности и т. д.). Наиболее широко ТУ применяются в рамках договорных отношений между товаропроизводителями и потребителями продукции, а также торгующими организациями.

Если в стандарте чаще всего приводятся требования к продукции широкого, межотраслевого и массового применения на основе достигнутого согласия всех заинтересованных сторон, то в ТУ отражаются особенности конкретной марки, модели, вида продукции и конкретной технологии ее изготовления.

ТУ, как правило, появляются в результате разработки новой продукции, требования к которой еще не регламентированы в стандартах. Но впоследствии эти ТУ могут служить основой для разработки государственных стандартов.

Но при этом не все ТУ подлежат регистрации. Исключение составляют ТУ на опытные образцы и опытные партии (за исключением продуктов пита-ния); технологические промышленные и бытовые отходы сырья, материалов, полуфабрикатов; составные части изделия, полуфабрикаты, вещества и материалы, не предназначенные к самостоятельной поставке; единичную продукцию; простейшие товары народного потребления.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, smetnoedelo.by, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий