+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что такое субсидия нужно ли ее возвращать?

Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

Содержание

Процедура возмещения субсидий в бюджет

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Условия возврата

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  • тематика проверки;
  • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  • нормативная база;
  • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  • список фактических расходов по субсидии;
  • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  • признание использования денег целевым или нецелевым.

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

Как отразить в учете

  1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
  3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

  • Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
  • в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).

В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  • по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
  • по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.

Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям

В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:

  • Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.

Социальные субсидии

Что такое субсидии

Социальная субсидия — это мера социальной поддержки государства, которая оказывается нуждающимся лицам.

Государственная субсидия характеризуется такими особенностями:

  • предоставляется безвозмездно, т. е. не требует возврата полученных средств;
  • выделяется строго на определенные цели и может использоваться на финансирование целей или удовлетворение нужд, установленных законодательно;
  • носит характер долевого финансирования, в формировании выплат кроме государства принимают участие бюджеты регионов.

Порядок выдачи средств регламентируется законодательством, основные моменты прописаны в Бюджетном кодексе РФ и в Федеральном законе «О государственной социальной помощи».

Формы предоставления субсидии

Данная мера социальной поддержки государства предоставляется в виде финансовых выплат на следующие цели:

  1. Оплата ЖКУ .
  2. Приобретение жилья.
  3. Создание своего дела официальными безработными.
  4. Оказание помощи инвалидам.
  5. Поддержка молодых семей.
  6. Оплата дорогостоящего или длительного лечения и другие меры социальной поддержки государства.

Кто имеет право на получение бюджетных средств

В России субсидии от государства предусмотрены для следующих категорий лиц:

  1. Малообеспеченные граждане (семьи).
  2. Семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
  3. Официальные безработные (для начала предпринимательской деятельности).
  4. Лица, имеющие знаки отличия или наделенные статусом льготника.
  5. Пострадавшие в результате стихийных или техногенных катастроф.

Помощь малообеспеченным гражданам

В основном государственная поддержка предусматривается для малообеспеченных или незащищенных граждан РФ .

К ним относятся:

Все они имею право на получение государственной поддержки для определённых целей.

Малообеспеченным считается гражданин (или семья), чей средний общий доход, в расчете на каждого члена семьи, будет ниже минимального прожиточного уровня.

Порядок оформления и выдачи субсидий

Чтобы оформить право на получение бюджетных средств в 2019 году заявителю следует обратиться в управление соцзащиты согласно адресу прописки.

В зависимости от целей, на которые выделяются средства, оформлением субсидий в каждом крае (области) занимаются органы социальной защиты, отделы Пенсионного фонда РФ , центры жилищных субсидий и т.д.

Условия получения

Для получения социальной помощи граждане должны соответствовать следующим требованиям:

Процедура оформления выплат

Оформление социальной помощи от государства имеет следующий порядок:

  1. Оценивается степень нуждаемости заявителя и необходимость выделения средств.
  2. Предоставление необходимых документов и заявления от граждан, претендующих на получение выплат.
  3. Рассмотрение документов и принятие решения о выдаче субсидии либо об отказе в получении средств.

Подать документы на получение выплат может любой член семьи. Оформление происходит только согласно адресу приписки заявителя.

Процедура оформления субсидии занимает до 10 рабочих дней. Решение может быть как положительное, так и отрицательное. Всё зависит от того, действительно ли нужна человеку поддержка, были ли предоставлены все необходимые документы, правильно ли составлено заявление и прочее.

При положительном решении заявитель в течение определенного периода будет получать денежную компенсацию. После чего большинству получателей придется повторить процедуру оформления субсидии. От повторного переоформления освобождены одинокие пенсионеры и семьи пенсионеров, у которых пенсия выступает единственным источником доходов.

Необходимые документы

Обязательными документами для получения любого вида субсидированных выплат являются:

В каждом конкретном случае для каждого вида государственных выплат необходим дополнительный перечень документы. Какие из них пригодятся, а какие нет, сказать трудно. Перечень отличается в зависимости от разных обстоятельств.

Для получения жилищной субсидии заявитель должен подтвердить, что он нуждается в улучшении жилищных условий. Если выплаты желает получить молодая пара, то им необходимо подготовить документы о браке, наличии детей, справки о доходах.

Если право на получение средств заявляет временно не работающий гражданин, желающий заняться предпринимательством, то потребуются документ о наличии образования.

Для получения помощи на оплату коммунальных услуг, необходимо подтвердить, что заявитель тратит на коммунальные платежи более 22% своего дохода. Подтвердить можно с помощью справки о наличии доходов за месяц.

С собой необходимо иметь оригиналы документов (даже если для подтверждения того или иного факта предоставляется ксерокопия).

Выплата средств

Для каждого вида субсидий установлены различные сроки перечисления средств. Выделенная сумма может быть зачислена на банковский счет получателя или на вклад «до востребования» (если таковой имеется или специально открыт получателем в банке).

Положенную выплату можно получить в местном почтовом отделении связи (если на территории проживания получателя отсутствуют отделения банков) или на дому.

На дом денежные средства доставляются наличными, если получатель в силу возрастных особенностей или по состоянию здоровья не может открывать счет и распоряжаться им. Такое право гарантируется инвалидам 1-й группы, престарелым, которым нужен постоянный уход (при наличии справки лечебного учреждения), а также заявителям в возрасте более 80 лет.

Срок предоставления государственных выплат зависит от вида субсидии. Перечень документов, на основании которых принимается решение о выдаче субсидий, также обновляется. Кроме того, некоторые документы имеют ограниченный период действия.Поэтому при обращении за помощью обязательно уточняйте список необходимых документов и период их действительности.

Например, если обратиться за расчетом до 16 числа текущего месяца, деньги будут перечислены в этом же месяце. При обращении после 16 числа текущего месяца выплаты начнутся в следующем месяце.

Ответственность получателей субсидий

Все субсидии носят строго целевой характер, поэтому к предоставляемым документам и сведениям предъявляются особые требования.

  1. За достоверность предоставляемых документов и данных несет ответственность заявитель. Если обнаружится, то претендент подал неполную или недостоверную информацию, ему будет отказано в выдаче средств.
  2. Если наступило событие, в результате которого должен быть уменьшен размер установленной суммы или выплата прекращена полностью, получателю средств необходимо в месячный срок представить подтверждающие документы.

Когда прекращается предоставление субсидий

В 2019 году право на получение помощи может быть прекращено при наступлении следующих событий:

  1. Нет больше оснований для получения бюджетных средств. Это может произойти в следующих случаях:
    • если получатель бюджетных средств переедет жить в другое место;
    • при смене состава семьи, смене гражданства получателя средств (членов его семьи);
    • при увеличении доходов льготника.
  2. Если гражданин или члены его семьи не представили документы или подали недостоверную информацию:
    • влияющую на предоставление субсидии или установление ее размера;
    • на основании которых уменьшается размер субсидии или утрачивается право на получение помощи государства.
  3. При возникновении непогашенной задолженности (без уважительной причины) или отсутствии согласованного срока погашения такой задолженности.

Подать корректирующие сведений льготник обязан в течение месяца со дня возникновения вышеуказанных ситуаций. В противном случае перечисление средств будет прекращено.

Изменения в 2019 году

Главная новость в 2017 году — отмена субсидирования ипотечных кредитов государством. В последнее время ставки банков по ипотечному кредитованию сравнялись с размером государственного субсидирования. Поэтому предоставление субсидий государством нецелесообразно.

Для военнослужащих есть хорошая новость. Программа предоставления жилищных субсидий продлевается до 2019 года.

В связи с актуальностью программы импортозамещения для сельхозпроизводителей в 2017 году также предусмотрены изменения. Государство планирует ввести «единую региональную субсидию», в результате чего количество выдаваемых субсидий уменьшится до 7 (вместо 54).

Предприниматели малого и среднего бизнеса смогут воспользоваться государственной поддержкой и оформить кредиты по более низким ставкам.

Что такое субсидия нужно ли ее возвращать?

По данным Государственного комитета статистики, половина населения Украины не в состоянии самостоятельно оплачивать коммунальные услуги. Для миллионов украинцев единственным способом выжить оказалось оформление субсидий. Но это сомнительное благо может обернуться злом, если не разобраться подробно в механизмах его работы. Вам могут грозить штрафы, судебные разбирательства и даже арест на квартиру. Например, когда вы стали новым собственником жилья, а о назначенной бывшему владельцу субсидии узнали далеко не сразу.

Это интересно:  Новый отчет ТЗВ-МП для малых организаций

Не субсидия для человека, а человек для субсидии

Важно помнить: мы часто говорим «на квартиру оформлена субсидия», но это неверно. Субсидии оформляются не на квартиру, а на конкретного человека. Поэтому, например, если она продолжает поступать после смерти субсидианта, это может привести к большим проблемам. Но (внимание!) предупреждать вас об этом никто не обязан.

В теории подобная информация (в том числе – о смерти получателя субсидии) должна проходить по электронным базам данных и попадать в социальные службы, которые ведают назначением субсидий. Но зачастую схема не срабатывает. И винить в этом государство бессмысленно. Тем более что закон, как выяснилось, обязывает нас сообщать такую информацию самостоятельно.

Если подарили жилье или доверились опекуну…

Повторим: субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается конкретному человеку – собственнику или арендатору жилья, на имя которого открыт лицевой счет по месту прописки. И если субсидиант оформляет дарственную или договор пожизненного содержания, субсидия сохраняется вплоть до момента окончания срока ее действия. Или же до момента смерти получателя субсидии. Главное в этом случае – чтобы лицевые счета по-прежнему были оформлены на него.
В случае смерти человека, на которого открыт лицевой счет, назначение субсидии не останавливается при условии, что в жилом помещении (доме) зарегистрированы другие лица, которым начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги. А вот если умерший был прописан на жилплощади один, то действие субсидии прекращается. И сообщить об этом в местный орган социальной защиты, который назначал субсидию, желательно как можно скорее. Потому что помощь государства, предоставленную без законных на то оснований, могут потребовать обратно.

Если получили квартиру в наследство…

При наследовании дома или квартиры обязательно меняется собственник жилья. А значит, и все лицевые счета должны переоформляться на другого человека. Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг в таком случае подлежит как минимум пересмотру. В управлении социальной защиты должны заново рассмотреть возможность предоставления субсидии и проверить доходы нового владельца. Тут также многое зависит от того, были ли прописаны в квартире (доме) другие люди и кто именно (трудоспособные, нетрудоспособные).

Вопрос с наследованием может затянуться, а коммунальные счета все равно будут приходить исправно. Субсидия при этом может быть сохранена. До установления права собственности на жилье в случае смерти уполномоченного собственника или совладельца жилья субсидия назначается одному из зарегистрированных дееспособных лиц. А если на жилплощади прописаны только недееспособные лица, то одному из опекунов.

Что нужно сделать в любом случае?

Получатель субсидии обязан информировать о смене количества прописанных. Это касается и случаев продажи квартиры, потому что люди при этом выписываются, меняется хозяин, состав семьи и лицевые счета. С момента продажи у вас есть месяц, чтобы сообщить об этом в управление социальной защиты населения по месту регистрации.
Унаследовав или получив в дар квартиру, вы также обязаны уточнить, была ли оформлена субсидия на предыдущего владельца. Это можно сделать в управлении соцзащиты или в жилищной организации.
В любом случае вам следует в течение месяца сообщить соцзащите о смерти получателя субсидии. Это наверняка обезопасит вас от штрафов и возврата крупных денежных сумм государству. И не стоит дожидаться решения всех вопросов вступления в наследство или переоформления лицевых счетов. Лучше подстраховаться: подать письменное заявление о пересмотре субсидии и предоставить свидетельство о смерти субсидианта в управление социальной защиты.

Обратите внимание

С 1 мая 2018 года действует новая программа жилищных субсидий. В связи с этим некоторым получателям помощи необходимо обратиться в органы социальной защиты для переоформления субсидии.

По информации Минсоцполитики, повторно – заявление и декларацию – нужно представить:

  • арендаторам жилья;
  • внутренне перемещенным лицам;
  • семьям, которым субсидия была назначена не на зарегистрированных, а фактически проживающих в квартире лиц;
  • семьям, где есть неработающие люди трудоспособного возраста, у которых либо отсутствуют доходы, либо доход составляет меньше минимальной зарплаты;
  • семьям, в которых произошли изменения в составе семьи в течение последнего года;
  • семьям, которые имеют задолженность за жилищно-коммунальные услуги за два месяца и более.

Более 6 млн. украинцев получали помощь государства на оплату коммунальных услуг по состоянию на январь 2018 года.
Более 70 млрд. гривен необходимо выделить из госбюджета на субсидии в этом году.

Читатели газеты «Время» продолжают задавать вопросы о субсидиях. Тем более что вокруг субсидий ходит много слухов.

Самый распространенный из них — субсидию придется возвращать в случае изменения количества зарегистрированных в квартире лиц и при продаже квартиры. Причину живучести таких устойчивых опасений видят в том, что в документах на оформление субсидии нет четкого указания на ее безвозвратность. Раньше такие указания имелись.
Во Фрунзенском районном управлении труда и социальной защиты корреспонденту «Времени» недвусмысленно ответили: «Субсидия — это безвозвратная адресная помощь. При ее назначении граждане не берут на себя обязательства по ее возвращению в случае продажи жилого дома или возврата субсидии наследниками в случае смерти заявителя. Получение субсидии не связано и не влечет за собой изменения формы собственности жилья.
Согласно постановлению №106 от 28.02.2015 года «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий» доход семьи, который задекларирован в поданных документах, проверяется, и если после проверки окажется, что человек предоставил ложную (неточную) информацию, то субсидию будет необходимо вернуть в двойном размере. Поэтому неправильный расчет годового дохода может иметь те же неприятные последствия, что и заведомый обман.
Когда вы заполняете документы на субсидию, внизу написано: вы несете ответственность и обязуетесь информировать, если произошли какие-то изменения в семье. Право на получение субсидии меняется от количества зарегистрированных в квартире. Если вы продаете квартиру, люди снимаются с регистрации. Меняется хозяин, меняется и состав семьи, и лицевые счета. Тогда, а также в случае смерти или выписки жильца, вам дается месяц, чтобы сообщить об этом в управление социальной защиты населения по месту регистрации. Кроме этого, ничего делать не нужно. Возвращать выплаченную субсидию вы не должны.
Это обстоятельство принципиально отличает субсидию от займов, кредитов и других видов договорных обязательств, когда человек должен возвращать полученные на определенных условиях средства. Получение субсидии не влечет за собой изменения формы собственности жилья».
Председатель экспертного совета Гильдии риэлторов Украины Сергей Шкилев подчеркивает, что при сделках купли-продажи жилых помещений вопрос, начислена ли субсидия, не имеет значения. «Субсидия безвозвратна, и ее наличие или отсутствие риэлтора не касается. Никто ее не должен возвращать. После сделки покупатель самостоятельно решает вопрос о ее прекращении или назначении заново».
Сергей Чепижный.

Дороже всего для украинцев обходится тепло. Как отмечают эксперты, примерно 70% от всей суммы за «коммуналку» приходится отопление. В постановление правительства №848 говорится: «сумма субсидии, которую не использовали домохозяйства в результате экономии, зачисляется на следующие расчетные периоды». Это означает, что если украинцы использовали в отопительный сезон меньше тепла, чем предусмотрено социальной нормой, сэкономленные деньги должны были пойти в счет оплаты услуги следующей зимой. Однако, в мае этого года социальную норму потребления газа на отопление сократили с 7 до 5,5 кубометров. А в конце августа Кабмин решил сэкономленные украинцами деньги не оставлять на счетах, а вернуть государству.

Сайт «Сегодня.ua» выяснил, кому придется вернуть субсидию и когда и как ее собираются сократить.

Читайте также: На каких сайтах искать полезную информацию о субсидиях и ЖКХ

Как обрезают субсидии

«Люди, которые получили субсидии – а это 5,5 миллионов украинских семей (сейчас уже больше, – ред.) – знают, что им волноваться не стоит. Государство в полном объеме компенсирует повышение цен на жилищно-коммунальные услуги», – заявил 1 июля вице-премьер Павел Розенко.

Действительно, рост тарифов на семьи с субсидиями не повлиял, однако платить больше или тратить меньше им все-таки придется из-за пересмотра социальной нормы потребления.

Семья с субсидией платит только часть суммы за коммуналку – так называемый «обязательный платеж». Его размер рассчитывают исходя из совокупного дохода семьи (подробнее об этом можно прочитать здесь). В органах социальной защиты рассчитывают, сколько семье нужно заплатить за газ, свет, отопление, горячую и холодную воду. При расчетах учитывают, что семья тратит в пределах социальной нормы потребления. От полученной суммы отнимают обязательный платеж – разницу должна покрывать субсидия.

К примеру, социальная норма потребления для семьи из трех человек в доме площадью 60 квадратных метров прошлой зимой: 420 кубов газа на отопление, 54 кубометра газа на подогрев еды и воды, 150 кВт*час электроэнергии, 12 кубометров холодной воды. В Киеве на данный момент за это придется заплатить 3523,2 гривни. Предположим, что совокупный доход семьи – 8000 гривен.

Сумму обязательно платежа подсчитают по формуле: 8000/3 (количество человек) / 1399 (прожиточный минимум) / 2 (базовый коэффициент)* 15%. В результате получим, что семья может отдавать за коммуналку 14,2% своего дохода, то есть 1136 гривен.

Размер субсидии можно рассчитать по формуле:

3523,2 гривни (столько нужно потратить на норму потребления всех ресурсов) – 1136 гривен (столько семья может заплатить) = 2222,8 гривни.

Если тарифы вырастут, а доход семьи останется прежним, то платить больше не придется, разъяснили в Кабинете министров, а после приняли решение сократить нормы потребления.

В мае норму потребления газа на отопление урезали с 7 до 5,5 кубов за квадратный метр, а газа на подогрев воды и еды – с 18 до 14 кубометров на человека. Если эта же семья зимой 2016/17 будет получать такой же доход и тратить столько же ресурсов по тем же тарифам ей придется заплатить не 1136, а 1832,6 гривни.

Более того, социальную норму потребления газа собираются сократить еще раз – в следующем году. Об этом идет речь в меморандуме с МВФ и об этом также сообщают источники «Сегодня.ua» в правительстве. Такое решение поясняют тем, что реально украинцы тратят газа значительно меньше, чем предусмотрено социальной нормой.

Читайте также: Как заставить субсидиантов экономить газ и электроэнергию

Если потратил меньше социальной нормы, разницу придется вернуть государству

Кабинет министров 23 августа принял постановление №534, в котором говорится о том, что сэкономленные деньги в пределах новой социальной нормы (принятой в мае) не пойдут в счет оплаты тепла этой зимой, а будут возвращены государству. Тем, кто потреблял в пределах старой социальной нормы, долги не начисляют, а вот украинцам, которые экономили, остаток, как предусмотрено другим постановлением Кабмина, на следующий отопительный сезон не пересчитают. Касается это не только газа, но тепловой и электроэнергии (если помещение отапливается не газом, а есть электрический котел или центральное отопление).

Еще несколько месяцев назад в правительстве заявляли: деньги, выделенные на субсидию, возвращать государству не нужно. «Если люди не использовали всю норму ресурсов на семью, сэкономленные средства субсидии остаются на счетах семьи и могут быть использованы в последующие месяцы, в том числе и для погашения обязательной части платежа», – заявлялминистр соцполитики Андрей Рева в июле этого года.

Однако, в результате, средства за сэкономленные кубометры газа и Гкалл тепла вернуться государству. На счетах украинцев оставят только средства на оплату 100 кубометров газа, то есть 680 гривен.

За что могут оставить без субсидии:

— Если семья скрывает свои доходы

— Если изменились обстоятельства (кто-то из членов семьи умер)

— Если в квартире прописался новый член семьи

— По заявлению совладельца жильца

— Если специальная комиссия изучила условия жизни семьи и пришла к выводу, что реальный доход субсидиантов выше заявленной

— Если в течение 12 месяцев сделали покупку на 50 тысяч гривен

Стоит отметить, даже если окажется, что семья скрывала свой реальный доход и незаконно получала «скидку», сэкономленные деньги возвращать не придется.

К слову, каждую неделю порядка 60 тысяч семей в Украине обращаются за субсидиями на жилищно-коммунальные услуги. По словам Розенко, в рамках государственной кампании по предоставлению субсидий на оплату коммунальных услуг рост запросов на оформление субсидий зафиксирован после повышения цен на энергоносители до рыночного уровня. «За получением субсидий еженедельно обращаются 60 тысяч семей», – сказал он. При этом он подчеркнул, что в ноябре – с началом отопительного сезона, – таких обращений будет значительно больше.

Эксперты объяснили, нужно ли возвращать субсидию при продаже квартиры

Постановлением правительства Украины утверждены правила возвращения потребителями средств, полученных по субсидии.

В Украине в 2017 году субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получали более 8,8 млн семей, пишет Хроника.инфо со ссылкой на domik.ua

При этом у некоторых украинцев возникают опасения, что полученную компенсацию необходимо возвращать в случае продажи или дарения квартиры или частного дома, оплата ЖКУ в которые субсидировалась. Портал Domik.ua информирует, кто и как должен вернуть сумму компенсации, начисленной на оплату коммунальных услуг.

По информации Министерства социальной политики Украины, субсидия на оплату ЖКУ — это безвозвратная государственная помощь. Получение компенсации не влечет за собой изменения формы собственности жилья.

В ведомстве отметили, что при продаже, дарении, получении жилья в наследство средства, начисленные по субсидии украинцам возвращать не нужно. Те, кто получает субсидию, должны информировать органы социальной защиты населения об изменениях в составе семьи. Такое правило прописано в постановлении кабинета министров Украины №848 от 21 октября 1995 года .

Получение имущества в подарок не влияет на оформление субсидии. «На получение компенсации не влияет стоимость имущества, подаренного или полученного в наследство или в подарок. Этот доход не включается в совокупный доход семьи и не учитывается при расчете размера субсидии», — говорится в сообщении на сайте teplo.gov.ua.

Это интересно:  Плодоносящий сад: уход за почвой

В каких случаях субсидия подлежит возврату

Согласно постановлению Кабмина №848, украинцы должны вернуть субсидию, если ее размер был завышен из-за предоставления потребителем неправильных данных. Утверждено 2 варианта возвращения перечисленных компенсаций:

— возвращение средств потребителем;

— списание средств из личных счетов потребителей в компаниях-поставщиках коммунальных услуг.

Средства возвращаются по требованию управления социальной защиты населения.

Нужно ли возвращать субсидию при продаже квартиры в 2016 году?

Нужно ли возвращать субсидию на коммунальные услуги при продаже дома в 2016 году?

Чтобы, получая субсидию, не маяться мыслью о том, что ее возвращать придется, надо все возникающие вопросы уточнять в организациях, которые эти субсидии назначают. Потому что в каждом государстве свои законы: и о порядке назначения субсидии на услуги ЖКХ и об изменениях в процессе ее получения.

Например, в Украине субсидия на оплату коммунальных платежей назначается по итогам финансового состояния проживающих в доме/квартире за предыдущий год. То есть крупные покупки, получение значительных сумм (в т.ч. и от продажи квартиры) в 2016 году, могут повлиять на субсидию, которая будет назначена/пересчитана на 2017 год.

Более того, расчет ведется отдельно на отопительный и неотопительный сезон. Так что, не с января 2017 этот вопрос будет рассматриваться, а с апреля-мая или сентября-октября. Это зависит от того, когда первоначально человек обращается в соответствующие службы.

Логично, конечно, ближе к отопительному сезону документы подавать. Летом платежи невелики и субсидия нулевая чаще всего. Зато очереди поменьше, в отличие от начала осени.

Так что, точный ответ на этот вопрос можно получить примерно через год. А за это время много чего измениться может в плане доходов семьи.

И еще, бывает, что продается родительская квартира, а дети взрослые, семейные, у каждого свое жилье имеется. Вот в этом случае есть смысл подумать над оформлением договора купли продажи, в котором будут указаны суммы, получаемые каждым наследником. Возможно, они не будут превышать тот предел (на сегодня это 50 тыс.грн для Украины), при котором субсидия может быть отменена.

Нужно ли возвращать субсидию при продаже квартиры или получении жилья в наследство?

Задай вопрос – получи ответ специалиста. В ДнепрОГА стартовал новый проект. Взять в руки «свободный микрофон» может каждый желающий. Сегодня возникает немало вопросов по субсидии. Один из них: нужно ли возвращать субсидию при продаже или получении в наследство квартиры?

ДнепрОГА открыла новую видеорубрику «Задай вопрос – получи ответ». Ее участники – жители Днепропетровщины.

«Я счастливая обладательница субсидии. Меня интересует, не заберут ли субсидию при продаже квартиры или вступлении в наследство?» – жительница Днепра Любовь Слинько.

Отвечает начальник отдела льгот и субсидий департамента соцзащиты населения ДнепрОГА Александра Довыдовская:

«Субсидия – безвозвратна, и ее получение не связано с изменением формы собственности жилья. При продаже, дарении или передаче в наследство жилья средства полученной субсидии не возвращаются. Если состав зарегистрированных в квартире или доме изменяется, то об этом надо сообщить в управление соцзащиты. Срок – в течение месяца. Начисление субсидии прекращается в случае переезда семьи на другое место или смерти одинокого человека, который получал адресную госпомощь».

За назначением государственной социальной помощи можно обращаться в любое время. Это просто. Надо подать в местное управление соцзащиты лишь два документа – заявление и декларацию о доходах. Можно это сделать лично, направить по почте или через портал igov.org.ua.

Срок действия субсидии – 12 месяцев, а не отопительный сезон.

Возвращать ли остаток субсидии?

С целью ответа на вопрос о возврате субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в случае его неисполнения выполнено исследование нормативных правовых актов Российской Федерации.

Результаты этого исследования могут оказать методическую помощь органам местного самоуправления в сфере образования, государственным и муниципальным автономным и бюджетным организациям по вопросам возврата остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в случае его невыполнения (далее — задание).

Вопрос о возможности использования остатков субсидии на выполнение заданий для бюджетных учреждений до недавнего времени регулировался статьей 30 Федерального закона 83-ФЗ , в которой предусматривалась возможность использования бюджетными учреждениями остатков субсидий в последующем году для достижения целей, ради которых учреждения созданы.

Однако с декабря 2015 года возможность использования этих остатков уточнена. Теперь остатки неиспользованных субсидий могут остаться в распоряжении бюджетных учреждений, только при одном условии — учреждение выполнило задание в полном объеме.

Аналогичные правовые требования установлены и для автономных учреждений статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В случае невыполнения задания, или выполнения его не в полном объеме, федеральные учреждения (бюджетные, автономные) обязаны вернуть остаток субсидии соответствующий объему невыполнения. По итогам выполнения заданий за 2015 год федеральные учреждения обязаны были вернуть остатки субсидий, соответствующие объему невыполнения задания, в федеральный бюджет до 1 июля 2016 года.

Недостижение установленных заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ) должно определяться на основании отчета о выполнении задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении государственных (муниципальных) бюджетных или автономных учреждений.

Законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение задания соответственно учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания указанными учреждениями.

Следовательно, субъект РФ или представительный орган муниципального образования должны принять решение о возврате (или не возврате) в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение задания в случае его невыполнения. Кроме того, должен быть установлен порядок расчета объема остатка субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, связанного с его невыполнением.
Для федеральных учреждений Министерством финансов даны рекомендации по определению объема остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение заданий, образовавшихся в связи с недостижением установленных заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ).

Расчет остатка предлагается выполнить по следующей методике:

  • Ni — нормативные затраты на оказание i-й услуги;
  • Vi невып — объем невыполненного задания по ней.

Последний показатель определяют по формуле:

  • Vi гз — объем услуги, установленный в задании;
  • Vi откл — возможное отклонение, установленное учредителем;
  • Vi факт — фактическое значение объема услуги за отчетный период.

Однако, применить эту методику можно только в том случае, если субъект РФ или орган местного самоуправления установили порядок формирования заданий аналогичный федеральному, т. е. установленному постановлением Правительства РФ. Названное постановление предусматривает возможность для учредителя автономного (бюджетного) учреждения при формировании задания предусматривать допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объемов и качества государственной услуги, в пределах которых государственное задание считается выполненным (процентов). Так, в соответствии с этим порядком, Минобрнауки РФ установило, что для подведомственных учреждений задание считается выполненным, если отклонение не превышает 10%. Следовательно, если учреждение выполнило задание по объему услуг на 90%, то возврат остатка субсидии не производится.

Этот механизм очень актуален в сфере образования, где финансовый и учебный год не совпадают по срокам их исполнения, и возникают отклонения объективно независящие от деятельности учреждения. Например, изменила место дислокации воинская часть, и дети поменяли место жительства и образовательное учреждение. Или в результате эпидемии гриппа снизилась посещаемость детей в дошкольном образовательном учреждении.

Если порядком формирования заданий не предусмотрены возможные отклонения, то в случае необходимости возврата остатка субсидии в связи с невыполнением задания, должен быть определен порядок расчета этого остатка.

Так, в Московской области установлено, что в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов остаток субсидии на выполнение государственного задания автономными и бюджетными учреждениями Московской области в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания указанными учреждениями, подлежит возврату в бюджет Московской области. В результате расчет возвращаемого остатки производится как произведение норматива стоимости услуги на объем не оказанных услуг.

Правительством Московской области установлено, что учреждение обязано возвращать субсидию или ее часть в случае, если фактически исполненное учреждением задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием, или не соответствует качеству услуг, определенному в задании. Учреждению предоставлено право обращаться к учредителю с предложением об изменении размера субсидии в связи с изменением в государственном задании показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), т. е. с предложением об уменьшении показателей задания и размера субсидии. Таким образом, учреждению предусмотрена возможность своевременно подстраховаться и скорректировать размер субсидии в соответствии с ожидаемым объемом предоставляемых услуг.

Однако, этот вариант достаточно рискован. Например, если в классе присутствую 23 человека, вместо 25 предусмотренных заданием, учреждение не сократит расходы на оплату труда учителя, не сократит расходы на отопление и освещение, осуществит расходы в соответствии с планом закупок. В этом случае правильным будет сделать вывод о том, что учреждение допустило неэффективное расходование средств, которое ревизоры зачастую называют ущербом бюджету. Может возникнуть ситуация, когда при сокращении объема субсидии, учреждение не сможет оплатить труд работников или рассчитаться по ранее заключенным договорам. Вот поэтому так необходимо устанавливать допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объемов и качества государственной услуги, в пределах которых государственное задание считается выполненным и размер субсидии не корректируется.

Анализ решений других субъектов РФ по рассматриваемому вопросу показывает разнообразность этих решений и способов расчета возвращаемого остатка.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос: за счет каких средств возвращать остаток субсидии?

Хорошо, если он есть у учреждения. А если нет? Возместить за счет средств субсидии текущего года? Есть риск предоставить некачественные услуги в текущем году.

Возможно возместить за счет доходов от платных услуг иной приносящей доход деятельности. А если и этих средств недостаточно? Может быть, предоставить возможность учреждению заработать средства за счет платных услуг, или принять меры к сокращению расходов за счет субсидии текущего года? Возможно. При этом надо предусмотреть гибкие сроки возврата. Все эти варианты должны быть предусмотрены в соответствующих нормативных правовых актах — законах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах.

В заключение необходимо сказать, что окончательное решение вопроса за субъектами Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований.

Примечания

  1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
  2. Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 (ред. от 04.04.2016, с изм. от 17.05.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».
  3. Письмо Минфина России от 5 февраля 2016 г. № 02-01-09/5870 «О расчете объема остатка субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, связанного с его невыполнением».
  4. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания»).
  5. Статья 55 Закона Московской области от 03.12.2015 N 213/2015-ОЗ «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».
  6. п.2.3. Постановления Правительства МО от 28.12.2010 № 1212/60 (ред. от 06.02.2015) «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Московской области бюджетным и автономным учреждениям Московской области».

Субсидия безвозвратна, но…

Читатели газеты «Время» продолжают задавать вопросы о субсидиях. Тем более что вокруг субсидий ходит много слухов.

Самый распространенный из них — субсидию придется возвращать в случае изменения количества зарегистрированных в квартире лиц и при продаже квартиры. Причину живучести таких устойчивых опасений видят в том, что в документах на оформление субсидии нет четкого указания на ее безвозвратность. Раньше такие указания имелись.
Во Фрунзенском районном управлении труда и социальной защиты корреспонденту «Времени» недвусмысленно ответили: «Субсидия — это безвозвратная адресная помощь. При ее назначении граждане не берут на себя обязательства по ее возвращению в случае продажи жилого дома или возврата субсидии наследниками в случае смерти заявителя. Получение субсидии не связано и не влечет за собой изменения формы собственности жилья.
Согласно постановлению №106 от 28.02.2015 года «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий» доход семьи, который задекларирован в поданных документах, проверяется, и если после проверки окажется, что человек предоставил ложную (неточную) информацию, то субсидию будет необходимо вернуть в двойном размере. Поэтому неправильный расчет годового дохода может иметь те же неприятные последствия, что и заведомый обман.
Когда вы заполняете документы на субсидию, внизу написано: вы несете ответственность и обязуетесь информировать, если произошли какие-то изменения в семье. Право на получение субсидии меняется от количества зарегистрированных в квартире. Если вы продаете квартиру, люди снимаются с регистрации. Меняется хозяин, меняется и состав семьи, и лицевые счета. Тогда, а также в случае смерти или выписки жильца, вам дается месяц, чтобы сообщить об этом в управление социальной защиты населения по месту регистрации. Кроме этого, ничего делать не нужно. Возвращать выплаченную субсидию вы не должны.
Это обстоятельство принципиально отличает субсидию от займов, кредитов и других видов договорных обязательств, когда человек должен возвращать полученные на определенных условиях средства. Получение субсидии не влечет за собой изменения формы собственности жилья».
Председатель экспертного совета Гильдии риэлторов Украины Сергей Шкилев подчеркивает, что при сделках купли-продажи жилых помещений вопрос, начислена ли субсидия, не имеет значения. «Субсидия безвозвратна, и ее наличие или отсутствие риэлтора не касается. Никто ее не должен возвращать. После сделки покупатель самостоятельно решает вопрос о ее прекращении или назначении заново».
Сергей Чепижный.

На днях украинские СМИ облетела информация о том, что изменились правила оплаты за электроэнергию.

В частности, планируется повысить на 42% тариф на холодную воду

Власти массово подают иски о возврате жилищных субсидий. Как этому противостоять?

«Страна» изучила практику судов, которые не всегда выносят решение в пользу госорганов

Недавно «Страна» сообщила, что службы соцзащиты населения заставляют украинцев возвращать субсидии через суд. Как оказалось, это явление приняло массовый характер.

Это интересно:  Нужна Ли Справка О Зарплате При Получении Группы По Инвалидности(Перекомиссия) В 2019 Г

Чем опасны субсидии

Еще в июне 2016 года «Страна» предупреждала, что последствия оформления жилищных субсидий могут оказаться малоприятными. При заполнении документов на субсидию очень просто допустить оплошность, не указав какие-то суммы доходов, расходов или имущество. О чем-то можно забыть, можно также не знать о делах проживающих вместе родственников.

Если об этой ошибке узнают органы соцзащиты, то придется «доказывать, что ты не верблюд», и что ошибка допущена не умышленно. Такая неприятность может грозить всем получателям жилищных субсидий.

Сейчас управления социальной защиты населения тщательно проверяют декларации, банковские счета, доходы, расходы и имущество получателей субсидий. При наличии расхождений с декларациями, которые подаются вместе с заявлением на субсидию, собесы требуют возврата субсидий, в том числе через суд. Они уже подали множество исков о взыскании с населения сумм субсидий. Вдобавок нередко полиция возбуждает уголовные дела за подделку документов.

При этом надо учесть, что субсидии не выдаются на руки получателям. Их суммы перечисляются из бюджета прямиком поставщикам жилищно-коммунальных услуг. То есть, с потребителя могут взыскивать деньги, которые получены им только «на бумаге».

Реальные же деньги получают непосредственно поставщики жилищно-коммунальных услуг. Это коммунальные либо частные предприятия, нередко принадлежащие олигархам – как украинским, так и иностранным.

В итоге деньги от субсидий получает из бюджета, например, предприятие «Киевэнерго». А простой киевлянин, неправильно заполнивший документы на субсидию, должен эти деньги отдавать государству из своего кармана.

Что говорит закон

Основной документ, на основании которого назначают жилищные субсидии, – это Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, которое было утверждено постановлением Кабмина от 21.10.1995 г. № 848 (далее – Положение о порядке назначения субсидий).

При обращении за субсидией заполняются Заявление и Декларация о доходах и расходах, формы которых были утверждены, соответственно, постановлениями Кабмина от 28 февраля 2015 года № 106 и от 26 июня 2015 года № 475.

Если при подаче этих документов была указана недостоверная информация о доходах или имуществе, то уже полученные субсидии подлежат возврату, в том числе в судебном порядке. Это предусмотрено пунктом 20 Положения о порядке предоставления субсидий.

Каждый проситель субсидии оказывается под плотным «колпаком» социальных служб. Согласно пункту 13 Положения о порядке назначения субсидий, после того, как органы соцзащиты получают обращение гражданина за субсидией, они запрашивают информацию:

— от жилищно-коммунальных служб – о составе лиц, проживающих в доме или квартире;

— от налоговиков – о доходах всех членов семьи;

— от ГАИ – о наличии автотранспорта;

— от БТИ и регистрационной службы – о наличии недвижимости.

А органы Минфина, согласно пункту 3 Порядка верификации и мониторинга достоверности информации, могут еще собирать информацию об открытых банковских счетах (текущих, кредитных, депозитных и т.п.), операциях и остатках средств на них. Причем эти сведения подаются в отношении каждого члена семьи. При таком сборе информации государство получает персональные данные граждан и сведения, содержащие банковскую тайну. Делается это без ведома граждан.

Собес тоже должен соблюдать процедуру

Очень важно, чтобы при выявлении ошибок в документах на субсидию органы социальной защиты придерживались установленной процедуры ее возврата. В случае несоблюдения процедуры у получателя субсидии появляются шансы на то, чтобы оспорить возврат субсидии.

Порядок возврата средств, излишне выплаченных по назначенным субсидиям, утвержден совместным приказом Минсоцполитики, Минфина и Минюста № 39/283/90/5 от 29.12.1997 г. В нем перечислены четыре случая, когда органы соцзащиты могут требовать возврата субсидий:

— при выявлении сознательной подачи гражданами документов с неправильными сведениями о доходах и имущественном состоянии, сокрытия доходов, представление фальшивых документов;

— при ошибке в расчете размера назначенной субсидии;

— при выявлении неправильных сведений, предоставленных юридическими лицами (справки о доходах, о составе зарегистрированных лиц, об обеспеченности жилой площадью и коммунальными услугами) и физическими лицами-предпринимателями (справки о доходах);

— при приобретении права собственности на жилье (жилое помещение) другим лицом, которое не было в нем зарегистрировано на первое число месяца, с которого назначена субсидия.

Других случаев, когда госорганы могут требовать возврата выплаченных субсидий, данный нормативный документ не предусматривает.

В первом случае, когда выявлено умышленное представление гражданами документов с неправильными сведениями, органы социальной защиты принимают такие меры:

— прекращают предоставление субсидии;

— сообщают заказным письмом получателей субсидии о ее прекращении, необходимости и сроке возврата излишне выплаченных средств. Срок возврата не должен быть менее месяца со дня получения такого письма;

— подают исковые заявления в суд о взыскании излишне выплаченных средств при невозврате их добровольно в установленные сроки);

— сообщают поставщикам жилищно-коммунальных услуг о прекращении предоставления субсидии.

Если же субсидия неправильно начислена из-за ошибки работника органа соцзащиты, то орган должен всего лишь сообщить получателю субсидии о сумме переплаты или недоплаты. Если субсидия на следующий год уже назначена, то ошибка компенсируется за ее счет. А если субсидия еще не назначалась, то сумму переплаты гражданин имеет право (но не обязанность) вернуть на основании заявления о добровольном возврате средств.

«Подводные камни» справки о доходах

Еще один распространенный случай ошибочного назначения субсидий – когда неправильные суммы указаны в справках о доходах. Такие справки выдаются юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями, где граждане – получатели субсидий работают, получая зарплату, или получают другие виды доходов.

Данные этих справок очень легко проверяются: ведь юридические лица и предприниматели обязаны отчитываться в налоговые органы о суммах, которые они выплачивают гражданам. В результате сопоставления данных из налоговых инспекций, с информацией, которая указана в справках о доходах, органы соцзащиты элементарно выявляют в них расхождения.

После этого юрлицо или предпринимателя, который выдал «неправильную» справку о доходах, могут ожидать два неприятных последствия:

— с того, кто выдал «неправильную» справку, излишне выплаченная сумма субсидий взыскивается через суд;

— если сумма ущерба для государства значительна – возможно возбуждение уголовного дела по статье «подделка документов».

О родственниках надо знать все

«Страна» изучила судебную практику по вопросу возврата жилищных субсидий. Как оказалось, причины, по которым органы социального обеспечения выдвигают претензии к получателям субсидий, могут быть самыми разными.

Часто родственники хотя и зарегистрированы, но не проживают вместе. И даже вместе живущие люди могут не знать подробностей о доходах других членов семьи. В результате при подаче заявления на субсидию они, хоть и неумышленно, но ошибаются при заполнении декларации о доходах. После чего сумма субсидии с них может быть взыскана судом.

Примером этого служит недавнее решение Калушского районного суда Ивано-Франковской области. Суд постановил взыскать с местной жительницы полученную в 2015 году субсидию в сумме 5,6 тыс. грн. Ее сын, согласно данным налоговых органов, получил в конце 2014 года доход от продажи имущества на сумму 82,5 тыс. грн. Однако в декларации, поданной при получении субсидии, она эти доходы не указала.

В свое оправдание женщина сообщила, что сын с ней с 2002 года фактически не проживает, и ей ничего не известно о его доходах.

Однако суд не убедили эти доводы. В результате с ответчицы была взыскана вся сумма субсидии, а также судебный сбор

Аналогичное по смыслу решение было принято в Николаеве: после сверки с данными налоговой инспекции было выявлено, что заявительница при заполнении декларации не сообщила о доходах сына от продажи автомобиля. В результате субсидия в сумме более 9 тысяч гривен также была взыскана обратно в бюджет. Дополнительно суд взыскал 1378 грн. судебного сбора.

Покупки больше 50 тысяч – под особым контролем

Причиной требования о возврате субсидии может быть недекларирование не только доходов, но и расходов. Согласно пункту 5 Положения о порядке назначении субсидий, субсидия не назначается, если кто-то из проживающих жилом помещении (доме) в течение 12 месяцев перед назначением субсидии купил какие-либо из следующих товаров и услуг на сумму больше 50 тыс. грн.:

— земельный участок, квартира (дом);

— автомобиль, транспортное средство (механизм);

— другие товары долгосрочного потребления;

— услуги по строительству, ремонту квартиры (дома) или автомобиля, транспортного средства (механизма);

— услуги телефонной (в том числе мобильной) связи.

На основании этой нормы, например, суд города Луцк взыскал полученную субсидию в сумме больше 12 тыс. грн. – в связи с тем, что сын получательницы субсидии приобрел за 187 тыс. грн. автомобиль, и эта покупка не была задекларирована при обращении за субсидией.

А в Дубенском районе Ровенской области полиция расследует уголовное дело о подделке документов (ч.4 ст.358 Уголовного кодекса) в связи с тем, что 35 (. ) гражданам были излишне назначены жилищные субсидии в общей сумме 405,88 тыс. грн.

Это нарушение возникло из-за того, что граждане не внесли в декларации о доходах сведения о приобретении автомобилей стоимостью более 50 тыс. гривен.

Напомним, что такие данные нужно вносить в декларацию, если автомобиль был куплен в течение 12 месяцев перед обращением за назначением субсидии.

К чему еще могут прицепиться?

Причиной возврата субсидии может быть даже такая мелочь как неправильная группа единого налога, указанная в декларации получателем субсидии – предпринимателем. Дело в том, что согласно пункту 12 Положения о порядке назначения субсидий для предпринимателей – единоналожников первой группы при расчете учитывается доход на уровне двух прожиточных минимумов, для второй группы – трех, для третьей – четырех прожиточных минимумов.

На этом основании Рубежанский суд Луганской области взыскал субсидию, которую получал предприниматель второй группы единого налога, неправильно указавший в декларации, что он относится к первой группе.

Даже сумма депозита, возвращенного из лопнувшего банка, может стать причиной для отказа в субсидии и требовании вернуть уже полученные суммы: такое решение приняли харьковские суды – Московский районный и областной апелляционный.

А Киевский апелляционный админсуд вообще отказал переселенке из Луганска в праве на субсидию на том основании, что она в качестве документа о месте жительства подала «справку переселенца». Хотя перед этим Дарницкий районный суд постановил, что отказ в субсидии был незаконным.

Апелляционный суд мотивировал свое решение тем, что согласно нормам Положения о порядке назначения субсидий субсидия может быть назначена только лицу, зарегистрированному в жилом помещении (доме), или, в отдельных случаях, его арендатору. А «справка переселенца», по мнению суда, не является документом о регистрации места жительства.

Но самый вопиющий случай, который мы обнаружили при изучении реестра судебных решений, – это приговор Дзержинского райсуда города Кривой Рог. Ним одинокую мать двоих детей, работающую подсобным рабочим в детском садике, признали виновной по ч.4 ст.358 Уголовного кодекса «Подделка документов». Все ее «преступление» состояло в том, что в декларации на получение субсидии она не указала дом, который на нее переоформила мать путем составления договора купли-продажи.

В итоге сумма «неправильно» начисленной субсидии составила почти 20 тыс. грн. Вдобавок «нарушительница» получила хоть и достаточно мягкий (штраф 680 гривен), но все-таки приговор по уголовному делу.

Как сделать субсидию безопасной

Методов защиты от обвинений в незаконном получении жилищной субсидии не так уж и много. Главное – не дать повода для обвинений в подаче неправильных сведений при обращении за субсидией.

Нужно аккуратно заполнять данные о доходах, расходах и имуществе, которые указываются в декларации на получение субсидии. Каждая сумма должна быть тщательно проверена и, желательно, подкреплена документами. А сведения об имуществе должны соответствовать данным технических паспортов, договоров купли-продажи, свидетельств о праве собственности и других правоустанавливающих документов.

Если после получения субсидии какие-либо данные об имуществе меняются, то об этом надо сообщить в органы соцзащиты.

А если получатель субсидии все-таки столкнулся с обвинением в подаче заведомо ложных данных, то лучшим выходом будет обращение к юристу или адвокату.

Пользуемся судебной неразберихой

В процессе судебной борьбы против иска о взыскании субсидии можно воспользоваться противоречивой практикой по этому вопросу. Нередко суды отказываются рассматривать такое дело, поскольку считают, что иск о возврате субсидии не относится к их компетенции.

По этому поводу интересный судебный прецедент имел место в Виннице. Там и Тульчинский районный, и областной апелляционный суды отказали районному управлению социальной защиты в рассмотрении иска о взыскании с гражданина суммы субсидии. Мотивировалось это тем, что такие иски должны быть не гражданскими, а административными.

Суды в данном случае решили, что административный спор суд рассматривает по обращению субъекта властных полномочий по поводу реализации предоставленных ему законом функций и в случае, установленном законом. Поэтому иск должен подаваться согласно нормам не Гражданско-процессуального кодекса, а Кодекса административного судопроизводства.

А вот Львовский апелляционный административный суд, наоборот, считает, что иски о возврате жилищных субсидий не являются административными. В своем недавнем постановлении он указал, что спор о взыскании выплаченной управлением соцзащиты субсидии имеет частно-правовой характер, а значит, его решение не относится к юрисдикции административных судов.

Так, перебрасывая ответственность на коллег из других судов, судьи вообще отказывают рассматривать иски органов социальной защиты о возврате субсидий. И ответчикам не грех воспользоваться этой противоречивой практикой.

Статья написана по материалам сайтов: lgoty-vsem.ru, yur-zakon.ru, strana.ua.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector