+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма

7.2. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма. Учётная норма площади жилого помещения

Применявшееся до введения в действие Кодекса жилищное законодательство оперировало двумя категориями, относящимися к нормированию жилой площади. Так, ст. 38 ЖК РСФСР 1983 г. употребляла понятие «норма жилой площади» для обозначения предельного размера жилого помещения, предоставляемого по договору найма (эта норма в последние годы составляла 12 кв. м), за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом минимальный размер жилой площади, предоставлявшейся по договору найма, устанавливался не ЖК 1983 г., а в порядке, определяемом Правительством РФ.

Основы ввели еще одно понятие – «социальная норма площади жилья», обозначавшее размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществлялось предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 1). При этом было предусмотрено, что социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливался органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11).

Новый Жилищный кодекс РФ отказался от указанных понятий и различает норму предоставления и учетную норму площади жилого помещения в зависимости от целевого назначения указанных нормативов.

Нетрудно заметить, что содержание понятия «норма предоставления», установленного в ч. 1 ст. 50 ЖК РФ, в целом соответствует содержанию понятия «социальная норма площади жилья», ранее предусмотренного Основами.

Устанавливать норму предоставления уполномочены органы местного самоуправления. При этом они должны учитывать достигнутый на соответствующей территории уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и другие факторы. Таким образом, муниципальным органам предоставлены широкие полномочия в этой сфере, что предполагает и перемещение ответственности за принятые решения на низовые звенья «управленческой вертикали».

Интересно отметить, что согласно проекту Кодекса, прошедшему первое чтение в Государственной Думе, предполагалось непосредственно в Кодексе установить минимальный размер нормы предоставления — не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Однако, как нетрудно заметить, принимая окончательный вариант Кодекса, законодатель от этого положения отказался, вероятно, учитывая проблематичность его реализации во всех регионах России. А жаль, поскольку подобный норматив мог бы реально стимулировать улучшение жилищных условий многих наших сограждан.

Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Например, согласно ст. 12 Закона города Москвы от 11 марта 1998 года № 6 «Основы жилищной политики города Москвы», а также п. 5 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утверждённого постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 года № 12 норма предоставления жилого помещения в Москве (социальная норма) составляет 18 кв. метров общей площади на одного человека, а норма постановки на учёт по улучшению жилищных условий составляет 10 кв. метров общей площади на каждого проживающего.

Областным законом Ростовской области от 7 октября 2005 г. № 363-ЗС «Об учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» установлено, что «Минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет:

— от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения — для одиноко проживающих граждан;

— от 34 до 42 квадратных метров общей площади жилого помещения — на семью из двух человек;

— от 15 до 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда устанавливается органом местного самоуправления.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, определенным федеральным или областным законодательством, составляет:

— 33 квадратных метра общей площади жилого помещения — для одиноко проживающих граждан;

— 42 квадратных метра общей площади жилого помещения — на семью из 2 человек;

— 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

В исключительных случаях общая площадь предоставляемого жилого помещения может отличаться от установленной нормы предоставления не более чем на 10 процентов, при условии отсутствия подходящего по метражу жилья в связи с проектным решением, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.

Отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения.

Порядок и условия предоставления дополнительной общей площади жилого помещения и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются федеральным и областным законодательством.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, совершившему гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, что привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, учитывается площадь жилого помещения, находившегося у него в собственности» (ст. 6).

А норма постановки на учёт по улучшению жилищных условий составляет от 6 до 10 кв. метров общей площади на каждого проживающего (ст.5).

Понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 статьи 50 ЖК РФ, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как и в случае с определением нормы предоставления (см. ч. 2 ст. 50 ЖК РФ), установление конкретного размера учетной нормы кодекс отнес к компетенции органов местного самоуправления. При этом максимальный размер учетной нормы может совпадать с размером нормы предоставления, установленной для соответствующего населенного пункта, или быть меньше указанного размера.

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Это интересно:  Договор купли-продажи гвоздичных

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Новая редакция Ст. 50 ЖК РФ

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Статье 50 ЖК РФ

1. Применявшееся до введения в действие Кодекса жилищное законодательство оперировало двумя категориями, относящимися к нормированию жилой площади. Так, ст. 38 ЖК РФ 1983 г. употребляла понятие норма жилой площади» для обозначения предельного размера жилого помещения, предоставляемого по договору найма (эта норма в 2004 году составляла 12 кв. м на одного человека), за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом минимальный размер жилой площади, предоставлявшейся по договору найма, устанавливался не ЖК 1983 г., а в порядке, определяемом Правительством РФ.

Это интересно:  Договор купли-продажи торпеды

Основы ввели еще одно понятие — «социальная норма площади жилья», обозначавшее размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществлялось предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 1). При этом было предусмотрено, что социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливался органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11).

Кодекс отказался от указанных понятий и различает норму предоставления и учетную норму площади жилого помещения в зависимости от целевого назначения указанных нормативов.

Нетрудно заметить, что содержание понятия «норма предоставления», установленного в ч. 1 ст. 50 Кодекса, в целом соответствует содержанию понятия «социальная норма площади жилья», предусмотренного Основами.

2. Устанавливать норму предоставления уполномочены органы местного самоуправления. При этом они должны учитывать достигнутый на соответствующей территории уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и другие факторы. Таким образом муниципальные органы наделены широкими полномочиями в этой сфере, что предполагает и перемещение ответственности за принятые решения на низовые звенья так называемой «управленческой вертикали».

Интересно отметить, что согласно проекту Кодекса, прошедшему первое чтение в Государственной Думе, предполагалось непосредственно в Кодексе установить минимальный размер нормы предоставления — не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. К сожалению, принимая окончательный вариант Кодекса, законодатель отказался от этого положения, вероятно, учитывая проблематичность его реализации во всех регионах России. Между тем подобный федеральный норматив мог бы реально стимулировать улучшение жилищных условий многих наших сограждан.

3. Для отдельных категорий граждан, предусмотренных в ч. 3 ст. 49 Кодекса, при предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма могут применяться иные нормы предоставления по сравнению с нормами, установленными для данной местности соответствующим муниципальным органом. Такие иные нормы предоставления могут быть введены только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Буквальное толкование положений ч. 3 комментируемой статьи позволяет утверждать, что указанные иные нормы предоставления не могут быть установлены органами исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня. Тем более невозможным следует считать установление органами местного самоуправления для отдельных категорий граждан специальных норм предоставления жилой площади, отличающихся от общих норм, принятых для соответствующих местностей.

Необходимо обратить внимание на то, что новый Кодекс прямо не предусматривает право на дополнительную жилую площадь. Напомним, что прежде ст. 39 ЖК РФ 1983 г. устанавливала, что сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м. При этом гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной площади мог быть увеличен.

Вместо этих правил в ч. 3 ст. 50 Кодекса предусмотрено, что федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма другим категориям граждан (т.е. гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, но не признанным малоимущими в установленном порядке — см. ст. 49 Кодекса), могут быть установлены иные нормы предоставления жилых помещений. Слово «иные» в данном случае означает, что нормы, введенные для отдельных категорий граждан указанными законами, могут отличаться от норм предоставления жилой площади, установленных для данной местности соответствующими органами местного самоуправления.

В некоторых федеральных законах и подзаконных правовых актах, о которых говорится в ч. 3 ст. 50 Кодекса, для отдельных категорий граждан установлены специальные нормы предоставления или закреплено их право на дополнительную жилую площадь.

СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5488.

Ведомости РФ. 1993. N 7. Ст. 247; СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3838; 2001. N 29. Ст. 2953; 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3133; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 16; N 27. Ст. 3213; N 45. Ст. 5421; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152.

СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; N 47. Ст. 5620; 2000. N 2. Ст. 140; 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5018, 5030; 2002. N 26. Ст. 2523; N 40. Ст. 3853; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 29. Ст. 2906; N 45. Ст. 4586; 2007. N 10. Ст. 1151; N 24. Ст. 2830; N 31. Ст. 4011; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6235.

4 — 6. Понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 комментируемой статьи, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как и в случае с определением нормы предоставления (см. ч. 2 ст. 50 Кодекса), установление конкретного размера учетной нормы Кодекс в качестве общего правила отнес к компетенции органов местного самоуправления. В качестве исключения из этого правила учетные нормы могут устанавливаться в соответствии с правилами ч. 6 указанной статьи.

Максимальный размер учетной нормы может совпадать с размером нормы предоставления, установленной для соответствующего населенного пункта, или быть меньше указанного размера. Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 Кодекса.

Другой комментарий к Ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Нуждаемость в жилом помещении — одно из условий предоставления гражданам жилья по договору социального найма. Для определения нуждаемости применяется, в частности, понятие «учетная норма площади жилого помещения». Так, наниматели жилых помещений по договору социального найма, а также собственники жилья признаются нуждающимися в жилых помещениях, если общая площадь, приходящаяся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы (см. комментарий к ст. 51).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. По ранее действовавшему ЖК РСФСР учетная норма устанавливалась субъектами РФ (п. 1 ст. 29), как и норма предоставления (ст. 40).

2. По договору социального найма жилое помещение предоставляется общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности социальным жильем в данном населенном пункте.

Очевидно, что органы местного самоуправления должны также учитывать типы жилых помещений, состав семей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, и проч.

Нормой предоставления согласно ч. 1 комментируемой статьи является минимальный размер площади жилого помещения, который должен приходиться на каждого члена семьи. Исходя из этой нормы, определяется размер общей площади предоставляемого жилья.

Что касается отдельных категорий граждан (см. п. 4 комментария к ст. 49), то для них федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены иные нормы предоставления.

Кроме того, для этих категорий граждан федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены другие учетные нормы.

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи размер учетной нормы не должен превышать размер нормы предоставления. То есть, как это ни парадоксально, возможно их совпадение по размеру.

Это интересно:  Неисполнение договора

4. Федеральный закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ признает значимость «нормы общей площади жилого помещения на одного человека». Ее необходимость обозначается ст. 679, 680, 685 ГК РФ, в которые вносятся соответствующие изменения (см. ст. 11). Вместе с тем это понятие в ЖК не используется.

Правила предоставления муниципального жилого помещения по договору социального найма и условия использования площади

Право на достойное жилье для всех граждан, рожденных и проживающих на территории Российской Федерации, гарантированно конституцией страны. Получить от государства помощь в улучшении жилищных условий могут не только малоимущие и социально незащищенные слои населения, существует еще много категорий граждан, для которых разработаны специальные программы поддержки.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Регламент и условия использования

Основания для получения гражданином РФ дома, квартиры или комнаты в социальный найм:

  • Полное отсутствие места для проживания.
  • Жилое помещение имеет недостаточную площадь на каждого члена семьи (меньше нормы установленной законом).
  • Помещение не соответствует нормам безопасности или находится в аварийном состоянии.
  • Гражданин или кто-то из членов его семьи страдают тяжелой формой заболевания, при котором совместное проживание не допускается.

Основания для отказа

Решение об отказе в постановке на учет выдается в течении 3-х рабочих дней со дня подачи заявления. В таком документе обязательно указывают причину отказа, это может быть:

    Сознательное ухудшение условий проживания за последние 5 лет, а именно:

  • обмен благоустроенного жилья на аварийное;
  • продажа или передача в дар пригодной для проживания недвижимости;
  • подселение к себе третьих лиц (исключение – супруги, родители и дети);
  • доказаная вина гражданина в причинении вреда собственному жилищу.
  • Предоставление не полного или не действительного пакета документов.
  • Собранные документы не подтверждают право кандидата, претендовать на социальное жилье.
  • Порядок действий

    1. Необходимо обратиться в исполнительный комитет и подать заявление и комплект документов.
    2. После сдачи и рассмотрения заявки гражданина ставят в очередь на получение жилья.
    3. Получение подтверждения наступления очереди в письменном виде.
    4. Сбор документов для заключения договора.
    5. Обращение в муниципалитет для подписания договора социального найма.
    6. Вселение в предоставленное жилое помещение.
    • Скачать бланк типового договора социального найма муниципального жилья
    • Скачать образец договора социального найма муниципального жилья

    Кому выдаётся муниципальная квартира?

    Граждане, имеющие право претендовать на выделения жилплощади из государственного фонда, подразделяются на категории:

    • Малоимущие.
    • Военнослужащие.
    • Многодетные семьи.
    • Жильцы ветхих и аварийных домов (процедуру переселения из ветхого жилья по договору социального найма мы подробно рассматриваем здесь).
    • Дети-сироты.
    • Ветераны и инвалиды ВОВ.
    • Граждане с тяжелыми хроническими заболеваниями.

    Государственные нормы предоставляемой площади

    Размер жилья, передаваемого гражданину в найм, определяется государственными нормами. Каждый субъект РФ устанавливает свои нормативы, на формирование которых влияет соотношение двух параметров:

    • количество свободной муниципальной недвижимости в регионе;
    • списочная численность очередников.

    Для определения потребности гражданина в расширении жилплощади, существует понятие учетной нормы.

    Данный норматив также самостоятельно устанавливается администрацией каждого субъекта РФ и регламентируется статьей 50 ЖК РФ.

    Учетная норма — это минимальный размер площади, который должен приходится на каждого проживающего в доме, комнате или квартире. Размер жилой площади помещения необходимо разделить на количество зарегистрированных в ней жильцов, и сравнить полученный результат с учетной нормой.

    В случае, когда полученный результат меньше установленного норматива, гражданин имеет право претендовать на улучшение условий проживания.

    Документы необходимые для постановки на учет

    Для того чтобы стать в очередь на получение жилья в социальный найм, необходимо собрать и предоставить следующие документы:

    1. заявление на предоставление жилья, в нем необходимо детально обосновать свою потребность и объяснить невозможность самостоятельного решения жилищного вопроса. Заявление подписывают все члены семьи;
    2. копии идентификационных документов для всех членов семьи:

    • удостоверение личности (паспорт, ИНН, пенсионные свидетельства);
    • подтверждение родственных связей (свидетельства о браке, свидетельства о рождении);
  • документы подтверждающие права владения текущем жильем (выписка из единого госреестра недвижимости, договор социального найма);
  • справки о доходах и налогооблагаемом имуществе каждого заявителя;
  • актуальная выписка из домовой книги;
  • справка о постановке заявителя и его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилье;
  • письменное согласие на обработку данных;
  • другие дополнительные справки и выписки, индивидуальные для каждого отдельного случая.
    • Скачать бланк заявления на получение муниципального жилья по договору социального найма
    • Скачать образец заявления на получение муниципального жилья по договору социального найма

    Сроки исполнения

    Предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется в порядке очереди, которая разделена на три группы:

    1. Внеочередное получение.
    2. Первая очередь.
    3. Получение на общих основаниях.

    Правовыми актами не установлен ни минимальный, ни максимальный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено.

    Стоимость и оплата

    Плата за социальный найм жилого помещения состоит из двух частей:

    • содержание жилья, то есть оплата коммунальных услуг;
    • плата непосредственно за наем, устанавливается органами местного самоуправления в расчете на 1 квадратный метр жилой площади.

    Некоторые категории нанимателей освобождаются от платежей на право проживания и оплачивают только коммунальные услуги.

    Внеочередное получение жилого помещения

    Право получит жилье вне очереди, получают следующие категории граждан:

    • проживающее в ветхом и аварийном жилье;
    • больные тяжелыми заболеваниями, опасными для окружающих;
    • действующие и ушедшие в отставку судьи со стажем работы в должности не менее 20 лет, либо ставшие инвалидами в период работы;
    • прокуроры и сотрудники Следственного комитета РФП;
    • спасатели, профессионально работающим в аварийно-спасательных службах;
    • сотрудники ОВД РФ, не имеющие жилого помещения по месту службы;
    • граждане, выселяемые из социального жилья в связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.

    Данный список не является полным, так как государственные органы управления могут предоставляет право первоочередного получение жилья и другим категориям граждан.

    С января 2013 г. дети-сироты не имеют права на получение жилья вне очереди.

    Льготы

    На государственном уровне разработаны программы поддержки граждан, решивших приобрести жилье. Существует категории лиц, имеющих право на субсидии, жилищные сертификаты или земельные участки под строительство:

    • молодые семьи;
    • многодетные семьи;
    • молодые научные сотрудники;
    • работники образовательных и медицинских учреждений;
    • молодые люди, готовые работать в сельской местности;
    • инвалиды и дети-инвалиды;
    • пенсионеры;
    • матери-одиночки;
    • военнослужащие.

    В заключении необходимо напомнить, что жилье, переданное гражданину в социальный найм, может быть приватизировано им в любой момент, при условии, что он первый раз в жизни участвует в переводе муниципального жилья в личную собственность.

    Полезное видео

    Смотрим видео по теме:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Статья написана по материалам сайтов: zhkrf.ru, jkodeksrf.ru, urexpert.online.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector