Договором подряда может быть предусмотрена обязанность заказчика оплатить работы, выполненные до их приостановления подрядчиком
Содержание
- Случаи приостановки заказчиком работ по договору подряда
- Приостановка работ заказчиком
- Приостановка работ по договору подряда
- Возможность приостановления производства работ по госконтракту
- Как подрядчику защитить свои интересы с недобросовестными заказчиками?
- Подрядчик имеет право:
- Аналитика Аналитические обзоры
- Порядок приостановки работ по договору подряда
- Уведомление о приостановке работ в случае невозможности продолжения работ
- Порядок направления уведомления о приостановке работ
- Приостановка работы по договору подряда при невыполнении встречных обязательств заказчиком
- Соглашение о приостановке работ по договору подряда
Случаи приостановки заказчиком работ по договору подряда
Однако, как следует из вопроса, такая оплата не была произведена. Следовательно, заказчиком была нарушена одна из основных его обязанностей, вытекающих из договора подряда.В свою очередь, п. 1 ст. 719 ГК РФ установлено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 ГК РФ).Более того, согласно п. 2 ст.
Приостановка работ заказчиком
Необходимо помнить, что, если работы будут выполнены некачественно, то вы не сможете взыскать с заказчика их стоимость, не имея на руках уведомления о приостановлении и письменных указаний заказчика об их выполнении. 2. Изменение цены работ. Цена работ может быть приблизительной либо твёрдой. Заказчик не вправе уменьшать твёрдую цену, если работы выполнены качественно и в полном объёме.
Особенно это касается государственных и муниципальных заказчиков. Заключая контракты, подрядчики сталкиваются с проблемой, когда заказчик отказывается согласовывать акты выполненных работ, мотивируя это тем, что затраты подрядчика в них завышены и предлагают подписать акты на меньшую сумму. В соответствии с пунктом 4.1.
Приостановка работ по договору подряда
Поскольку в рассматриваемом случае возможность одностороннего расторжения договора подряда по указанным в вопросе причинам самим договором не установлена, то он может быть расторгнут только в случаях, предусмотренных законом или иными нормативными правовыми актами. В связи с этим следует отметить, что ни § 1 главы 37 ГК РФ, в котором содержатся общие положения о договоре подряда, применяющиеся в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ ко всем разновидностям такого договора, если иное не предусмотрено законом, ни § 3 данной главы, посвященный регулированию строительного подряда, не содержат прямых норм, которые предоставляли бы подрядчику право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по причине неоплаты заказчиком одного из этапов предусмотренных договором работ. Вместе с тем следует помнить, что согласно п. 2 ст. 702 ГК РФ и п.
Возможность приостановления производства работ по госконтракту
Поэтому в том случае, если наличие таких препятствий, даже при несоблюдении заказчиком своих обязанностей по оплате, не будет установлено судом, то он может признать приостановление работ или отказ подрядчика от договора неправомерными (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 N 13АП-33297/16).Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, мы не исключаем того, что в рассматриваемом случае неоплата заказчиком очередного этапа выполненных работ может являться основанием для приостановления подрядчиком выполнения работ по последующим этапам и для отказа от договора в целом, если такая неоплата объективно способна воспрепятствовать выполнению последующих этапов работ подрядчиком. Однако окончательное решение по этому вопросу может вынести лишь суд с учетом толкования положений договора подряда по правилам, предусмотренным ст.
Как подрядчику защитить свои интересы с недобросовестными заказчиками?
ГК РФ обязательство по предоставлению банковской гарантии либо дождаться истечения гарантийного срока (момента отпадения оснований выдачи банковской гарантии). Нормы гражданского законодательства, регулирующие сроки исполнения обязательств, направлены на недопущение неопределенности в правоотношениях сторон. Если срок исполнения заказчиком обязательства по оплате работ определяется указанием на действия подрядчика по предоставлению банковской гарантии, то предполагается, что такие действия должны быть совершены подрядчиком в срок, предусмотренный договором, а при его отсутствии – в разумный срок (ст.
314 ГК РФ). В таком случае нет неопределенности в сроке исполнения обязательства по оплате работ, этот срок считается согласованным, а договор в этой части – заключенным.
По смыслу статьи 759 ГК РФ Заказчик обязан обеспечить подрядчика исходными данными (информацией и документацией, необходимой для создания проекта в соответствии с заданием на проектирование). Уведомление подрядчиком заказчика о приостановлении работы в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (Касенов Е 2010) Уведомление подрядчиком заказчика о приостановлении работы в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (Касенов Е.Б.
Подрядчик имеет право:
Как видим, как и в случае с правами и обязанностями заказчика права и обязанности подрядчика более детально проработаны в договоре ООО «Современные кровельные технологии», что объясняется прикладным значением данного договора и обширным практическим опытом разрабатывающих его юристов.
Как правило, работа выполняется иждивением подрядчика, т.е. из его материалов, его силами и средствами (п. 1 ст. 704 ГК). При этом подрядчик отвечает за качество материалов и оборудования, а также за то, чтобы они были свободными от прав третьих лиц (например, не были в залоге или в собственности другого лица). Если работа выполняется из материала заказчика, подрядчик обязан использовать его экономно и расчетливо, а по окончании работы представить отчет о его расходовании и вернуть остаток материала, либо с согласия заказчика оставить неизрасходованный материал у себя и с учетом его стоимости уменьшить цену работы (п. 1 ст. 713 ГК).
Бережное отношение к материалу выражается не только в его правильном расходовании, но и в заботе о его сохранности. Если подрядчик не принял необходимых для этого мер и имущество, переданное ему заказчиком, утрачено или повреждено, он должен возместить причиненные этим убытки (ст. 714, 393 ГК).
По общему правилу подрядчик выполняет работу за свой риск (п. 1 ст. 705 ГК). Прежде всего, это означает, что он не вправе требовать оплаты своего труда, если предмет договора уничтожен или испорчен по не зависящим от подрядчика обстоятельствам (например, в результате стихийного бедствия).
Те же последствия наступают для подрядчика при невозможности окончания работы не по его вине (например, из-за возникшей тяжелой болезни). Если подрядчик выполняет работу своим иждивением, он несет риск случайной гибели или повреждения материалов, оборудования (впрочем, такой же риск в отношении переданного по договору имущества несет и заказчик, будучи его собственником). Если подрядчик просрочил передачу результата работы или заказчик просрочил его приемку, все эти риски несет просрочившая сторона.
Например, заказчик должен явиться к подрядчику за готовым костюмом 1 ноября, а пришел неделю спустя. 4 ноября в квартире подрядчика произошла авария системы центрального отопления и хлынувшая вода сильно испортила сшитый костюм. Хотя вызванные этим убытки относятся к риску, который, по общему правилу, несет подрядчик, но их не было бы у него, если бы заказчик вовремя принял результат работы. Поскольку поведение заказчика небезупречно (он является просрочившей стороной), он должен оплатить работу подрядчика. На подрядчике лежит ряд обязанностей, носящих информационный характер и предусмотренных п. 5 ст. 709, и. 1 ст. 716 и ст. 726 ГК. Подрядчик обязан предупредить заказчика:
- а) о непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки вещи (например, мездра переданного для покраски меха слишком тонка и в результате химической обработки на ней могут появиться дыры);
- б) о возможных неблагоприятных для заказчика последствиях выполнения его указаний о способе исполнения работы (например, заказчик настаивает, чтобы замененное после аварии крыло автомобиля покрасили без грунтовки в течение нескольких часов, так как машина нужна ему завтра. Между тем нарушение технологии приведет к тому, что краска через несколько месяцев будет облезать);
- в) об иных не зависящих от подрядчика обстоятельствах, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок (например, затяжные дожди не позволяют качественно выполнить работы по покраске дома, починке крыши);
- г) о необходимости существенного превышения приблизительной сметы. Статья 709 ГК не содержит прямого предписания об обязанности подрядчика предупредить заказчика об увеличении твердой цены договора при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, однако очевидно, что если подрядчик надеется на возмещение своих фактических затрат, он должен предупредить об этом своего контрагента.
Наконец, подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатами работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора, если это предусмотрено соглашением между ними либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы (ст. 726 ГК).
К правам подрядчика относится право привлечь к исполнению своих договорных обязанностей других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора не вытекает иное. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика, несущего ответственность перед заказчиком за действия субподрядчика, а перед субподрядчиком — за исполнение договорного обязательства заказчиком (п. 3 ст. 706 ГК).
Таким образом, заказчик не вступает в правоотношение с субподрядчиком. Вместе с тем договором или законом может быть установлена и прямая ответственность заказчика и субподрядчика друг перед другом.
Систему генерального подряда надо отличать от ситуации, когда заказчик заключает один договор с несколькими подрядчиками.
Последняя представляет собой обязательство со множественностью лиц на стороне подрядчика, которое в общем виде регулируется ст. 321 и 322 ГК, а применительно к подряду — ст. 707 ГК.
Подрядчик имеет право на оплату своего труда. По общему правилу работа оплачивается после сдачи ее результата при условии, что она выполнена в срок и надлежащим образом (п. 1 ст. 711 ГК).
Законом или договором может быть предусмотрен и иной порядок расчетов. Так, для строительного подряда характерна оплата отдельных этапов работ, строительство объектов для федеральных нужд предполагает авансирование работ до 30% годового лимита капитальных вложений, а в договоре бытового подряда работа иногда оплачивается полностью при заключении договора (например, при заказе проявить фотопленку и напечатать фотографии).
Параграф 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает единые нормы для государственных (федеральных и субъектов Федерации) и муниципальных заказчиков, определяя единый порядок размещения заказов на выполнение подрядных работ как для государственных, так и для муниципальных нужд.
Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд является отдельным видом договора подряда.
В то же время, исходя из характера работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность, соответственно, договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ.
Специальным законом, регулирующим отношения по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Рассмотрим несколько практических примеров.
Установив факты выполнения работ по контрактам и отсутствия оплаты со стороны ответчика, арбитражный суд первой инстанции на основании статей 309, 711, пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации решением от 08.07.2008 удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.09.2008 оставил решение без изменения.
В кассационной жалобе ответчик указал на то, что истец при определении стоимости работ завысил в 3-4 раза трудозатраты на выполнение работ и неправильно определил коэффициент сложности автоматизированных систем.
Из материалов дела усматривалось, что по результатам открытого конкурса Администрация муниципального образования (Заказчик) и Общество (Подрядчик) заключили муниципальные контракты на строительство блочно-модульных котельных для муниципальных учреждений.
По результатам открытого аукциона стороны заключили муниципальный контракт на продолжение работ по строительству теплогенераторной станции для теплоснабжения Дома культуры.
Стоимость подлежащих выполнению работ была согласована сторонами в муниципальных контрактах и соответствовала утверждённому Заказчиком сводному сметному расчету.
В связи с завершением выполненных работ, в адрес ответчика истец направил акты о приёмке выполненных работ по всем объектам и контрактам. Ответчиком указанные акты подписаны не были, а работы не приняты.
Из представленной в дело переписки следовало, что Администрация муниципального образования отказалась от подписания полученных актов, мотивировав это тем, что Подрядчик при определении стоимости выполненных работ завысил размер трудозатрат и неправильно определил коэффициент сложности автоматизированных систем.
В соответствии со статьёй 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счёт средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Из пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных её этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Материалами дела подтверждалось, что объём и стоимость работ были согласованы сторонами при заключении муниципальных контрактов в договоре и сводном сметном расчёте, то есть была установлена твёрдая цена работ (статья 709 Гражданского кодекса Российской Федерации). По рабочим проектам строительства котельных была проведена государственная экспертиза и, соответственно, выданы сводные экспертные заключения.
Суды признали представленные истцом односторонние акты о приёмке выполненных работ надлежащими доказательствами выполнения работ на спорную сумму.
Доводы, касающиеся неправильного определения стоимости выполненных истцом работ в связи с завышением подрядчиком в 3-4 раза трудозатрат на выполнение работ и неправильного определения коэффициента сложности автоматизированных систем, были признаны судами необоснованными, как противоречащие согласованным сторонами в контрактах и сметах условиям о твердой цене работ. В силу пункта 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик не вправе требовать уменьшения твердой цены работ.
Истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что отсутствие у ответчика возможности дальнейшего финансирования по заключённому контракту явилось существенным нарушением контракта.
Между Обществом (истцом) и Администрацией муниципального образования (ответчиком) был заключён муниципальный контракт, в соответствии с которым Общество обязалось продолжить выполнение работ по строительству модульной котельной для теплоснабжения детского сада, а Администрация муниципального образования — принять и оплатить выполненные работы в установленные контрактом порядке и сроки.
По мнению истца, ответчик, несвоевременно оплативший стоимость работ, принятых по актам приёмки, существенно нарушил обязательства муниципального контракта, что явилось, в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для досрочного расторжения муниципального контракта.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом сторона, ссылающаяся на существенное нарушение договора, должна представить суду доказательства его наличия. Сам факт наличия такого нарушения не служит основанием для расторжения договора, если в разумный срок нарушение устранено.
Материалами дела было установлено, что долг за выполненные работы ответчиком был погашен, но работы в полном объеме по контракту не были исполнены.
Порядок финансирования был установлен в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который являлся неотъемлемой частью договора.
Особенности определения размера и порядка финансирования, а также оплаты подрядных работ обусловлены положениями статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и положениями пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Муниципальный контракт заключается по результатам торгов, цена и сроки определяются в соответствии с объявленными условиями торгов и представленными на конкурс предложениями подрядчика, признанного победителем (пункт 2 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации). Торги являются элементом сделки — договора подряда для муниципальных нужд. Поэтому условия, согласованные в результате торгов, необходимо рассматривать как условия муниципального контракта.
Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе стороны согласовали порядок и объём финансирования муниципального контракта за счёт областного бюджета в размере финансирования 100 процентов.
Результаты данного аукциона, как и сам аукцион, заинтересованными лицами не были оспорены.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.07.2008 исковые требования удовлетворены в полном объёме. При принятии судебного акта суд руководствовался статьями 168, 424, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что:
договор подряда являлся ничтожной сделкой, заключённой с нарушением требований статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
факт выполнения работ на спорную сумму был подтверждён материалами дела;
неоплаченная стоимость выполненных работ являлась для ответчика его неосновательным обогащением, подлежащим взысканию на основании норм главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку при заключении договора подряда не были соблюдены требования статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которой указанные в договоре работы могут осуществляться исключительно на основании муниципального контракта, заключённого по результатам конкурса, договор подряда был признан судом ничтожной сделкой.
Представленные истцом в материалы дела документы свидетельствовали о выполнении истцом пуско-наладочных работ систем отопления в 401 квартире жилых домов поселка.
Устанавливая цену работ, которая обычно взимается за аналогичные работы, суд исходил из представленных истцом в материалы дела договоров и прейскуранта цен на услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения.
Однако исходя из материалов дела, суд второй инстанции посчитал неправомерным определение стоимости спорных работ по ценам, указанным в договорах.
Материалы дела свидетельствовали о включении спорных работ в заключённый по результатам конкурса между ответчиком и третьим лицом муниципальный контракт.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель третьего лица пояснил, что истцу на момент заключения договора было известно, что включённые в него работы значились в муниципальном контракте и цена их была значительно ниже той, которая определена договором.
Особенности определения размера, порядка финансирования и оплаты подрядных работ для муниципальных нужд установлены статьёй 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также статьёй 763 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, если, исполняя договор, подрядчик сумел уменьшить фактические расходы без ущерба для качества работы, он сохраняет право на оплату своего труда по цене, предусмотренной договором (п. 1 ст. 710 ГК). Эта норма стимулирует подрядчика к экономному и в то же время качественному выполнению своих обязанностей. Но она выгодна и для заказчика, ибо п. 2 ст. 710 ГК допускает распределение полученной экономии между сторонами, если это предусмотрено договором.
Право на оплату труда подрядчика охраняется еще одной нормой — ст. 712 ГК. Она предоставляет подрядчику возможность удерживать у себя результат работы, а также имущество заказчика (оборудование, материал и др.) до уплаты последним соответствующих сумм.
Аналитика Аналитические обзоры
16 февраля |