Договором подряда может быть предусмотрена обязанность заказчика оплатить работы, выполненные до их приостановления подрядчиком

Случаи приостановки заказчиком работ по договору подряда

Однако, как следует из вопроса, такая оплата не была произведена. Следовательно, заказчиком была нарушена одна из основных его обязанностей, вытекающих из договора подряда.В свою очередь, п. 1 ст. 719 ГК РФ установлено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 ГК РФ).Более того, согласно п. 2 ст.

Приостановка работ заказчиком

Необходимо помнить, что, если работы будут выполнены некачественно, то вы не сможете взыскать с заказчика их стоимость, не имея на руках уведомления о приостановлении и письменных указаний заказчика об их выполнении. 2. Изменение цены работ. Цена работ может быть приблизительной либо твёрдой. Заказчик не вправе уменьшать твёрдую цену, если работы выполнены качественно и в полном объёме.

Особенно это касается государственных и муниципальных заказчиков. Заключая контракты, подрядчики сталкиваются с проблемой, когда заказчик отказывается согласовывать акты выполненных работ, мотивируя это тем, что затраты подрядчика в них завышены и предлагают подписать акты на меньшую сумму. В соответствии с пунктом 4.1.

Приостановка работ по договору подряда

Поскольку в рассматриваемом случае возможность одностороннего расторжения договора подряда по указанным в вопросе причинам самим договором не установлена, то он может быть расторгнут только в случаях, предусмотренных законом или иными нормативными правовыми актами. В связи с этим следует отметить, что ни § 1 главы 37 ГК РФ, в котором содержатся общие положения о договоре подряда, применяющиеся в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ ко всем разновидностям такого договора, если иное не предусмотрено законом, ни § 3 данной главы, посвященный регулированию строительного подряда, не содержат прямых норм, которые предоставляли бы подрядчику право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по причине неоплаты заказчиком одного из этапов предусмотренных договором работ. Вместе с тем следует помнить, что согласно п. 2 ст. 702 ГК РФ и п.

Возможность приостановления производства работ по госконтракту

Поэтому в том случае, если наличие таких препятствий, даже при несоблюдении заказчиком своих обязанностей по оплате, не будет установлено судом, то он может признать приостановление работ или отказ подрядчика от договора неправомерными (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 N 13АП-33297/16).Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, мы не исключаем того, что в рассматриваемом случае неоплата заказчиком очередного этапа выполненных работ может являться основанием для приостановления подрядчиком выполнения работ по последующим этапам и для отказа от договора в целом, если такая неоплата объективно способна воспрепятствовать выполнению последующих этапов работ подрядчиком. Однако окончательное решение по этому вопросу может вынести лишь суд с учетом толкования положений договора подряда по правилам, предусмотренным ст.

Как подрядчику защитить свои интересы с недобросовестными заказчиками?

ГК РФ обязательство по предоставлению банковской гарантии либо дождаться истечения гарантийного срока (момента отпадения оснований выдачи банковской гарантии). Нормы гражданского законодательства, регулирующие сроки исполнения обязательств, направлены на недопущение неопределенности в правоотношениях сторон. Если срок исполнения заказчиком обязательства по оплате работ определяется указанием на действия подрядчика по предоставлению банковской гарантии, то предполагается, что такие действия должны быть совершены подрядчиком в срок, предусмотренный договором, а при его отсутствии – в разумный срок (ст.
314 ГК РФ). В таком случае нет неопределенности в сроке исполнения обязательства по оплате работ, этот срок считается согласованным, а договор в этой части – заключенным.
По смыслу статьи 759 ГК РФ Заказчик обязан обеспечить подрядчика исходными данными (информацией и документацией, необходимой для создания проекта в соответствии с заданием на проектирование). Уведомление подрядчиком заказчика о приостановлении работы в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (Касенов Е 2010) Уведомление подрядчиком заказчика о приостановлении работы в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (Касенов Е.Б.

Подрядчик имеет право:

Как видим, как и в случае с правами и обязанностями заказчика права и обязанности подрядчика более детально проработаны в договоре ООО «Современные кровельные технологии», что объясняется прикладным значением данного договора и обширным практическим опытом разрабатывающих его юристов.

Как правило, работа выполняется иждивением подрядчика, т.е. из его материалов, его силами и средствами (п. 1 ст. 704 ГК). При этом подрядчик отвечает за качество материалов и оборудования, а также за то, чтобы они были свободными от прав третьих лиц (например, не были в залоге или в собственности другого лица). Если работа выполняется из материала заказчика, подрядчик обязан использовать его экономно и расчетливо, а по окончании работы представить отчет о его расходовании и вернуть остаток материала, либо с согласия заказчика оставить неизрасходованный материал у себя и с учетом его стоимости уменьшить цену работы (п. 1 ст. 713 ГК).

Бережное отношение к материалу выражается не только в его правильном расходовании, но и в заботе о его сохранности. Если подрядчик не принял необходимых для этого мер и имущество, переданное ему заказчиком, утрачено или повреждено, он должен возместить причиненные этим убытки (ст. 714, 393 ГК).

По общему правилу подрядчик выполняет работу за свой риск (п. 1 ст. 705 ГК). Прежде всего, это означает, что он не вправе требовать оплаты своего труда, если предмет договора уничтожен или испорчен по не зависящим от подрядчика обстоятельствам (например, в результате стихийного бедствия).

Те же последствия наступают для подрядчика при невозможности окончания работы не по его вине (например, из-за возникшей тяжелой болезни). Если подрядчик выполняет работу своим иждивением, он несет риск случайной гибели или повреждения материалов, оборудования (впрочем, такой же риск в отношении переданного по договору имущества несет и заказчик, будучи его собственником). Если подрядчик просрочил передачу результата работы или заказчик просрочил его приемку, все эти риски несет просрочившая сторона.

Например, заказчик должен явиться к подрядчику за готовым костюмом 1 ноября, а пришел неделю спустя. 4 ноября в квартире подрядчика произошла авария системы центрального отопления и хлынувшая вода сильно испортила сшитый костюм. Хотя вызванные этим убытки относятся к риску, который, по общему правилу, несет подрядчик, но их не было бы у него, если бы заказчик вовремя принял результат работы. Поскольку поведение заказчика небезупречно (он является просрочившей стороной), он должен оплатить работу подрядчика. На подрядчике лежит ряд обязанностей, носящих информационный характер и предусмотренных п. 5 ст. 709, и. 1 ст. 716 и ст. 726 ГК. Подрядчик обязан предупредить заказчика:

  • а) о непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки вещи (например, мездра переданного для покраски меха слишком тонка и в результате химической обработки на ней могут появиться дыры);
  • б) о возможных неблагоприятных для заказчика последствиях выполнения его указаний о способе исполнения работы (например, заказчик настаивает, чтобы замененное после аварии крыло автомобиля покрасили без грунтовки в течение нескольких часов, так как машина нужна ему завтра. Между тем нарушение технологии приведет к тому, что краска через несколько месяцев будет облезать);
  • в) об иных не зависящих от подрядчика обстоятельствах, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок (например, затяжные дожди не позволяют качественно выполнить работы по покраске дома, починке крыши);
  • г) о необходимости существенного превышения приблизительной сметы. Статья 709 ГК не содержит прямого предписания об обязанности подрядчика предупредить заказчика об увеличении твердой цены договора при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, однако очевидно, что если подрядчик надеется на возмещение своих фактических затрат, он должен предупредить об этом своего контрагента.
Это интересно:  Договор купли-продажи коляски

Наконец, подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатами работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора, если это предусмотрено соглашением между ними либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы (ст. 726 ГК).

К правам подрядчика относится право привлечь к исполнению своих договорных обязанностей других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора не вытекает иное. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика, несущего ответственность перед заказчиком за действия субподрядчика, а перед субподрядчиком — за исполнение договорного обязательства заказчиком (п. 3 ст. 706 ГК).

Таким образом, заказчик не вступает в правоотношение с субподрядчиком. Вместе с тем договором или законом может быть установлена и прямая ответственность заказчика и субподрядчика друг перед другом.

Систему генерального подряда надо отличать от ситуации, когда заказчик заключает один договор с несколькими подрядчиками.

Последняя представляет собой обязательство со множественностью лиц на стороне подрядчика, которое в общем виде регулируется ст. 321 и 322 ГК, а применительно к подряду — ст. 707 ГК.

Подрядчик имеет право на оплату своего труда. По общему правилу работа оплачивается после сдачи ее результата при условии, что она выполнена в срок и надлежащим образом (п. 1 ст. 711 ГК).

Законом или договором может быть предусмотрен и иной порядок расчетов. Так, для строительного подряда характерна оплата отдельных этапов работ, строительство объектов для федеральных нужд предполагает авансирование работ до 30% годового лимита капитальных вложений, а в договоре бытового подряда работа иногда оплачивается полностью при заключении договора (например, при заказе проявить фотопленку и напечатать фотографии).

Параграф 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает единые нормы для государственных (федеральных и субъектов Федерации) и муниципальных заказчиков, определяя единый порядок размещения заказов на выполнение подрядных работ как для государственных, так и для муниципальных нужд.

Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд является отдельным видом договора подряда.

В то же время, исходя из характера работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность, соответственно, договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ.

Специальным законом, регулирующим отношения по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Рассмотрим несколько практических примеров.

Установив факты выполнения работ по контрактам и отсутствия оплаты со стороны ответчика, арбитражный суд первой инстанции на основании статей 309, 711, пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации решением от 08.07.2008 удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.09.2008 оставил решение без изменения.

В кассационной жалобе ответчик указал на то, что истец при определении стоимости работ завысил в 3-4 раза трудозатраты на выполнение работ и неправильно определил коэффициент сложности автоматизированных систем.

Из материалов дела усматривалось, что по результатам открытого конкурса Администрация муниципального образования (Заказчик) и Общество (Подрядчик) заключили муниципальные контракты на строительство блочно-модульных котельных для муниципальных учреждений.

По результатам открытого аукциона стороны заключили муниципальный контракт на продолжение работ по строительству теплогенераторной станции для теплоснабжения Дома культуры.

Стоимость подлежащих выполнению работ была согласована сторонами в муниципальных контрактах и соответствовала утверждённому Заказчиком сводному сметному расчету.

В связи с завершением выполненных работ, в адрес ответчика истец направил акты о приёмке выполненных работ по всем объектам и контрактам. Ответчиком указанные акты подписаны не были, а работы не приняты.

Из представленной в дело переписки следовало, что Администрация муниципального образования отказалась от подписания полученных актов, мотивировав это тем, что Подрядчик при определении стоимости выполненных работ завысил размер трудозатрат и неправильно определил коэффициент сложности автоматизированных систем.

В соответствии со статьёй 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счёт средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Из пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных её этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Материалами дела подтверждалось, что объём и стоимость работ были согласованы сторонами при заключении муниципальных контрактов в договоре и сводном сметном расчёте, то есть была установлена твёрдая цена работ (статья 709 Гражданского кодекса Российской Федерации). По рабочим проектам строительства котельных была проведена государственная экспертиза и, соответственно, выданы сводные экспертные заключения.

Суды признали представленные истцом односторонние акты о приёмке выполненных работ надлежащими доказательствами выполнения работ на спорную сумму.

Доводы, касающиеся неправильного определения стоимости выполненных истцом работ в связи с завышением подрядчиком в 3-4 раза трудозатрат на выполнение работ и неправильного определения коэффициента сложности автоматизированных систем, были признаны судами необоснованными, как противоречащие согласованным сторонами в контрактах и сметах условиям о твердой цене работ. В силу пункта 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик не вправе требовать уменьшения твердой цены работ.

Истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что отсутствие у ответчика возможности дальнейшего финансирования по заключённому контракту явилось существенным нарушением контракта.

Между Обществом (истцом) и Администрацией муниципального образования (ответчиком) был заключён муниципальный контракт, в соответствии с которым Общество обязалось продолжить выполнение работ по строительству модульной котельной для теплоснабжения детского сада, а Администрация муниципального образования — принять и оплатить выполненные работы в установленные контрактом порядке и сроки.

Это интересно:  Договор купли-продажи сурчины

По мнению истца, ответчик, несвоевременно оплативший стоимость работ, принятых по актам приёмки, существенно нарушил обязательства муниципального контракта, что явилось, в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для досрочного расторжения муниципального контракта.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом сторона, ссылающаяся на существенное нарушение договора, должна представить суду доказательства его наличия. Сам факт наличия такого нарушения не служит основанием для расторжения договора, если в разумный срок нарушение устранено.

Материалами дела было установлено, что долг за выполненные работы ответчиком был погашен, но работы в полном объеме по контракту не были исполнены.

Порядок финансирования был установлен в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который являлся неотъемлемой частью договора.

Особенности определения размера и порядка финансирования, а также оплаты подрядных работ обусловлены положениями статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и положениями пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Муниципальный контракт заключается по результатам торгов, цена и сроки определяются в соответствии с объявленными условиями торгов и представленными на конкурс предложениями подрядчика, признанного победителем (пункт 2 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации). Торги являются элементом сделки — договора подряда для муниципальных нужд. Поэтому условия, согласованные в результате торгов, необходимо рассматривать как условия муниципального контракта.

Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе стороны согласовали порядок и объём финансирования муниципального контракта за счёт областного бюджета в размере финансирования 100 процентов.

Результаты данного аукциона, как и сам аукцион, заинтересованными лицами не были оспорены.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.07.2008 исковые требования удовлетворены в полном объёме. При принятии судебного акта суд руководствовался статьями 168, 424, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что:

договор подряда являлся ничтожной сделкой, заключённой с нарушением требований статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

факт выполнения работ на спорную сумму был подтверждён материалами дела;

неоплаченная стоимость выполненных работ являлась для ответчика его неосновательным обогащением, подлежащим взысканию на основании норм главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку при заключении договора подряда не были соблюдены требования статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которой указанные в договоре работы могут осуществляться исключительно на основании муниципального контракта, заключённого по результатам конкурса, договор подряда был признан судом ничтожной сделкой.

Представленные истцом в материалы дела документы свидетельствовали о выполнении истцом пуско-наладочных работ систем отопления в 401 квартире жилых домов поселка.

Устанавливая цену работ, которая обычно взимается за аналогичные работы, суд исходил из представленных истцом в материалы дела договоров и прейскуранта цен на услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения.

Однако исходя из материалов дела, суд второй инстанции посчитал неправомерным определение стоимости спорных работ по ценам, указанным в договорах.

Материалы дела свидетельствовали о включении спорных работ в заключённый по результатам конкурса между ответчиком и третьим лицом муниципальный контракт.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель третьего лица пояснил, что истцу на момент заключения договора было известно, что включённые в него работы значились в муниципальном контракте и цена их была значительно ниже той, которая определена договором.

Особенности определения размера, порядка финансирования и оплаты подрядных работ для муниципальных нужд установлены статьёй 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также статьёй 763 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, если, исполняя договор, подрядчик сумел уменьшить фактические расходы без ущерба для качества работы, он сохраняет право на оплату своего труда по цене, предусмотренной договором (п. 1 ст. 710 ГК). Эта норма стимулирует подрядчика к экономному и в то же время качественному выполнению своих обязанностей. Но она выгодна и для заказчика, ибо п. 2 ст. 710 ГК допускает распределение полученной экономии между сторонами, если это предусмотрено договором.

Право на оплату труда подрядчика охраняется еще одной нормой — ст. 712 ГК. Она предоставляет подрядчику возможность удерживать у себя результат работы, а также имущество заказчика (оборудование, материал и др.) до уплаты последним соответствующих сумм.

Аналитика Аналитические обзоры

Сам по себе факт выполнения подрядчиком работ не влечет возникновения у заказчика обязанности оплатить их результат (ВС РФ рассмотрел очередной спор по госконтракту)

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Сходным образом определен предмет договора строительного подряда, а также контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Так, согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику , а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Президиум ВАС РФ в пункте 8 Обзора практики разрешения споров по договору строительного подряда (Информационное письмо от 24.01.2000 № 51) разъяснил, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.

Примечательно, что дело, положенное в основу данного Обзора 15-летней давности, возникло по спору об оплате работ, выполненных для нужд отдела народного образования. При разрешении данного спора было установлено, что подрядчик не известил заказчика о завершении работ по договору и не вызвал его для участия в приемке результата работ . Поэтому подрядчик не мог ссылаться на отказ заказчика от исполнения договорного обязательства по приемке работ и требовать их оплаты на основании одностороннего акта сдачи результата работ, так как фактически объект в установленном порядке заказчику не передавался.

Обязанность подрядчика известить заказчика о готовности результата выполненных по договору строительного подряда работ (либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ) следует из пункта 1 статьи 753 ГК РФ. Выполнение подрядчиком этой обязанности влечет возникновение у заказчика, получившего соответствующее извещение, обязанности немедленно приступить к приемке результата выполненных работ.

Впоследствии Президиум ВАС РФ неоднократно подтверждал изложенное в пункте 8 Информационного письма от 24.01.2000 № 51 толкование норм гражданского законодательства о подряде (напр.: постановления от 09.03.2011 № 13765/10 ; от 27.07.2011 № 2918/11 ; от 27.03.2012 № 12888/11 ; от 23.07.2013 № 4030/13 ), отмечая, что риски неисполнения обязанности по организации и осуществлению приемки результата работ по умолчанию несет заказчик, в связи с чем уклонение заказчика от приемки результата работ не должно освобождать его от их оплаты (постановление от 03.12.2013 № 10147/13 ).

Письменный акт приемки результата выполненных работ, оформление которого предусмотрено пунктом 4 статьи 753 ГК РФ, Президиум ВАС РФ квалифицировал в качестве одного из доказательств, подтверждающих факт выполнения работ, не являющегося при этом единственным доказательством (постановление от 09.10.2012 № 5150/12 ).

Как следует из обстоятельств данного дела, между Администрацией сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (Администрация, ответчик, заказчик) и ООО «СпецЭлектроМонтаж» (общество, истец, подрядчик) был заключен муниципальный контракт, по условиям которого подрядчик в установленный контрактом срок обязался выполнить капитальный ремонт сетей уличного освещения в соответствии с утвержденным техническим заданием, ведомостью объемов работ, согласно графику производства работ, а заказчик обязался оплатить выполненные работы.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 и постановлением ФАС Уральского округа от 26.06.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация обратилась в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ с кассационной жалобой, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, в частности статей 720 и 753 ГК РФ.

Отменяя принятые по делу судебные акты и отказывая подрядчику в удовлетворении заявленных требований, ВС РФ указал, что согласно статье 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В данном случае контрактом была предусмотрена оплата работ по факту их выполнения надлежащим образом и в согласованные сроки после подписания акта сдачи-приемки работ по форме КС-2. Выполнение отдельных этапов работ и оплата работ по частям контрактом предусмотрены не были. На прекращение договорных обязательств по каким-либо основаниям Общество в обоснование требований, предъявленных к Администрации, не ссылалось. При таких обстоятельствах и действующем контракте подрядчик не вправе требовать оплаты за часть выполненных по контракту работ.

Кроме того, ВС РФ отметил, что акт проверки исполнения муниципального контракта не является актом сдачи-приемки выполненных работ в смысле статей 720, 753 ГК РФ.

Подход, примененный ВС РФ при разрешении данного дела , влечет для подрядчиков (в том числе по контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд) необходимость обращать самое пристальное внимание на соблюдение предусмотренного законом порядка сдачи заказчику результата выполненных работ (в том числе при досрочном прекращении контракта). Преждевременное же обращение с требованием в суд в дальнейшем может создать дополнительные сложности. Так, например, при вынесении постановления от 09.10.2012 № 5150/12 Президиум ВАС РФ признал повторное требование подрядчика (предъявленное в суд после оформления им одностороннего акта приемки по правилам пункта 4 статьи 753 ГК РФ) тождественным ранее заявленному и прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Порядок приостановки работ по договору подряда

Уведомление о приостановке работ в случае невозможности продолжения работ

Работы, производимые при реализации подрядных отношений, часто носят сложный или длительный характер. В процессе их выполнения может выясниться наличие существенных для получения результата и его качества обстоятельств, указанных в ст. 716 ГК РФ:

  • материалы, техника, документация, относящиеся к порядку выполнения действий, сама вещь, переданная для изменения ее характеристик, не могут быть по тем или иным причинам использованы в процессе работ (например, они более низкого качества, чем требуется, или не подходят по техническим причинам);
  • данные заказчиком указания о способе организации производственного процесса могут привести к серьезным негативным последствиям;
  • возникли иные существенные обстоятельства, которые могут повлиять на прочность или годность создаваемого объекта или же приведут к тому, что заказ не будет выполнен вовремя.

Порядок направления уведомления о приостановке работ

Выявив наличие этих факторов, подрядчик обязан прекратить любую деятельность на объекте и направить заказчику уведомление о приостановке работ по договору подряда с просьбой разъяснить его дальнейшие шаги. Уведомление направляется:

  • или в порядке, предусмотренном договором для направления уведомлений (например, письмом в рамках электронного документооборота);
  • или же, если такой порядок не предусмотрен, письмом с уведомлением о вручении, которое позволит в случае спора доказать соблюдение порядка уведомления.

Ответ, согласно п. 2 ст. 716 ГК РФ, должен быть получен или в срок, прямо указанный сторонами в соглашении, или в разумный срок. В обязанности заказчика в этот период консервации входит устранение неблагоприятных обстоятельств или замена некачественных материалов или техники.

Приостановка работы по договору подряда при невыполнении встречных обязательств заказчиком

Иная ситуация рассмотрена в п. 1 ст. 719 ГК РФ. Подрядчик вправе приостановить работу:

  • если заказчик своевременно не предоставил ему необходимое материально-техническое обеспечение и это препятствует дальнейшей работе;
  • или если есть иные существенные данные, которые свидетельствуют о том, что эти обязанности не будут выполнены.

Закон прямо не предусматривает направление уведомления в этом случае, но практика пришла к необходимости составления акта о приостановлении. Акт может быть односторонним или двухсторонним. Для строительного подряда существует рекомендуемый унифицированный формат акта (КС-11), он введен постановлением Госкомстата от 11.11.1999 № 100. Но дополнительное к акту уведомление снизит риск начисления штрафных санкций.

Возможна ли приостановка работ заказчиком по договору подряда? По логике указанных статей заказчик вправе подтвердить решение подрядчика о приостановке работ и установить срок исполнения или надлежащего исполнения встречного обязательства. Таким образом, продолжительность периода вынужденной консервации производственного процесса становится обоюдным решением. Одностороннее решение заказчика о приостановлении работ законом не предусмотрено.

Соглашение о приостановке работ по договору подряда

Необходимо ли заключать специальное соглашение о приостановке работ по договору подряда?

В случае, регулируемом ст. 716 ГК РФ, из логики последней вытекает, что ответ на уведомление подрядчика должен содержать некие указания, которые станут основанием для изменения части условий договора:

  • сдвига сроков;
  • изменения технической документации;
  • предоставления иных материалов.

Изменение условий договора в любом случае должно привести к составлению дополнительного соглашения.

В случае, регулируемом ст. 719 ГК РФ, прямо не требуется составление уведомления и допсоглашения. Однако чтобы подрядчик не воспользовался своим правом отказаться от исполнения договора, ему должны быть даны гарантии выполнения встречных обязательств заказчиком, и таковые можно описать именно в дополнительном соглашении. Прочитать о порядке составления документов такого рода можно в статье «Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора».

Приостановка работ по договору подряда подрядчиком призвана решить одну из двух задач: исключить возможность продолжения работы заведомо с низким качеством или же вынудить заказчика исполнить встречные обязательства. В обоих случаях требуется соблюдение порядка уведомления. Как составить договор строительного подряда читайте в статье Договор подряда на выполнение строительных работ — образец.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, www.vegaslex.ru, rusjurist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
16
февраля