Стадии детских рисунков

Стадии развития детских рисунков.

В 1947 Виктор Лауэнфельд издал книгу Творческий и Умственный Рост, в котором он соединил интеллектуальный рост, психосоциологические стадии развития, и шесть стадий развития в детских рисунках. На основании определения этих 6 стадий развития ребенка и его рисунков, была создана художественная терапия.

 

Художественная Терапия – терапевтическое использование процесса создания произведения (ну, у кого как получается)) искусства, чтобы искоренить причины проблем и добиться роста в профессиональной деятельности.

Бетти Эдвардс разработала уникальную методику, по которой любой человек может научиться рисовать. Методика основывается на развитии правого полушария, т.к. именно оно отвечает за творческие процессы. Многие, кому книга Бетти Эдвардс попадалась в руки, были поражены тем, насколько интересно она преподносит свою методику. Одна часть книги – яркие рассказы о том, как работает мозг человека и о том, почему правое полушарие у многих сильно отстает от левого. По мнению исследователей и самой Бетти, в этом причина многих заблуждений в отношении способностей человека. Одно из таких заблуждений – что рисовать могут только те, у кого есть к этому склонность или одаренность. Об этом другая часть книги. По мнению Бетти – рисование – это процесс не более сложный, чем чтение. Только за чтение отвечает левое полушарие, которое у большинства является доминирующим, а за умение рисовать – правое, которое многие привыкли не использовать.

2 года.

 
мнение  Виктора Лауэнфельд  Стадия каракулей.

Сначала беспорядочные каракули – просто выражения приятной кинестетической деятельности, без попыток описания визуального мира. При этом демонстрируют понимание образца и роста ручной и глазной координации. После шести месяцев каракули становятся более аккуратны, поскольку дети становятся более вовлеченными в жизненные процессы. Скоро они начинают давать названия своим каракулям, что очень важная ступенька в развитии личности.

мнение Бетти Эдвардс (Betty Edwards)

Случайные каракули начинаются в полтора года, но весьма быстро они приобретают определенные формы. Первым появляется круглое движение, потому что оно самое естественное от природы.

3 – 4 года.

 

мнение Виктора Лауэнфельд (Victor Lowenfeld) Предсхематическая стадия.

Сначала сознательное создание формы происходит примерно в 3 года и обеспечивает материальный отчет интеллектуальных процессов ребенка. Первая представительная попытка – человек, обычно с кругом для головы и двумя вертикальными линиями для ног. Позже развиваются другие детали рисунка, весьма четко определяемые и часто детально прорисованные. Дети непрерывно ищут новые понятия, таким образом символы постоянно изменяются.

мнение Бетти Эдвардс (Betty Edwards)

3 года. Стадия символов. После недель наброска дети делают открытие искусства: нарисованный символ может обозначать реальную вещь в окружающей среде. Круглая форма становится универсальным символом почти для всего. Более поздние символы становятся более сложными, отражая наблюдения ребенка относительно мира вокруг него.

4 года. Картины, которые рассказывают истории. В четыре или пять, ребенок начинает рассказывать истории или решать проблему, рисуя ее, изменяя канонические формы на рисунке в соответствии с необходимостью рассказать об источнике неприятностей. Часто, как только проблема выражена в рисунке, ребенок становиться более уверенным в том, что справиться с нею.

6 лет.

 

мнение Виктора Лауэнфельд (Victor Lowenfeld) Схематическая стадия.

Ребенок способен изобразить «схему», определенный способ нарисовать объект, хотя в некоторых деталях будут изменения, именно в тех, что столь важны ему сейчас. Схема представляет активное знание ребенка предмета. На данном этапе, четко определено положение частей рисунка в пространстве: все находится на одной линии.

мнение Бетти Эдвардс (Betty Edwards) Пейзаж.

В пять или шесть лет дети могут изобразить ряд символов, чтобы создать пейзаж, который в конечном счете становится единственной композицией, повторенной бесконечно. Синяя линия и солнце наверху страницы и зеленая линия в основании становятся символическими представлениями неба и земли. Пейзажи прорисовываются тщательно, как будто удаление любой из частей пейзажа изменило бы картину кардинально.

8 – 10 лет.

 

мнение Виктора Лауэнфельд (Victor Lowenfeld) Стадия бригады: рассветающий реализм.

Ребенок находит, что схематическое обобщение больше не достаточно, чтобы выразить действительность. Эта начало отображения вещей как они действительно выглядят. Обычно выражается большим количеством деталей для отдельных частей, но до натурализма в рисунке еще далеко. Пространство рисунка использовано с перекрыванием на объектах в рисунках и линии горизонта, одна линия расположения предметов отсутствует. Дети начинают сравнивать свою работу и становиться более критически настроенными по отношению к этому. В то время как они более независимы от взрослых, они более стремятся соответствовать своей точке зрения.

мнение Бетти Эдвардс (Betty Edwards) Пейзаж.

8 лет. Стадия сложности. В девять или десять лет дети пробуют за большее количество деталей, надеясь достигнуть большего реализма, добиться победы в этом. Смотря на рисунок ребенка и видя что там изображено, можно точно определить что волнует, занимает его в данный момент, особенно танки, динозавры, супергерои, и т.д. для мальчиков; куколки, лошадки, пейзажи, и т.д. для девочек.

10 лет. Стадия реализма. Страсть к реализму находится в полном расцвете. Когда рисунки «не выходят правильно» (выглядят реальными), они обращаются за помощью, чтобы все-таки изобразить предмет реалистично, так как он действительно выглядит. Изучая перспективу, делая попытки нарисовать в перспективе, ребенок проходит еще одну стадию своего развития.

12 лет.

 

мнение Виктора Лауэнфельд (Victor Lowenfeld) Псевдо – натуралистическая стадия.

Эта стадия отмечает конец рисования как просто еще одного вида деятельности, поскольку дети все более и более критически настроены по отношению к своим рисункам. Цель рисования теперь – конечный рисунок, а не процесс, поскольку они дети стремятся создать натуралистические рисунки, таким, как их нарисовал взрослый человек. Свет и тень, сгибы, и движение с переменным успехом выводятся на бумаге. Пространство рисунка определено как трехмерное, ребенок понимает перспективу и умеет уменьшить размер объектов, которые находятся на удалениидальше.

мнение Бетти Эдвардс (Betty Edwards) Кризисный период.

Начало юности отмечает конец артистического развития среди большинства детей, из-за расстройства при расхождении их взгляда на вещи и того, как они реально выглядят. Те, кому действительно удается выдержать кризис и изучить «тайну» рисунка, увлекутся рисованием. Эдвардс полагает, что надлежащие обучающие методы помогут детям учиться видеть и рисовать, смогут предотвратить этот кризис.

14 – 16 лет.

 

мнение Виктора Лауэнфельд (Victor Lowenfeld) Период решения.

Искусство на этой стадии жизни – оставлено в покое. Если не принять сознательное решение и продолжать учиться рисовать, естественное развитие прекратится. Молодые люди точно знают, что их рисунок незрел и легко расстраиваются. Решение Лауэнфельда состоит в том, чтобы расширить их знания об искусства, включая в занятия другие художественные искусства, помимо живописи (архитектура, дизайн интерьера, ремесла, и т.д.)




Детская психология знает множество способов узнать, что творится на душе у ребенка, что его беспокоит или, наоборот, радует. Однако, к сожалению, большинство из подобных способов доступны только профессиональным психологам. Тем не менее, существует ряд методик, для которых психологическое образование совсем необязательно, а это значит, что любой родитель сможет использовать их, чтобы получше узнать свое чадо.

Что же для этого нужно сделать? Все очень просто: понаблюдайте за рисунками вашего ребенка, поверьте, они хранят множество секретов и, порою, могут рассказать гораздо больше, нежели сам малыш. Большинство детей очень любят рисовать, выводя человечков, деревья, птичек они не просто выражают себя, но и предоставляют множество важной для воспитания малыша информации, засекреченной в рисунках. Профессиональные психологи, занимающиеся этим типом проектной деятельности способны растрактовать практически любую деталь рисунка. Мы же не будем требовать от вас, родителей, подобной точности, а, всего лишь, дадим несколько общих советов по изучению творений вашего чада.

Итак, шаг первый. Обратите внимание на общую цветовую гамму рисунка.

Даже непрофессионалу ясно, что если преобладают яркие и радостные цвета, то, скорее всего, ребенок чувствует себя отлично, и все у него в порядке.

Если же ваш малыш отдал предпочтение более темным тонам, не стоит сразу же начинать беспокоиться и расспрашивать чадо, что же с ним случилось. Лучше обратите внимание на непосредственный сюжет картины. Возможно, вашего малыша вдохновила лунная ночь или же он решил нарисовать зимний лес. Но если сюжет рисунка несет ярко выраженный агрессивный характер, возможно, вам стоит понаблюдать за вашим ребенком, а также ограничить просмотр боевиков и фильмов в стиле экшн.

Как правило, дети рисуют то, что их больше всего интересует, то, что занимает больше всего места в их жизни. Поэтому практически все психологи сходятся на мнении, что одним из наиболее важных для анализа сюжетов является портрет семьи. В центре рисунка будут находиться те, кого малыш считает самыми главными в его жизни. Чем больше будет размер нарисованной фигуры, тем большее значение имеет этот человек для вашего ребенка. Также обратите внимание, всех ли членов семьи нарисовал ваш юный художник, возможно, тем, кто остался за границами рисунка, стоит уделять большее время для общения с ним и попытаться настроить с малышом контакт. Если у вас есть возможность наблюдать за самим процессом рисования, не забудьте запомнить, кого ребенок начал рисовать первыми. По порядку очередности можно судить о степени важности для него этих людей.

Конечно, есть еще множество факторов, которые принимают во внимание психологи, профессионально занимающиеся данным методом тестирования. Однако для начала работы с детскими рисунками вполне достаточно материала, изложенного в этой статье. Следуя простым инструкциям, вы сможете приподнять завесу над внутренним миром ребенка, и получше узнать своего сына или дочку.

 

Парадокс роли родителя в том, что всегда готовишься не к тому, что на самом деле происходит. Когда ребенок только планирует появиться, кажется, что функции родителя – в неторопливой нежности и заботе, на деле же первые месяцы жизни нового члена семьи превращают родителей в стремительных роботов-домохозяек. Как только вы смиряетесь с порабощением вашего личного времени и привыкаете менять подгузники с закрытыми глазами, не отвлекаясь от плиты, оказывается, что ребенок уже вырос из ваших простых навыков и нужно все начинать сначала.

Не успеют мама и папа осилить программу начальной школы, как надо уже готовиться к ЕГЭ, только родители выучат имен персонажей South Park, как он выйдет из моды – и так без конца. При очевидной разнице в возрасте не ребенок догоняет родителей, а они его, и этот бесконечный бег по кругу вымотал бы кого угодно, если бы ни одна деталь – любовь и нежность, ради которых вся суета и была затеяна.

Переход в статус мамы и папы – серьезный стресс для родителей в любом возрасте, перекраивающий всю их жизнь и привычки, а часто и ценности. Работать над собой, чтобы стать настоящим родителем – любящим и честным – приходится гораздо больше, чем над ребенком. В диалоге с маленьким человеком всегда проиграет родитель, терзаемый собственными комплексами и страхами, поэтому так важно стараться не допускать ошибок, выполняя эту серьезную роль.

Мгновенно выработать стратегию родительского поведения редко кому удается – конечно, бывают люди, буквально созданные для этой роли, которые спокойно и естественно реагируют на любые «детские» ситуации, но большинство родителей теряются и паникуют. Те истории, в которых они сами еще не до конца разобрались, теперь требуют от родителей участия в роли арбитра – есть от чего запаниковать. И, знаете, все родители не одиноки в своих терзаниях – как ни уникальны наши дети, а сценарии детско-родительских отношений и ситуации, в которые умудряются попадать наши детки, почти всегда очень похожи друг на друга. Научиться использовать чужой опыт и не наступать на уже натертые миллионами ног грабли – вот искусство настоящего родителя.

Изучив тактику других мам и пап, разобрав планы миротворческих родительских операций и прочитав секретные стенограммы семейных советов, можно с удивлением узнать, что все общение с ребенком и его воспитание укладывается в некоторые поведенческие схемы, на которые нужно нанизывать свои ценности, желания и особенности каждого ребенка. Прилаживая эти схемы на свою уникальную семью, мы и завариваем тот питательный раствор, в котором проявится все самое лучшее в нашем ребенке.

Как мне кажется, оценить результаты родительской работы над собой очень несложно – достаточно посмотреть, как чувствуют и ведут себя их дети. Дети бывают самыми разными – активными или стеснительными, хулиганистыми или спокойными, серьезными или легкомысленными, но дети, над чьим воспитанием работали ответственные любящие родители, всегда счастливы и всегда адекватны миру. Научить ребенка не просто читать и считать, а живо воспринимать мир и понимать, что он значит в этом мире – вот настоящая победа родителей.                                                                                                                                                           (Бетти Эдвардс . По материалам её книг)