Техника самопознания Юнга: мандала

У Юнга было две знаменитые тетради, первую он называл «Чёрная книга» и она представляла собой нечто вроде ежедневника Молескин, а вторая тетрадь была «Красной книгой». В ней содержится наибольшая часть знаменитых рисунков Юнга с изображением Мандалы.

 

Вот эта вот «Красная книга» была похожа на настоящий средневековый фолиант — у неё был переплёт из настоящего сафьяна, и Юнг, когда писал в ней, стилизовал свои буквы и оформление под «готику». Понятно,что он любил свою Красную Книгу больше других.

Наверное, у каждого человека должны быть такие тетради. Работая в своих ежедневниках — ежедневно, Юнг создал много открытий, ведь творческую атмосферу пишущему человеку порождает — его тетрадь. Это тот минимум, который у творческого человека должен быть, даже если нет кабинета, письменного стола, дома, родины...

Недаром Цветаева писала в своих дневниках: «Если у меня спросят —Россия или мои тетради, я знаю, что выберу. Поэта без его тетрадей нет».

Итак, ежедневная работа в Красной Книге подвигла Юнга на изобретение замечательной психотерапевтической техники. Как и все рисуночные техники она обоюдоострая:

-во-первых, служит целям диагностики (позволяет себя понять и увидеть со стороны целостную картину своей проблемы, «затыка»),

-и во-вторых, оказывает терапевтический эффект — лечит состояние угнетённости по ходу ежедневного рисования.

Кто его знает — возможно, что терапевтический эффект наступает сразу тогда, когда ты «себя понял». Ну а «понять себя» помогает — мандала.

Вот, что пишет Юнг в своей знаменитой книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»                                 

«Вообще, я понял тогда, что ничто так не меняет нашу жизнь как язык. Ущербный язык делает жизнь неполной и ущербной».

Это Юнг имел в виду то, что он переходит от слов — к рисункам, к пиктограммам. И вот его излюбленной пиктограммой (ежедневным почти) трудом становится набросок, чертёж мандалы. Юнг умел рисовать, как и все люди его поколения, поэтому нам с вами я советую не стесняться прибегать порой к технике коллажа, если не получается рисовать что-то, что нравится самомуи «о чём-то говорит» — каждый день.

И вот, что у него получилось:

«Каждое утро я рисовал в записной книжке маленький кружок - -мандалу .которое в тот момент выражала моё внутреннее состояние. Эти рисунки давали мне возможность видеть, что происходило с моею психикой день ото дня».

И вот, наконец, Юнг приходит к очередному открытию, он понимает, что Мандала — это идеальный чертёж нашего с вами внутреннего мира.

 

«Мандала — это внутренняя цельность, которая стремится к гармонии и не терпит самообмана»

Самообмана она действительно не терпит, поэтому если в какой-то день рисуются разорванные безобразные тревожные рисунки с нарушенной симметрией и гармонией — то такие рисунки и надо рисовать. Они не только показывают на языке символов — что с вами,но и оказывают эффект терапевтический, как мы уже и говорили.

В конце-концов, Юнг понял, что его детище, его главный архетип — Самость может быть лучше всего выражен через мандалу.

Куда мы идём?

Конечно то, что Юнг выбрал для эмблему своей любимой Самости — рисунок «мандала», это не бог весть какой прорыв в науке. На самом деле Юнг осенило более по-крупному. И вот с этой мыслью я хочу с вами поделиться, внимание.

Раньше, как и все мы, Юнг полагал, что развитие человека, ход его личности, его биографии и т.д., можно условно представить как график в виде стрелки, вектора, линии, стремящейся куда-то «туда», за горизонт, в место под названием «Вперёд».

И вот тут, рисуя свои мандалы, Юнг понял — нет!..                                                                            

  

Развитие человека идёт не по направлению к пункту Условный «Вперёд»!

«Когда я начал рисовать мандалы, я заметил, что всё, все пути, которыми я шёл, все шаги, которые я делал, вели не вперёд, а— НАЗАД, к некоему исходному Центру».

Юнг мог рисовать мандалы, в центре которых находился золотой дворец. У него и чернила были,и навык делать скетчи, наброски. У вас есть масса вариантов, как делать свои мандалы «говорящими».

Но вот вам ещё одна техника самоанализа из арсенала психотерапевтических техник Юнга.

Рисуя мандалы, Юнг поехал в морю (у него умерла жена) и в пасмурные непогодные дни бродил по берегу, часто безлюдному. И вот там-то он вспомнил, что мальчишкой любил строить целые города из камней, песка, грязи.

Причём города эти имели средневековую — радиальную форму, то есть представляли собой ту же мандалу — круг.

Работая с камнями и грязью, которой вместо цемента скреплялись камни, Юнг выстроил не одну трёхмерную мандалу, из тех, что не вошли в его «Красную Книгу».

Он рассказывает — как окончилась эта его практика с мандалами-городами из камней. Поставив в центре своего города храм, Юнг искал камень для «алтаря».

Когда камень был найден, послушание, которое Юнг возложил сам на себя, было окончено.

Работая, этот великий психиатр позволял иногда задавать себе вопрос: «Куда ведёт меня эта работа?», но мгновенного исчерпывающего ответа не требовал.

 Задавайте себе этот вопрос и вы.                                                

 

Раскрашивая мандалы, человек погружается в гармонию и спокойствие. Мандала - это модель мира, которую каждый человек создает себе сам.

Работа с мандалой

Желательно распечатать мандалу и наклеить ее на более жесткий материал (картон), а сзади сделать подставку. Это позволит вам ставить мандалу куда угодно и регулировать угол отклонения рисунка от вас.  

Когда вы работаете с мандалой, желательно чтобы вас никто не беспокоил. Это не займет у вас к тому много времени, максимум 10-15 минут в день в любое свободное время. 

Этапы работы:

  1. Поставьте мандалу перед собой, можно на стол, если вы сидите на стуле.; на пол, если вы сидите на полу.
  2. Вы начинаете смотреть в центр мандалы. Вы сосредотачиваете свое внимание на центре. Сосредоточенность в центре мандалы тесно примыкает к процессу очищения ума и тела. Это концентрация рассеивающихся <зрений>, фокусирование их на одной центральной точке. Процесс концентрации - это постепенное отстранение от всех тревог и привязанностей, стремление сфокусировать свое сознание и удерживать его в устойчивом состоянии. Постарайтесь не моргать, так как моргание сбивает тот поток информации, который поступает.
  3. В процессе смотрения в центр мандалы вы добиваетесь того, чтобы вы видели всю картинку целиком, за счет включения периферического зрения. Вы не перемещается глаза туда-сюда, что ее рассмотреть. Вы наоборот, фиксируя взгляд в одной точке (центр мандалы), видите всю ее в целом.
  4. Далее вы ждете, когда начнут появляться различные визуальные эффекты. Они очень индивидуальны. Например, это может быть:

- появление объема у рисунка;

 - затемнение рисунка по краям и яркое прояснение в центре (эффект туннельного зрения);

 -одна фигура начинает превалировать, как бы перекрывать другие;

 - цветовая игра и др.

 На все эти 4 этапа уйдет не более 2-х минут.

  1. Вы закрываете глаза и смотрите в то пространство, которое будет отрываться перед вами в ожидании того, что вы увидите проекцию мандалы. Разглядываете мандалу до того момента, пока она не начнет исчезать.
  1. Можете все повторить заново.

Если вы уже натренировались в воспроизведении мандалы с закрытыми глазами, то вы можете немного изменить ход эксперимента.

На 5-м этапе вы не закрываете глаза, а просто переводите взгляд на однотонно окрашенную стену и ждете , пока образ спроецируется туда.

 Мандала как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв, будд. Будды, бодхисаттвы и боги держат в руках ритуальные атрибуты. Эти предметы, так же как формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного будды или бодхисаттвы также соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность, или просветлённая активность, связана с какой-либо из пяти чистых мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного Пробуждения. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств.

 У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы - ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый - востоку, желтый - югу, красный - западу, зеленый - северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд - главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый - Акшобхье, желтый - Ратнасамбхаве, красный - Амитабхе, зеленый - Амогхасиддхе.