Метафорические Ассоциативные Карты – инструмент в моей работе

Карты очень быстро помогают прояснить и осознать актуальные переживания, незавершенные внутренние процессы, разъяснить волнующие вопросы. Использование карт для обращения к ситуации через метафору, создает творческую атмосферу, открывающую широкие возможности для поиска и моделирования решения. Они помогают разобраться в психологических причинах происходящих с человеком событий и найти решение для сложных ситуаций, запускают внутренние процессы самоисцеления и возможности найти свой уникальный путь выхода из кризиса.

 

Идея К.Юнга о символизме образа в процессе индивидуального развития. К.Юнг отмечал (1996; 271-274), что любой образ в определенной степени архетипичен и является способом самовыражения бессознательного в символической форме. В образах, продуцируемых личностью, содержатся не только личностные ассоциации, связанные с индивидуальным опытом.

В символике отражаются архетипические  образы, имеющие общечеловеческое значение, мифологическое по своей природе, употребление которого индивидуально. К.Юнг отмечал, что в памяти взрослого человека сохраняются мифологические образы сказок, мифов,  которые в бессознательном связываются с личностной историей. Индивидуальное  значение символа часто не осознается личностью и подменяется общеупотребительным значением, что приводит к переживанию внутреннего дискомфорта. Поэтому для понимания символики индивидуального образа необходимо, по мнению К.Юнга, выявить «жизненный опыт, уровень знаний, культуры, воображения и интуиции» человека, создающего образы (2012;91). В то же время, «на практике психолог должен иметь не только соответствующий опыт  изучения снов и других продуктов активности бессознательного, но и быть знакомым с мифологией…» (2010; 255).

В соответствии с теоретическими положениями аналитической психологии о структуре бессознательного, символические значения индивидуальных образов связаны не только со значением архетипов коллективного бессознательного, но также архетипами личностного бессознательного. Символы коллективного бессознательного мифологичны по своей сути, несут в себе тайну, ощущение волшебства. Символы, в понимании К.Юнга, воздействуют на поведение и убеждения личности, вызывая определенные переживания. Они могут влиять, как исцеляя, так и разрушая личность. Если человек отбрасывает символы коллективного бессознательного, считая их чрезмерно абстрактными и нереальными, даже фантастическими, не пытается их осмыслить и понять, то это может привести к ощущению тревожности, депрессивным состояниям (К.Юнг, 2012; 93). С другой стороны, если происходит принятие символики и ее включение в сферу сознания, то это может способствовать активизации креативности и выработке новых стратегий поведения. В юнгианском понимании, знакомство с их индивидуальными проявлениями выводит на осознание процесса индивидуации и/или трансформации личности. Представляется важным для понимания данных процессов мысль К.Юнга, что для решения личностных проблем необходимо знать прошлое и настоящее человека, в чем помогает ему погружение в мифологический мир образов. Человек, погружаясь в себя, имеет возможность открыть свой внутренний мир, поскольку символическое значение мифологических образов возвращает к прошлому, понимание которого может изменить отношение к своему настоящему (К.Юнг, 1996). С другой стороны, внутренний мир личности может содержать в себе образы предков, идентификация с которыми может приводить к изменению личностной истории и взаимодействия с другими людьми. Человек проживает не свою жизнь, страдая от этого. Изменение личности может происходить также под влиянием  «одержимости» архетипом Анимы или Анимуса или в результате идентификации с группой. К.Юнг отмечал, что работа с символическим миром образов может помочь выявить причины негативных проявлений личности и личностных проблем.  А также помочь осознать процессы трансформации личности в ее движении к позитивному изменению и возрождению (1996; 262-271).

Таким образом, на основании обобщения вышеизложенного, можно выделить основные принципы юнгианского подхода в работе с ассоциативными картами:

 Принципы аналитической психологии К.Юнга в работе с метафорическими ассоциативными картами

Принцип индивидуации дает возможность личности  осознать символику образов бессознательного и направлен на гармонизацию сознания и бессознательного, достижения целостности, единства противоположностей (например, Анимы и Анимуса).

Принцип трансформации приводит к  изменению в позитивную сторону отношения личности, например, к частям своего Я, своему прошлому и настоящему.

Принцип комплиментарности позволяет осознать и интегрировать взаимные компенсаторные установки сознания и бессознательного.

Принцип синхронии заставляет задуматься над событиями, мыслями,  которые одновременно происходят с разными людьми или появляются в их сознании, хотя не имеют причинно-следственной связи. Одним из объяснений данного принципа была идея К.Юнга о возникновении одинаковых образов у разных людей из-за активизации определенного архетипа.

Принцип амплификации позволяет расширить индивидуальные ассоциации мифологическими и сказочными образами посредством компетенций ведущего.

По мнению К.Юнга, человек, погружаясь в себя, открывает свой внутренний мир. Такую возможность предоставляет работа с метафорическими  ассоциативными картами. МАК – дверь в бессознательное, поскольку содержание бессознательного становится доступным сознанию, когда оно превращается в символы.

Можно выделить следующие особенности метафорических ассоциативных карт:

- метафорические образы  карт вызывают ассоциации, связанные, по К.Юнгу, с внутренними душевными переживаниями;

- активизируют спонтанные высказывания, неожиданные для человека, о  значимых для него событиях;

- позволяют реконструировать проблемные ситуации в настоящем или прошлом;

- дают возможность вывести на поверхность эмоциональные реакции, которые мешают двигаться вперед в индивидуальном развитии, преодолеть стресс, принять правильное решение;

- позволяют личности проявить внутренние деструктивные тенденции и негативные чувства в безопасной для себя и окружающих форме, прояснить травматические ситуации;

 -помогают понять в процессе индивидуальной интерпретации символов карт свой личностный опыт;

-дают возможность разобраться в символах, являющихся внутренними стимулами поведения и отношений (предубеждений, суеверий, страхов);

- позволяют достичь баланс в проявлениях сознания и бессознательного;

- помогают преодолеть стереотипы сознания;

- образы карт активизируют воображение, дают возможность развивать креативность;

- работа с картами создает атмосферу доверия и близости, развивает коммуникативные навыки.

- Использование принципов аналитической психологии К.Юнга дает возможность эффективного достижения цели в работе с метафорическими ассоциативными картами.

-  Образы метафорических ассоциативных карт позволяют осознать индивидуальное значение символов бессознательного, которые связаны с переживаниями в прошлом и/или настоящем личности.

-  Работа с метафорическими ассоциативными картами может привести к гармонизации и трансформации личности.

Литература

 К.Юнг (2010). Символы и толкование сновидений./В кн. «Символическая жизнь». – М.: COGITO centre. – С.255.

 К.Юнг (2012). Человек и его символы. – М.: Медков С.Б..- С. 91; 93.